Являются первым звеном в цепи питания синтезируют

Являются первым звеном в цепи питания синтезируют

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми и функ­ци­о­наль­ны­ми груп­па­ми в эко­си­сте­мах: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Г) бак­те­рия сен­ная па­лоч­ка

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

1) про­ду­цент: Б) горох по­сев­ной; Д) же­ле­зо­бак­те­рии

2) кон­су­мент: В) гриб спо­ры­нья (ПА­РА­ЗИТ ЗЛА­КО­ВЫХ); Е) чёрный хорь;

3) ре­ду­цент: А) гриб опёнок; Г) бак­те­рия сен­ная па­лоч­ка

Про­ду­цен­ты (ав­то­троф­ные ор­га­низ­мы или ав­то­тро­фы) — ор­га­низ­мы, спо­соб­ные син­те­зи­ро­вать ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских. Это, в ос­нов­ном, зелёные рас­те­ния (син­те­зи­ру­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских в про­цес­се фо­то­син­те­за), од­на­ко не­ко­то­рые виды бак­те­рий-хе­мот­ро­фов спо­соб­ны на чисто хи­ми­че­ский син­тез ор­га­ни­ки и без сол­неч­но­го света. Про­ду­цен­ты яв­ля­ют­ся пер­вым зве­ном пи­ще­вой цепи.

Хе­мо­ав­то­тро­фы – для син­те­за ор­га­ни­че­ских ве­ществ ис­поль­зу­ют хи­ми­че­скую энер­гию. Это се­робак­те­рии и же­ле­зо­бак­те­рии, по­лу­ча­ю­щие энер­гию при окис­ле­нии со­еди­не­ний серы и же­ле­за (хе­мо­син­тез).

Кон­су­мен­ты (от лат. consumo — по­треб­ляю) — ор­га­низ­мы, пи­та­ю­щи­е­ся го­то­вым ор­га­ни­че­ских ве­ще­ством (жи­вот­ные, боль­шин­ство мик­ро­ор­га­низ­мов, в том числе па­ра­зи­ти­че­ские; ча­стич­но на­се­ко­мо­яд­ные рас­те­ния), т. е. под­дер­жи­ва­ю­щие свое су­ще­ство­ва­ние с по­мо­щью пре­об­ра­зо­ва­ния ве­ще­ства, про­из­ве­ден­но­го про­ду­цен­та­ми.

Ре­ду­цен­ты (от лат. reducens — воз­вра­ща­ю­щий, вос­ста­нав­ли­ва­ю­щий) — ор­га­низ­мы, глав­ным об­ра­зом грибы и бак­те­рии, раз­ла­га­ю­щие мерт­вое ор­га­ни­че­ское ве­ще­ство и пре­вра­ща­ю­щие их в не­ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, ко­то­рые в со­сто­я­нии усва­и­вать дру­гие ор­га­низ­мы — про­ду­цен­ты.

Источник

Пищевая цепь

1. Продуценты (производители) производят органические вещества из неорганических. Это растения, а так же фото- и хемосинтезирующие бактерии.

2. Консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества. Это животные, паразитические растения, паразитические грибы, паразитические и симбиотические бактерии.

  • консументы 1 порядка питаются продуцентами (корова, карп, пчела)
  • консументы 2 порядка питаются консументами первого (волк, щука, оса)
    и т. д.

3. Редуценты (разрушители) разрушают (минерализуют) органические вещества до неорганических – это сапрофитные бактерии и сапрофитные грибы.

Пищевые цепи делятся на пастбищные (начинаются с растений) и детритные (начинаются с мертвого органического вещества). Заканчиваются все пищевые цепи консументом высшего порядка. Примеры пищевых цепей:

  • пастбищная: капуста → гусеница бабочки → синица → ястреб
  • детритная: листовой опад → дождевой червь → ёж → лиса

(Стрелка в пищевой цепи всегда направлена от того, кого едят в сторону того, кто ест.)

Пищевая цепь не может содержать больше 5-6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90% энергии теряется (правило 10%, правило экологической пирамиды). Например, корова съела 100 кг травы, но потолстела только на 10 кг, т.к.
а) часть травы она не переварила и выбросила с калом;
б) часть переваренной травы была окислена до углекислого газа и воды для получения энергии; часть этой энергии была потрачена на жизнедеятельность, часть рассеялась в виде тепла.

Каждое последующее звено в пищевой цепи весит меньше предыдущего, поэтому пищевую цепь можно представить в виде пирамиды биомассы (внизу производители, их больше всего, на самом верху – консументы высшего порядка, их меньше всего). Кроме пирамиды биомассы, можно построить пирамиду энергии, численности и т.п.

Дополнительные материалы

Задания части 1

ПРОДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ
1. Выберите три варианта. Водоросли в экосистеме водоема составляют начальное звено в большинстве цепей питания, так как они

1) аккумулируют солнечную энергию
2) поглощают органические вещества
3) способны к хемосинтезу
4) синтезируют органические вещества из неорганических
5) обеспечивают энергией и органическими веществами животных
6) растут в течение всей жизни

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме к продуцентам относят хемосинтезирующих бактерий, так как они
1) синтезируют органические вещества из неорганических
2) создают первичную продукцию
3) характеризуются гетеротрофным питанием
4) паразитируют на растениях
5) окисляют органические вещества
6) используют энергию окисления неорганических веществ для синтеза АТФ

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме к продуцентам относят хемосинтезирующих бактерий, так как они
1) синтезируют органические вещества из неорганических
2) характеризуются гетеротрофным питанием
3) создают первичную продукцию в биогеоценозе
4) восстанавливают неорганический углерод
5) относятся к прокариотам
6) окисляют органические вещества до неорганических

ПРОДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относятся

1) патогенные прокариоты
2) бурые водоросли
3) фитофаги
4) цианобактерии
5) зеленые водоросли
6) грибы-симбионты

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам биоценозов относят
1) гриб-пеницилл
2) молочнокислую бактерию
3) берёзу повислую
4) белую планарию
5) верблюжью колючку
6) серобактерию

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят
1) пресноводную гидру
2) кукушкин лен
3) цианобактерию
4) шампиньон
5) улотрикс
6) планарию

ФОРМИРУЕТСЯ: Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К продуцентам относят
А) дрожжи
Б) кишечная палочка
В) хлорелла

ПЕРВЫЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме смешанного леса первый трофический уровень занимают

1) зерноядные млекопитающие
2) береза бородавчатая
3) тетерев-косач
4) ольха серая
5) кипрей узколистный
6) стрекоза коромысло

ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между организмами и трофическими уровнями: 1) первый, 2) второй. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) бабочка-монарх
Б) железобактерия
В) красный коралл
Г) олений мох
Д) хлорелла
Е) инфузория-туфелька

ВТОРОЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Выберите три варианта. В экосистемах второй трофический уровень занимают:

1) земляника
2) трутовик
3) заяц-беляк
4) береза повислая
5) петров крест
6) ландыш майский

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между характеристиками организмов и их функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) консументы

А) растительноядные животные
Б) использование растительной и животной пищи в качестве источника энергии
В) синтез первичного органического вещества
Г) плотоядные животные и паразиты
Д) преобразуют энергию солнца в энергию химических связей органических веществ
Е) начинают пастбищные цепи питания

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым они относятся: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) голый слизень
Б) обыкновенный крот
В) серая жаба
Г) чёрный хорь
Д) капуста листовая
Е) сурепка обыкновенная

2. Установите соответствие между организмами и функциональными группами: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерии
Б) полевая мышь
В) мятлик луговой
Г) пчела медоносная
Д) пырей ползучий

3. Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) прибрежная растительность
Б) рыбы
В) личинки земноводных
Г) фитопланктон
Д) растения дна
Е) моллюски

4. Установите соответствие между обитателями наземной экосистемы и функциональной группой, к которой они относятся: 1) консументы, 2) продуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ольха
Б) жук-типограф
В) вяз
Г) кислица
Д) клест
Е) сорока

5. Установите соответствие между организмом и функциональной группой биоценоза, к которой его относят: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гриб трутовик
Б) пырей ползучий
В) серобактерия
Г) холерный вибрион
Д) инфузория-туфелька
Е) малярийный плазмодий

6. Установите соответствие между примерами и экологическими группами в пищевой цепи: 1) продуценты, 2) консументы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) заяц
Б) пшеница
В) дождевой червь
Г) синица
Д) ламинария
Е) малый прудовик

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ-1 — КОНСУМЕНТЫ-2 ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между организмами и занимаемым трофическим уровнем: 1) консумент I порядка, 2) консумент II порядка, 3) продуцент. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) петров крест
Б) ежа сборная
В) трутовик
Г) европейская норка
Д) манул
Е) люцерна

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: 1) консументы, 2) продуценты, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) возвращают свободный азот в атмосферу
Б) образуют первичную продукцию
В) образуют органические вещества в результате хемосинтеза
Г) составляют второй трофический уровень
Д) минерализуют органические остатки

2. Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: 1) растения, 2) бактерии, 3) животные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) основные производители глюкозы в биогеоценозе
Б) первичные потребители солнечной энергии
В) минерализуют органические вещества
Г) являются консументами разных порядков
Д) обеспечивают усвоение азота растениями
Е) передают вещества и энергию в пищевых цепях

ПРОДУЦЕНТЫ — КОНСУМЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме леса: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.

А) хвощи и папоротники
Б) плесневые грибы
В) трутовики, обитающие на живых деревьях
Г) птицы
Д) березы и ели
Е) бактерии гниения

2. Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты.
А) мхи, папоротники
Б) беззубки и перловицы
В) ели, лиственницы
Г) плесневые грибы
Д) гнилостные бактерии
Е) амебы и инфузории

3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) серобактерии
В) мукор
Г) пресноводная гидра
Д) ламинария
Е) бактерии гниения

4. Установите соответствие между организмом и функциональной группой, к которой этот организм относят: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) ламинария сахарная
Б) гнилостная бактерия
В) берёза бородавчатая
Г) клубеньковая бактерия
Д) спорынья пурпурная
Е) плесневый гриб пеницилл

5. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) консументы, 3) редуценты. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) пеницилл
Б) северный олень
В) можжевельник обыкновенный
Г) цианобактерия
Д) железобактерия
Е) дрозд-рябинник

СОБИРАЕМ
1) петров крест
2) жук-навозник
3) морская звезда

ПРОДУЦЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой она относится: 1) продуценты, 2) редуценты

А) поглощают из окружающей среды углекислый газ
Б) синтезируют органические вещества из неорганических
В) включают растения, некоторые бактерии
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) включают бактерии-сапротрофы и грибы
Е) разлагают органические вещества до минеральных

2. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят: 1) Продуценты, 2) Редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Является первым звеном в цепи питания
Б) Синтезируют органические вещества из неорганических
В) Используют энергию солнечного света
Г) Питаются готовыми органическими веществами
Д) Возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) Разлагают органические вещества до минеральных

ПРОДУЦЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между организмом и его принадлежностью к определенной функциональной группе: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.

А) клевер красный
Б) хламидомонада
В) бактерия гниения
Г) береза
Д) ламинария
Е) почвенная бактерия

2. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме: 1) Продуцент, 2) Редуцент. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Сфагнум
Б) Аспергилл
В) Ламинария
Г) Сосна
Д) Пеницилл
Е) Гнилостные бактерии

3. Установите соответствие между организмами и их функциональными группами в экосистеме: 1) продуценты, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерия
Б) цианобактерия
В) бактерия брожения
Г) почвенная бактерия
Д) мукор
Е) ламинария

КОНСУМЕНТЫ ПРИЗНАКИ
Выберите три варианта. В экосистеме леса к консументам относят лягушек, так как они

1) потребляют готовые органические вещества
2) используют энергию АТФ для синтеза веществ
3) питаются насекомыми, червями, многоножками
4) синтезируют органические вещества из неорганических
5) составляют третий трофический уровень
6) являются следующим звеном после продуцентов

КОНСУМЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три варианта. Укажите консументов в экосистеме

1) паразитические растения
2) паукообразные
3) цветковые растения
4) насекомые
5) деревья верхнего яруса
6) цианобактерии

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К консументам относятся:
1) нитрифицирующие бактерии
2) фитофтора
3) аммонифицирующие бактерии
4) серобактерии
5) клубеньковые бактерии
6) головневый гриб

ВТОРОЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Второй трофический уровень в экосистеме смешанного леса занимают

1) лоси и косули
2) зайцы и мыши
3) снегири и клесты
4) поползни и синицы
5) лисицы и волки
6) ежи и кроты

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ко второму трофическому уровню экосистемы относятся
1) русская выхухоль
2) тетерев-косач
3) кукушкин лен
4) северный олень
5) куница европейская
6) мышь полевая

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов образуют второй трофический уровень?
1) ежа сборная
2) ёж европейский
3) косуля европейская
4) прыткая ящерица
5) полевка обыкновенная
6) муха-журчалка

ТРЕТИЙ ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме тайги третий трофический уровень занимают

1) зерноядные птицы
2) росомаха
3) сосна кедровая
4) горностай
5) соболь
6) кабарга

КОНСУМЕНТЫ ПОРЯДКА ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги: 1) консумент 1 порядка, 2) консумент 2 порядка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) кедровка
Б) ястреб-тетеревятник
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Д) заяц-русак
Е) обыкновенный волк

2. Установите соответствие между животным и его ролью в саванне: 1) консумент первого порядка, 2) консумент второго порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) антилопа
Б) лев
В) гепард
Г) носорог
Д) страус
Е) гриф

3. Установите соответствие между организмами и функциональными группами экосистемы, к которой их относят: 1) консумент 1 порядка, 2) консумент 2 порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) речной бобр
Б) дикий кролик
В) слизень
Г) лягушка озерная
Д) морские котики

4. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: 1) консумент I порядка, 2) консумент II порядка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) среднеазиатская саранча
Б) таёжный клещ
В) стрекоза коромысло
Г) колорадский жук
Д) медоносная пчела
Е) божья коровка

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из перечисленных животных можно отнести к консументам II порядка?
1) серая крыса
2) колорадский жук
3) дизентерийная амеба
4) виноградная улитка
5) божья коровка
6) медоносная пчела

6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В цепях питания консументами первого порядка являются
1) ехидна
2) саранча
3) стрекоза
4) лисица
5) лось
6) ленивец

КОНСУМЕНТЫ — РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза: 1) консументы, 2) редуценты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) сапротрофные бактерии
Б) зоопланктон
В) эндопаразиты
Г) паразитические растения
Д) плесневые грибы

2. Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме смешанного леса: 1) редуценты, 2) консументы
А) мухомор
Б) жук-короед
В) почвенная нематода
Г) плесневый гриб
Д) таёжный клещ
Е) гнилостная бактерия

РЕДУЦЕНТЫ ПРИЗНАКИ
1. Выберите три варианта. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?

1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
3) образуют первичную продукцию в экосистеме
4) служат первым звеном в цепи питания
5) образуют доступные растениям неорганические вещества
6) являются консументами II порядка

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какую роль выполняют редуценты в экосистеме?
1) образуют первичное органическое вещество
2) потребляют детрит
3) служат пищей для растений-хищников
4) выделяют в среду растворимые минеральные соли
5) служат начальным звеном пастбищной пищевой цепи
6) обеспечивают замкнутость круговорота веществ

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Редуценты в экосистеме леса участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как
1) синтезируют органические вещества из минеральных
2) освобождают заключённую в органических остатках энергию
3) аккумулируют солнечную энергию
4) разлагают органические вещества
5) способствуют образованию гумуса
6) вступают в симбиоз с консументами

РЕДУЦЕНТЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам. Три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пеницилл
2) спорынью
3) гнилостные бактерии
4) мукор
5) клубеньковые бактерии
6) серобактерии

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят
1) бактерии гниения
2) грибы
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
5) бактерии-сапрофиты
6) майские жуки

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят
1) автотрофные организмы
2) бактерии-сапротрофы
3) грибы-паразиты
4) организмы, минерализующие органические остатки
5) плесневые грибы
6) фотосинтезирующие бактерии

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К редуцентам относят:
1) мукор
2) дрожжи
3) лисица
4) крот
5) дождевой червь
6) актиномицеты

ДЕТРИТНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже особенностей характерны только для детритных пищевых цепей?

1) Хищные животные находятся на уровне консументов 2-го порядка и выше.
2) Продуцентом служат хвойные растения.
3) Первый трофический уровень представлен мёртвым органическим веществом.
4) Консументы первого порядка поедают листовой опад.
5) Консументами первого порядка являются детритофаги.
6) Численность высших хищников крайне мала.

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К детритофагам относятся
1) опёнок летний
2) дождевой червь
3) термит
4) трутовик
5) жук-навозник
6) крот

3. Установите соответствие между характеристиками и типами пищевых цепей: 1) детритная, 2) пастбищная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) главный источник энергии – солнце
Б) главный источник энергии – органическое вещество
В) начинается с мёртвого органического вещества
Г) обязательно наличие автотрофов
Д) располагается в подземном ярусе экосистемы

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите детритные цепи питания из предложенных.
1) лист дуба – тля – божья коровка – синица – сокол
2) листовой опад – дождевой червь – дрозд – ястреб-перепелятник
3) лишайник – северный олень
4) мёртвое животное – муха – лягушка – уж
5) навоз – муха – насекомоядная птица
6) фитопланктон – рачки – кит

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие цепи питания из предложенных относят к детритным?
1) навоз – жук-навозник – ящерица круглоголовка – песчаный варан
2) растительный опад – дождевой червь – полевой воробей – ястреб-перепелятник
3) донный ил – сенная палочка – инфузория-туфелька – беззубка
4) клевер красный – муха пчеловидка – жаба серая – коршун черный
5) пшеница – клоп черепашка – обыкновенный перепел – рыжая лисица
6) мелкие водоросли – головастик – личинка стрекозы – жук плавунец

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССЫ
Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) разрушение и минерализация органических остатков
2) первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
3) использование органических веществ консументами II порядка
4) использование энергии химических связей растительноядными животными
5) использование органических веществ консументами III порядка

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТРИТНОЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты

1) инфузория-туфелька
2) сенная палочка
3) чайка
4) рыба
5) моллюск
6) ил

2. Расположите в правильном порядке организмы в цепи разложения (детритной). Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мелкие плотоядные хищники
2) останки животных
3) насекомоядные животные
4) жуки-сапрофаги

3. Расположите в правильном порядке организмы в детритной цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мышь
2) опенок
3) ястреб
4) трухлявый пень
5) змея

4. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться перечисленные объекты.
1) паук-крестовик
2) ласка
3) личинка навозной мухи
4) лягушка
5) навоз

5. Установите последовательность расположения звеньев детритной пищевой цепи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) ил
2) жук-плавунец
3) инфузория-туфелька
4) бактерия
5) личинка комара

6. Установите последовательность этапов детритной пищевой цепи в приливно-отливной зоне морского берега. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) пескожил
2) нерпа
3) треска
4) ил
5) косатка

7. Расставьте в правильной последовательности звенья детритной пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) бактерии гниения
2) дафнии и циклопы
3) инфузории
4) мальки хищных видов рыб
5) останки тюленя

8. Установите последовательность детритной пищевой цепи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) землеройка
2) перьевой клещ
3) сова
4) жук-скарабей
5) коровий навоз

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПАСТБИЩНОЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей

1) еж
2) полевой слизень
3) орел
4) листья растений
5) лисица

2. Установите последовательность организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) непарный шелкопряд
2) липа мелколистная
3) обыкновенный скворец
4) ястреб перепелятник
5) жужелица решетчатая

3. Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи.
1) зёрна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орёл
5) обыкновенный перепел

4. Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) лягушка
2) уж
3) бабочка
4) растения луга

5. Установите последовательность организмов в цепи питания. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мальки рыб
2) водоросли
3) окунь
4) дафнии

6. Установите последовательность звеньев в пищевой цепи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) горихвостка
2) крестоцветная блошка
3) наездник
4) сипуха
5) сурепка

7. Установите последовательность этапов пастбищной пищевой цепи (выедания) в пресном водоёме. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) цапля
2) циклоп
3) головастик
4) одноклеточные водоросли
5) окунь


Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) вторичные хищники
2) первый уровень
3) сапротрофные бактерии
4) редуценты
5) консументы второго порядка
6) второй уровень
7) продуценты
8) третичные хищники


Проанализируйте таблицу «Трофические уровни в цепи питания». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
Список терминов:
1) первичные хищники
2) первый уровень
3) сапротрофные бактерии
4) редуценты
5) консументы первого порядка
6) гетеротрофы
7) третий уровень
8) вторичные хищники


Проанализируйте таблицу «Функциональные группы организмов в экосистеме». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) вирусы
2) эукариоты
3) сапротрофные бактерии
4) продуценты
5) водоросли
6) гетеротрофы
7) бактерии
8) миксотрофы


Рассмотрите рисунок с изображением пищевой цепи и укажите (А) тип пищевой цепи, (Б) продуцента и (В) консумента второго порядка. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) детритная
2) канадский рдест
3) скопа
4) пастбищная
5) большой прудовик
6) зеленая лягушка


Выберите из приведённой на рисунке схемы пищевой сети организм, которому можно дать следующее экологическое описание: аэробионт, консумент III порядка, активен днём. В ответе запишите число, которым он обозначен.


Проанализируйте рисунок. Определите (А) функциональную группу в экосистеме, (Б) трофический уровень и (В) характер питания животного, череп которого показан на рисунке. Для каждой буквы выберите соответствующий элемент из предложенного списка. 1) растительноядное
2) плотоядное
3) консумент II порядка
4) первый
5) консумент I порядка
6) третий
7) второй
8) насекомоядное

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
1) являются продуцентами
2) обеспечивают смену экосистем
3) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере
4) извлекают органические вещества из пищи
5) превращают органические остатки в минеральные соединения
6) выполняют роль консументов или редуцентов

Установите соответствие между характеристиками и типами планктона: 1) зоопланктон, 2) фитопланктон. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) включает в себя гетеротрофных простейших
Б) составляет первый трофический уровень
В) представлен дафниями и циклопами
Г) включает в себя цианобактерии и диатомовых
Д) производит первичную продукцию
Е) может вызвать «цветение» воды

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В биологическом круговороте происходит:
1) разложение продуцентов консументами
2) синтез органических веществ из неорганических продуцентами
3) разложение консументов редуцентами
4) потребление продуцентами готовых органических веществ
5) питание продуцентов консументами
6) потребление консументами готовых органических веществ

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К экологическим терминам относят
1) гетерозис
2) популяция
3) аутбридинг
4) консумент
5) дивергенция

Установите последовательность увеличения количества энергии в соответствии с правилом экологической пирамиды. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) кальмары, осьминоги
2) белый медведь
3) планктон
4) ракообразные
5) ластоногие

Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) В состав биоценозов обязательно входят автотрофные растения.
Б) Длину пищевых цепей ограничивает потеря энергии.
В) На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.

Детёныш обыкновенной лисицы, имея массу 1 кг, питался исключительно лесными полёвками, средняя масса которых составляла 25 г. Используя экологическое правило 10%, подсчитайте, какое количество полёвок съел лисёнок для достижения им массы в 6 кг. В ответе запишите только количество полёвок.

Дана пищевая цепь: трава -> кузнечик -> лягушка -> аист. Масса одного кузнечика 2 г. Сколько кузнечиков должны съесть лягушки, чтобы масса аиста увеличилась на 1 кг? В ответ запишите только количество кузнечиков.

Первичная годовая продукция экосистемы составляет 2,8х10 8 кДж. Какое количество энергии поступает на четвертый трофический уровень этой экосистемы? В ответ запишите только количество энергии, выраженное в мегаджоулях.

Первичная годовая продукция экосистемы составляет 148 000 кДж. Укажите величину энергии, поступающей на четвёртый трофический уровень (в килоджоулях).

Общее количество энергии Солнца, поступающей в биогеоценоз, составляет 5х10 6 кДж, в чистую продукцию переходит 2% энергии. Какое количество энергии поступает на третий трофический уровень? В ответ запишите только количество кДж.

Сколько первичной продукции было израсходовано, если в экосистеме выросла щука массой 6,9 кг? Учитывайте, что щука в данной экосистеме занимает третий трофический уровень. Ответ дайте в килограммах.

Источник

Читать так же:  Что это иммобилизатор нет положительного ответа или обрыв цепи
Оцените статью
Всё о бурение