Дактиль тучки небесные вечные странники степью лазурною цепью жемчужною

Дактиль тучки небесные вечные странники степью лазурною цепью жемчужною

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Определите размер следующих стихотворений.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною.
(М.Ю. Лермонтов) — размер стихотворения Дактиль (/ — -)

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой.
(А.С. Пушкин) — размер стихотворения Амфибрахий (- / -)

Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село. — размер стихотворения Анапест (- — /)

Стопы, как мы помним, бывают двусложные и трёхсложные. Отсюда и поэтические размеры бывают двусложные и трёхсложные.

Стопа, состоящая из одного ударного и двух безударных слогов, называется трёхсложной.

К трёхсложным размерам относятся дактиль, амфибрахий и анапест.

Дактиль — трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог в стопе (/ — -).

Амфибрахий — трёхсложный стихотворный размер, в котором ударный слог в стопе находится между двумя безударными. (- / -).

Анапест — трёхсложный стихотворный размер, в котором два первых слога в стопе безударные, последний — ударный (- — /).

Источник

Занятие 3. Дактиль

1. Определение дактиля.
2. Распространённые дактилические размеры.
3. Равносложные дактилические размеры.
4. Разностопные дактилические размеры.
5. Разнообразие дактилических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки

1. Дактиль – трёхсложный стихотворный размер, в стопах которого под ударением оказываются преимущественно первые слоги, или следующие слоги строки, считая слева направо: 1, 4, 7, 10, 13, 16 .

Количество стоп и слогов в строках дактиля, в зависимости от вида рифм и схемы ударных и безударных слогов указаны в таблице, приведённой выше.

В отдельных стопах реального дактиля на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на теоретически ударных слогах.

Начнём знакомство с двустопного дактиля.

Кубок янтарный
Полон давно –
Пеной угарной
Блещет вино.

Расставим ударения в четверостишии:

КУбок янтАрный
ПОлон давнО –
ПЕной угАрной
БлЕщет винО.

КУбок ян — тАрный
ПОлон дав — нО –
ПЕной у — гАрной
БлЕщет ви — нО.

Представим стопы четверостишия схематически:

Все строки являются ключевыми. Дактиль идеальный. Размер стихотворения: двустопный дактиль: 5/4 слогов, рифмовка перекрёстная: ж/м.

Строки стихотворения, написанного дактилем, могут быть и более длинными.

Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов – за белой стеною – погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост.

Расставим ударения в четверостишии:

БЕлое сОлнце и нИзкие, нИзкие тУчи,
Вдоль огорОдов – за бЕлой стенОю – погОст.
и на пескЕ веренИцы солОменных чУчел
Под переклАдинами в человЕческий рОст.

БЕлое — сОлнце и — нИзкие, — нИзкие — тУчи,
Вдоль ого — рОдов – за — бЕлой сте — нОю – по — гОст.
и на пес — кЕ вере — нИцы со — лОменных — чУчел
Под перек- лАдина — ми в чело — вЕческий — рОст.

Представим стопы четверостишия схематически:

Первая строка является ключевой. В остальных строках встречаются безударные стопы. Размер стихотворения: 5-ти стопный дактиль: 14/13 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

2. Самыми распространёнными являются трёх- и четырёхстопные дактили.

В чащах, в болотах, огромных,
У оловянной реки,
В срубах мохнатых и темных
Странные есть мужики.

Расставим ударения в четверостишии:

В чАщах, в болОтах, огрОмных,
у оловЯнной рекИ,
В срУбах мохнАтых и тЕмных
СтрАнные Есть мужикИ.

В чАщах, в бо — лОтах, ог — рОмных,
у оло — вЯнной ре — кИ,
В срУбах мох- нАтых и — тЕмных
СтрАнные — Есть мужи — кИ.

Представим стопы четверостишия схематически:

Во второй строке первая стопа безударная. Остальные строки, являясь ключевыми, позволяют однозначно идентифицировать типичный дактиль. Размер стихотворения: 3-х стопный дактиль: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

Кажется, в жизни моей несвятой
Только и есть, что, в наследство для сына,
Клавишей битых разболтанный строй:
Знавшее виды мое пианино. С. 176.

Расставим ударения в четверостишии:

КАжется, в жИзни моЕй несвятОй
ТОлько и Есть, что, в наслЕдство для сЫна,
КлАвишей бИтых разбОлтанный стрОй:
ЗнАвшее вИды моЕ пианИно.

КАжется, — в жИзни мо — Ей несвя — тОй
ТОлько и — Есть, что, в нас — лЕдство для — сЫна,
КлАвишей — бИтых раз — бОлтанный — стрОй:
ЗнАвшее — вИды мо — Е пиа — нИно.

Представим стопы четверостишия схематически:

Все строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 10/11 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

Март мой! Под стрехами после капели
Залиловели полоски земли.
Март-бокогрей, поиграй на свирели,
Солнечным лучиком лед посверли. С. 135.

Расставим ударения в четверостишии:

МАрт мОй! Под стрЕхами пОсле капЕли
ЗалиловЕли полОски землИ.
МАрт-бокогрЕй, поигрАй на свирЕли,
Солнечным лУчиком лЕд посверлИ.
Выделим в строках стопы:

МАрт мОй! Под — стрЕхами — пОсле ка — пЕли
Залило — вЕли по — лОски зем — лИ.
МАрт-боко — грЕй, поиг- рАй на сви — рЕли,
Солнечным — лУчиком — лЕд посвер — лИ.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Мой» знаком плюс «+»:

Ключевыми являются две последние строки, по ним и определяем стихотворный размер. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 11/10 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

3. Перейдём к равносложному дактилю, в строках которого одинаковое число слогов и рифмы одного вида.

Белый зайчонок
На белом снегу –
Белая сказка
На каждом шагу.
Лес подмосковный
Во время пурги
Не отличишь
От сибирской тайги.

Поскольку каждая строка четверостишия разделена на две части, то для определения размера объединим их в полноценные строки.

Белый зайчонок на белом снегу –
Белая сказка на каждом шагу.
Лес подмосковный во время пурги
Не отличишь от сибирской тайги.

Расставим ударения в четверостишии:

БЕлый зайчОнок на бЕлом снегУ –
БЕлая скАзка на кАждом шагУ.
ЛЕс подмоскОвный во врЕмя пургИ
Не отличИшь от сибИрской тайгИ.

БЕлый зай — чОнок на — бЕлом сне — гУ –
БЕлая — скАзка на — кАждом ша — гУ.
ЛЕс подмос — кОвный во — врЕмя пур — гИ
Не отли — чИшь от си — бИрской тай — гИ.

Представим стопы четверостишия схематически:

Первые три строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 10/10 слогов; рифмовка смежная: м/м.

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Расставим ударения в четверостишии:

МОлча сижУ под окОшком темнИцы;
СИнее нЕбо отсЮда мнЕ вИдно:
В нЕбе игрАют всЁ вОльные птИцы;
ГлЯдя на нИх, мнЕ и бОльно и стЫдно.

МОлча си — жУ под о — кОшком тем — нИцы;
СИнее — нЕбо от — сЮда мнЕ — вИдно:
В нЕбе иг- рАют всЁ – вОльные — птИцы;
ГлЯдя на — нИх, мнЕ и — бОльно и — стЫдно.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «мнЕ» и «всЁ» знаками плюс «+»:

Ключевой является первая строка. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 11/11 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.

В равносложном дактиле может использоваться и дактилическая рифма.

Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Расставим ударения в четверостишии:

Узкий, нерУсский стАн –
Над фолиАнтами.
ШАль из турЕцких стрАн
ПАла, как мАнтия.

Узкий, не — рУсский стАн –
Над фоли — Антами.
ШАль из ту — рЕцких стрАн
ПАла, как — мАнтия.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в словах «стАн» и «стрАн» знаками плюс «+»:

Ключевой является последняя строка. Размер стихотворения: двустопный дактиль: 6/6 слогов; рифмовка перекрёстная: м/дактилич.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Расставим ударения в четверостишии:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вЫ, бУдто как Я же, изгнАнники
С мИлого сЕвера в стОрону Южную.

ТУчки не — бЕсные, — вЕчные — стрАнники!
СтЕпью ла- зУрною, — цЕпью жем — чУжною
МчИтесь вЫ, — бУдто как — Я же, из — гнАнники
С мИлого — сЕвера — в стОрону — Южную.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «вЫ» знаком плюс «+»:

Ключевыми являются первая, вторая и четвёртая строки. Размер стихотворения: 4-х стопный дактиль: 12/12 слогов; рифмовка перекрёстная: Дактилич./дактилич.

4. Рассмотрим разностопный дактиль.

Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки? С. 19.

Расставим ударения в четверостишии:

ах, золотЫе денькИ!
ГдЕ уголкИ потайнЫе,
ГдЕ вЫ, лугА заливнЫе
СИней окИ?

ах, золо — тЫе день — кИ!
ГдЕ угол — кИ потай — нЫе,
ГдЕ вЫ, лу — гА залив — нЫе
СИней о — кИ?

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «вЫ» знаком плюс «+»:

Ключевыми являются вторая и четвёртая строки. По ним определяем размер стихотворения: 3-х стопный/двустопный дактиль: 7/8/8/4 слога; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м.

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?

Расставим ударения в четверостишии:

ПродолговАтый и твЕрдый овАл,
ЧЕрного плАтья растрУбы…
Юная бАбушка! – КтО целовАл
ВАши надмЕнные гУбы?

Продолго — вАтый и — твЕрдый о — вАл,
ЧЕрного — плАтья рас — трУбы…
Юная — бАбушка! – КтО цело — вАл
ВАши над – мЕнные — гУбы?

Представим стопы четверостишия схематически:

Первая стопа в первой строке безударная. Остальные три строки, являясь ключевыми, позволяют определить размер стихотворения: 4-х/3-х стопный дактиль: 10/8 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

Длинной дорогою жизнь подводила
К этому страшному дню.
Все, что томилось, металось, грешило,
Все предается огню.

Расставим ударения в четверостишии:

ДлИнной дорОгою жИзнь подводИла
К Этому стрАшному днЮ.
ВсЕ, что томИлось, метАлось, грешИло,
ВсЕ предаЕтся огнЮ.

ДлИнной до — рОгою — жИзнь подво — дИла
К Этому — стрАшному — днЮ.
ВсЕ, что то — мИлось, ме — тАлось, гре — шИло,
ВсЕ преда — Ется ог- нЮ.

Представим стопы четверостишия схематически:

Все строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный дактиль: 11/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

В разностопном дактиле может использоваться и дактилическая рифма.

Выйдем с тобой побродить
В лунном сиянии!
Долго ли душу томить
В темном молчании!

Расставим ударения в четверостишии:

ВЫйдем с тобОй побродИть
В лУнном сиЯнии!
ДОлго ли дУшу томИть
В тЕмном молчАнии!

ВЫйдем с то — бОй побро — дИть
В лУнном си — Янии!
ДОлго ли — дУшу то — мИть
В тЕмном мол- чАнии!

Представим стопы четверостишия схематически:

Во всех строках идеальный дактиль. Размер стихотворения: 3-х стопный/двустопный дактиль: 7/6 слогов; рифмовка перекрёстная: м/дактилич

Ночка сегодня морозная, ясная.
В горе стоит над рекой
Русская девица, девица красная,
Щупает прорубь ногой.

Расставим ударения в четверостишии:

НОчка сегОдня морОзная, Ясная.
В гОре стоИт над рекОй
РУсская дЕевица, дЕвица крАсная,
ЩУпает прОрубь ногОй.

НОчка се — гОдня мо — рОзная, — Ясная.
В гОре сто — Ит над ре — кОй
РУсская — дЕевица, — дЕвица — крАсная,
ЩУпает — прОрубь но — гОй.

Представим стопы четверостишия схематически:

Все строки – идеальный дактиль. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный дактиль: 12/7 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.

5. Разнообразие дактилических строф.

Давность ли тысячелетий,
Давность ли жизни одной
Призваны запечатлеть мы, –
Все засосет глубиной,
Все зацветет тишиной.

Расставим ударения в пятистишии:

ДАвность ли тысячелЕтий,
ДАвность ли жИзни однОй
ПрИзваны запечатлЕть мЫ, –
ВсЕ засосЕт глубинОй,
ВсЕ зацветЕт тишинОй.

ДАвность ли – тысяче — лЕтий,
ДАвность ли — жИзни од — нОй
ПрИзваны — запечат- лЕть мЫ, –
ВсЕ засо — сЕт глуби — нОй,
ВсЕ зацве — тЕт тиши — нОй.

Представим стопы пятистишия схематически:

В первой и в третьей строках средние стопы безударные. Ключевыми строками являются вторая, четвёртая и пятая. Размер пятистишия: 3-х стопный дактиль: 8/7/8/7/7 слогов; рифмовка сложная: ж/м/ж/м/м.

С детства трусихой была,
С детства поднять не могла
Веки бессонные Вию.
В сказках накопленный хлам
Страх сторожил по углам,
Шорохи слушал ночные.

Расставим ударения в шестистишии:

С дЕтства трусИхой былА,
С дЕтства поднЯть не моглА
ВЕки бессОнные ВИю.
В скАзках накОпленный хлАм
СтрАх сторожИл по углАм,
ШОрохи слУшал ночнЫе.

С дЕтства тру — сИхой бы — лА,
С дЕтства под — нЯть не мог- лА
ВЕки бес — сОнные — ВИю.
В скАзках на — кОпленный — хлАм
СтрАх сторо — жИл по уг — лАм,
ШОрохи — слУшал ноч — нЫе.

Представим стопы шестистишия схематически:

Во всех строках идеальный дактиль. Размер шестистишия: 3-х стопный дактиль: 7/7/8/7/7/8 слогов; рифмовка смешанная: М/М/ж/м/м/ж.

Стихотворение может быть написано и трёхстишиями.

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Расставим ударения в первом трёхстишии:

В пОлном разгАре страдА деревЕнская…
ДОля тЫ! – рУсская дОлюшка жЕнская!
ВрЯд ли труднЕе сыскАть.

В пОлном раз — гАре стра — дА дере — вЕнская…
ДОля тЫ! – рУсская — дОлюшка — жЕнская!
ВрЯд ли труд — нЕе сыс- кАть.

Представим стопы трёхстишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «тЫ» знаком плюс «+»:

Из схемы видно, что идеальный дактиль в первой и третьей строках. В первых двух строках трёхстиший по 12 слогов и смежные дактилические рифмы. В последних строках по 7 слогов и мужская рифма для строк ближайших трёхстиший. Поскольку после семи трёхстиший стихотворение заканчивается двумя четверостишиями, укажем их размеры отдельно.
Размер трёхстиший: 4-х/3-х стопный дактиль: 12/12/7 слогов; рифмовка смешанная: дактилич./дактилич./м.
Размер четверостиший: 4-х/3-х стопный дактиль: 12/7 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.

6. Задания для самостоятельной проработки.
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.

С длинной беседушкой
Краем берез
Едем мы с дедушкой
На сенокос. С. 197.

Музыку трав и деревьев,
ближних и дальних дорог,
струн дымовых над деревней
слушать без устали мог С. 169.

Старый бульвар, заметенный листвой.
С каждой минутой деревья бесплотней…
Шорохи, шелесты… Из подворотни
ветра осеннего слышится вой. С. 184.

Много ли надо родимого неба,
Чистой, отглаженной солнцем травы,
Да воробьиного зернышка хлеба,
Да соловьиной делянки листвы. С. 181.

Вместо ограды облезлой
В местности незаселенной
Рядом с дорогой железной
Вырос кустарник веселый. С. 21.

Дедко поет, вырезая игрушки.
Вязнут в вязании пальцы старушки… С. 197.

Точно от града грозы навесной,
Кипень – вода озерка.
Сколько охотников – боже ты мой» –
На одного-то чирка! С. 44.

Источник

Читать так же:  Замена цепи грм ауди q5 cncd
Оцените статью
Всё о бурение