Пособие электромеханику ЭЦ — Рельсовые цепи на участках с электрической тягой на переменном токе
Содержание материала
На участках с электрической тягой на переменном токе частотой 50 Гц применяют рельсовые цепи с питанием сигнальным током частотой 75 или 25 Гц. Рельсовые цепи с сигнальным током 25 Гц по сравнению с током 75 Гц более экономичны по расходу мощности, надежнее защищены от помех тягового тока и менее громоздки по применяемой аппаратуре. Питание станционных рельсовых цепей 25 Гц производится от статических преобразователей ПЧ50/25, которые, как правило, устанавливают на посту ЭЦ.
При двухниточных рельсовых цепях тяговый ток пропускают не менее чем по шести рельсовых нитям приемо-отправочных путей и не менее чем по четырем нитям в горловине станций; для пропуска тягового тока на стыках устанавливают путевые дроссели ДТ-1-150 или 2ДТ-1-150, а на станциях стыкования—дроссель-трапсформаторы ДТ-0.6-500С.
В случае однониточных рельсовых цепей тяговый ток пропускают не менее чем по трем рельсовым нитям приемо-отправочных путей и по двум нитям в горловине станции.
Отсасывающий фидер тяговой подстанции присоединяют к средней точке дополнительного (третьего) дроссель-трансформатора, расположенного в середине рельсовой цепи, первичная обмотка которого замкнута на первичную обмотку трансформатора ПРТ-25, нагруженного емкостью 24 мкф. Все опоры контактной сети подключают к тяговым рельсам непосредственно при сопротивлении заземления не менее 100 Ом, в остальных случаях — через исковые промежутки многократного действия.
А. Рельсовые цепи переменного тока 25 Гц с непрерывным питанием и реле ДСР-12 и ДСШ-13. На станциях рельсовые цепи переменного тока 25 Гц с реле ДСР-12 или ДСШ-13 питаются от двух преобразователей частоты 50/25 Гц. От первого преобразователя питаются путевые и кодовые трансформаторы, от второго — местные элементы путевых реле. Контроль замыкания изолирующих стыков смежных рельсовых цепей осуществляется чередованием полярностей тока.
Рельсовая цепь переменного тока 25 Гц с двумя дроссель-трансформ аторами ДТ-1-150 (рис. 131) применяется на кодируемых станционных путях и стрелочных участках. Общее сопротивление путевого реостата Rп и соединительных проводов между путевым трансформатором ПТ и дроссель-трансформатором ДТ должно быть не более 1 Ом, а сопротивление соединительных проводов между изолирующим трансформатором ИТ и дроссель-трансформатором ДТ — 0,5 Ом.
Рельсовая цепь переменного тока 25 Гц с одним дроссель-трансформатором (рис. 132) применяется на боковых станционных путях. Общее сопротивление путевого реостата Ra и соединительных проводов на питающем конце должно быть 2,2 Ом, а на релейном конце — 1 Ом.
Разветвленная рельсовая цепь переменного тока 25 Гц с двумя дроссель-трансформаторами и путевыми реле на каждом ответвлении (рис. 134) применяется на стрелочных участках промежуточных стаций. Максимальная (суммарная) длина рельсовой цепи 900 м.
Рис. 132. Рельсовая цепь переменного тока 25 Гц с одним дроссель-трансформатором и путевым реле ДСР-12 или ДСШ-13
Общее сопротивление путевого реостата Rп и соединительных проводов на питающем конце должно быть не более 4,4 Ом, сопротивлений соединительных проводов между дроссель-трансформатором и изолирующим трансформатором, а также между рельсами и изолирующими трансформаторами на релейных концах должно быть не более 0,5 Ом.
Рельсовые цепи (см. рис. 131—134) имеют следующую аппаратуру: дроссель-трансформаторы ДТ типа ДТ-1-150; путевые реле ПР— ДСР-12 или ДСШ-13; путевой ПТ и изолирующий ИТ трансформаторы — ПРТ-А, кодовый трансформатор КТ—ПТ-25А или ПОБС-3А; защитный блок ЗБ — ЗБ-ДСШ; путевой реостат Rп — 2,2 Ом, 10 а; резистор Rк — 200 Ом, 150 Вт, реостат R0 — 40 Ом, 0,5 а; реостаты Rд1 и Rд3 — 400 Ом; конденсаторы С0 и С0с — блоки КБ-4 X 1.
Нормы регулировки рельсовых цепей переменного тока 25 Гц с путевыми реле ДСР-12 и ДСШ-13 приведены в табл. 43.
Б. Импульсные рельсовые цепи переменного тока с путевыми реле ИРВ-110 или ИМВШ-110. Первичным датчиком импульсов является трансмиттер КПТ-13, создающий две последовательности непрерывно чередующихся импульсов 0,34 сек и интервалов 0,12 сек.
Контроль замыкания изолирующих стыка при двухниточных рельсовых цепях обеспечивается питанием рельсовых цепей импульсами разной последовательности, а при однониточных цепях — наличием косых перемычек, соединяющих тяговые нити смежных рельсовых цепей.
Таблица 43
Рис. 135. Двухниточная импульсная рельсовая цепь 25 Гц с двумя или тремя дроссель-трансформаторами ДТ-1
Для защиты от влияния гармони тягового тока в цепь путевого реле включается защитный резонансный фильтр РЗФ-2.
Таблица 42
Рис. 136. Двухниточная импульсная рельсовая цепь 25 Гц с одним дроссель-трансформатором ДТ-1
Двухниточная импульсная рельсовая цепь 25 Гц с одним дроссель-трансформатором ДТ-1 (рис. 136) применяется на боковых путях станций. Общее сопротивление путевого реостата Rп и соединительных проводов между путевым трансформатором ПТ и дроссель-трансформатором должно быть не более 2 Ом. Сопротивление соединительных проводов между рельсами и изолирующим трансформатором ИТ должно быть не более 1 Ом.
Однониточная импульсная рельсовая цепь 25 Гц (рис. 137) применяется на некодируемых приемо-отправочных путях и стрелочных участках. Максимальная длина рельсовых цепей на станционных путях 1100 м, а в горловинах станции — 500 м.
Рис. 137. Однониточная импульсная рельсовая цепь переменного тока 25 Гц
Рис. 138. Разветвленная импульсная рельсовая цепь с двумя дроссель-трансформаторами и путевыми реле на каждом ответвлении
Сопротивление соединительных проводов между рельсами и трансформаторами на каждом конце рельсовой цепи должно быть не более 1 Ом.
Регулировка напряжения на путевых реле 1СПР, 2СПР и 3СПР производится посредством реостатов. В схемах рельсовых цепей на рис. 135 — 138 указаны: преобразователь частоты ПЧ типа ПЧ 50/25—100, дроссель-трансформатор ДТ типа ДТ-1-150; ДТс — типа ДТ-0,6-500, путевые реле ИПР типа ИРВ-110 или ИМВШ-110; путевой изолирующий, согласовывающий, кодовый трансформаторы ПТ, ИТ, СТ и КТ типа ПРТ-25; реостат R0 — 14 Ом и 1 а; реостаты Rп, Rп1, Rп2 и Rп3 на 2,2 Ом и 10 а; резистор Rд1 на 200 Ом и 0,25 а; реостат Rд2 — 400 Ом, 0,2 а; конденсаторы С0, C1, С2 и Сос типов КБ2 и КБ4; реактор Ζп типа РОБС-4.
Регулировка импульсных рельсовых цепей переменного тока 25 Гц с путевым реле ИРВ-110 или ИМВШ-110 производится изменением напряжения на вторичной обмотке питающего (путевого) трансформатора ПТ (см. табл. 41).
Нормы регулировки рельсовых цепей переменного тока 25 где путевыми реле ИРВ-110 и ИМВШ-110 приведены в табл. 43.
Источник
Рельсовые цепи постоянного тока при автономной тяге
1) Преимущества р.ц. постоянного тока.
2) Рельсовая цепь с непрерывным питанием (рис. 8.1).
– Элементы р.ц., их назначение.
– Работа р.ц. в различных режимах (нормальный, шунтовой, контрольный).
– Защита р.ц. от пробоя изолирующих стыков.
3) Импульсная рельсовая цепь постоянного тока (рис. 9.1).
– Элементы р.ц., их назначение.
– Работа р.ц. в различных режимах (нормальный, шунтовой, контрольный).
– Работа конденсаторного дешифратора.
– Защита р.ц. от пробоя изолирующих стыков.
4) Недостатки р.ц. постоянного тока.
9.2. Рельсовые цепи переменного тока
Рельсовые цепи переменного тока 50 Гц с малогабаритной аппаратурой (рис. 9.3, а) широко используют на некодированных путях станций без электротяги. Такое название они получили на ранней стадии внедрения благодаря использованию в схеме малогабаритных трансформаторов ПТМ на питающем конце и РТ-3 на релейном. Размеры и масса этих трансформаторов в несколько раз меньше путевых трансформаторов ПОБС.
Наряду с трансформаторами ПТМ в качестве питающих применяют также трансформаторы ПРТ-А, а на релейном — ПРТ-А и СТ-3. Ограничителем является резистор Rо; путевое реле — АНВШ2-2400. В эксплуатации еще находятся рельсовые цепи с путевыми реле НРВ1-250, НВШ2-200, НРВ1-1000 и НВШ1-800. Предельная длина рельсовой цепи, при которой обеспечиваются все режимы, составляет 1500 м. Мощность, потребляемая рельсовой цепью предельной длины, равна примерно 30 В×А.
Рис. 9.3. Рельсовые цепи переменного тока 50 Гц с малогабаритной аппаратурой
Питающие и релейные трансформаторы размещают у пути в трансформаторных ящиках или релейных шкафах, а путевое реле — на посту ЭЦ или в помещении дежурного по станции. Провода между релейным трансформатором и путевым реле не дублируют при длине кабеля до 1500 м.
Такие рельсовые цепи допускают кодирование их с питающего и релейного концов (рис. 9.3, б). При кодировании с релейного конца в качестве кодового применяют трансформатор ПОБС-3А, а с питающего — питающий трансформатор ПРТ-А.
Предельная длина кодируемой рельсовой цепи составляет 1200 м. При шунтировании входного конца рельсовой цепи и минимальном сопротивлении изоляции ток АЛС в рельсах должен быть не менее 1,2 А. При кодировании с релейного конца включают резистор Rз.
Для контроля замыкания изолирующих стыков вторичные обмотки путевых трансформаторов включают так, чтобы обеспечивалось чередование мгновенных полярностей тока в смежных цепях, а по обе стороны изолирующего стыка устанавливают одноименные приборы (реле-реле или трансформатор-трансформатор). По этой же причине полярность кодового тока при кодировании с релейного конца должна совпадать с полярностью тока путевого трансформатора и быть противоположной полярности тока смежной рельсовой цепи.
В случае замыкания изолирующих стыков вследствие противоположного направления тока от трансформаторов смежных цепей общий ток снижается и становится меньше тока отпускания реле. Оба путевых реле отпускают якоря, и замкнувшиеся стыки благодаря этому могут быть своевременно обнаружены. Однако если рельсовая цепь занята поездом, и в этот момент произошло замыкание изолирующих стыков, то путевое реле будет получать питание только от источника смежной цепи. При этом если подвижная единица находится вблизи от замкнувшихся изолирующих стыков, то оба путевых реле будут зашунтированы, так как сопротивление рельсов, входящее в сопротивление шунта, будет невелико.
При некотором удалении подвижной единицы от поврежденных изолирующих стыков (на 250 м и более), когда в сопротивление шунта будет входить сопротивление рельсов от подвижной единицы до стыков, возможно срабатывание путевого реле от источника смежной цепи. Поэтому указанный контроль замыкания изолирующих стыков является недостаточно надежным, и такие рельсовые цепи требуют более тщательного осмотра, особенно изолирующих стыков при обслуживании устройств. Эти рельсовые цепи применяют в основном для оборудования путевых и стрелочных участков, по которым не проходят поездные маршруты, — для маневровых районов, подъездных путей и т. п. На перегонах такие рельсовые цепи не применяют.
Фазочувствительные рельсовые цепи переменного тока 50 Гц. с путевыми реле ДСР-12 или ДСШ-12 (рис. 9.4, а) применяют на станциях участков с автономной тягой, подлежащих электрификации. В качестве питающего используют трансформатор ПОБС-2А, ограничителем является резистор Rо=2,2 Ом. Согласование высокого сопротивления (600 Ом) путевой обмотки реле ДСШ (ДСР) с низким входным сопротивлением рельсовой цепи (примерно 1 Ом) осуществляется релейным трансформатором СОБС-2А. С помощью конденсатора Ср, включенного последовательно с путевой обмоткой реле, достигается сдвиг фазы напряжения на путевой обмотке по отношению к напряжению местной обмотки на угол примерно 90°, необходимый для нормальной работы фазочувствительного реле. Предельная длина рельсовой цепи 1500 м, потребляемая мощность при предельной длине 80 В×А (максимальная— 100 В×А). Дублирование жил кабеля между релейным трансформатором и путевым реле не требуется при длине кабеля до 2000 м.
Рис. 9.4. Фазочувствительная рельсовая цепь переменного тока 50 Гц
Фазочувствительная рельсовая цепь допускает наложение кодирования с питающего и релейного концов (рис. 9.4, б). Для кодирования с релейного конца в качестве кодового используют трансформатор ПОБС-3А и дополнительно включают резистор Rз= 1,2 Ом. При шунтировании входного конца рельсовой цепи ток АЛС в рельсах должен быть не менее 1,2 А. После освобождения рельсовой цепи в большом интервале кода срабатывает путевое реле, и рельсовая цепь переходит из режима кодирования в нормальный.
Для исключения срабатывания путевого реле от тока смежной цепи при замыкании изолирующих стыков в смежных цепях вторичные обмотки путевых трансформаторов включают так, чтобы обеспечивалось чередование мгновенных полярностей тока. Первичные обмотки включают в одну и ту же фазу. При этих условиях в случае замыкания изолирующих стыков от источника смежной цепи через путевую обмотку будет протекать ток, противоположный по фазе (сдвинут на угол 180°). Под действием этого тока создается отрицательный вращающий момент, стремящийся повернуть сектор реле вниз, к упорному ролику. Этим исключается срабатывание путевого реле от источника смежной цепи.
Для этой же цели при кодировании с релейного конца мгновенную полярность кодового тока устанавливают противоположной полярности тока питания смежной рельсовой цепи.
Замыкание изолирующих стыков при свободных рельсовых цепях контролируется за счет взаимной компенсации сигнальных токов смежных рельсовых цепей. При этом фиксируется занятость одной или обеих смежных рельсовых цепей.
В случае перевода участка на электротягу на обоих концах рельсовой цепи устанавливают дроссель-трансформаторы ДТ-0,2; трансформатор РТ и резистор Rз снимают, а питающий трансформатор ПОБС-2А и резистор Ro заменяют соответственно на ПОБС-3А и РОБС-3А.
При новом проектировании и строительстве на станциях участков с автономной тягой, как правило, применяют рельсовые цепи переменного тока 25 Гц с фазочувствительными путевыми реле.
Кодовые рельсовые цепи переменного тока 50 Гц без дроссель-трансформаторов (рис. 9.5) применяют на перегонах участков без электротяги с учетом последующей электрификации или там, где не предусмотрен переход на электротягу, но имеется надежный источник электроснабжения переменного тока 50 Гц от основной и резервной линий.
Рис. 9.5. Кодовая рельсовая цепь переменного тока 50 Гц без без дроссель-трансформаторов
В качестве питающего используют трансформатор ПОБС-2А, конденсатор Ск=4 мкФ и резистор Rк=47 Ом служат для искрогашения на контактах трансмиттерного реле Т ограничителем является реактор Zo типа РОБС-4А. Импульсное реле ИМВШ-110 подключают через трансформатор РТ типа СТ-4, согласующий высокое сопротивление реле (200 Ом) с низким входным сопротивлением рельсовой цепи. Для защиты аппаратуры от перенапряжений, которые могут возникнуть при грозовых разрядах, на обоих концах цепи установлены керамические выравниватели ВК-10, обладающие нелинейной вольт-амперной характеристикой.
Рельсовые цепи регулируют изменением напряжений на путевом трансформаторе таким образом, чтобы при шунтировании поездом входного (релейного) конца ток АЛС был не менее 1,2 А при минимальном сопротивлении изоляции. Такая регулировка в нормальном режиме на путевом реле вызывает перенапряжение, которое гасится на резисторе Rд.
Кодовую рельсовую цепь используют для контроля свободности и занятости участка, увязки между показаниями смежных светофоров и работы АЛС.
Управление показаниями путевых светофоров и действие АЛС осуществляются с помощью кодовых сигналов КЖ, Ж и 3 (рис. 9.6).
Рис. 9.6. Принципиальная схема работы кодовой рельсовой цепи
С питающего конца рельсовой цепи контактом реле Т посылается кодовый сигнал КЖ, Ж или 3, в зависимости от показания светофора 1. При зеленом огне светофора возбуждены сигнальные реле Ж и 3, и реле Т подключается к контакту 3 трансмиттера КПТШ, при желтом огне — к контакту Ж и при красном — к контакту КЖ.
Кодовые сигналы при свободной рельсовой цепи воспринимает импульсное реле И, воздействующее на дешифраторную ячейку ДЯ, на выходе которой включены сигнальные реле Ж и 3. При приеме кодового сигнала КЖ возбуждается реле Ж, а при приеме сигналов Ж или 3 — сигнальные реле Ж и 3. Контакты реле Ж и 3 управляют сигналами путевого светофора и выбирают кодовые сигналы, посылаемые в смежную рельсовую цепь.
В случае занятого блок-участка прекращается импульсная работа реле И, реле 3 и Ж обесточиваются, и на светофоре 3 включается лампа красного огня. Кодовые сигналы при этом воспринимаются приемными устройствами АЛС (приемными катушками, подвешенными над рельсами перед первой колесной парой локомотива).
После освобождения поездом блок-участка в рельсовую цепь от светофора 1 будет посылаться кодовый сигнал КЖ, начинают работать реле И и дешифратор ДЯ, возбуждается сигнальное реле Ж, и на светофоре 3 включается лампа желтого огня. Таким образом, одни и те же кодовые сигналы используют для работы автоблокировки (при свободной рельсовой цепи) и действия АЛС (при вступлении поезда). Кодовые сигналы всегда передаются навстречу движению поезда.
Применяемое в схеме одноэлементное импульсное реле с выпрямителем ИМВШ-110 не реагирует на фазу принимаемого сигнала. Поэтому защитить реле от тока смежной цепи при замыкании изолирующих стыков не представляется возможным, т. е. реле И при замыкании изолирующих стыков будет срабатывать от тока смежной цепи.
Для исключения ложного возбуждения сигнальных реле Ж и 3 при работе реле И от тока смежной цепи в дешифраторе применяют схемную защиту, принцип действия которой основан на отключении цепи возбуждения реле Ж и 3 при работе реле И от источника питания смежной цепи, когда реле И и 3Т начинают работать синхронно. Для нормальной работы рельсовой цепи (это обеспечивается при асинхронной работе реле И и 3Т) в смежных цепях применяют трансмиттеры с различной длительностью кодовых циклов (КПТШ-5 и КПТШ-7), обеспечивающие асинхронную передачу сигналов в смежные РЦ.
Предельная длина рельсовой цепи, при которой обеспечиваются все режимы, составляет 2600 м. Мощность, потребляемая рельсовой цепью предельной длины в нормальном режиме,—150 В×А, в режиме короткого замыкания (при шунтировании питающего кольца) она возрастает до 200 В·А.
Источник