В рамках какого подхода управление рассматривается как непрерывная цепь функций

1.2. Методологические подходы к управлению. Школы управления

В развитии теории управления выделяют четыре основных подхода: системный, ситуационный и процессный подходы, а так же подход с точки зрения основных школ в управлении.

Главным методологическим подходом к управлению является сис­темный подход. С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.

Система (system) — единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уни­кальные характеристики целого. Организации считаются откры­тыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.

Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым; целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением. Этот принцип есть проявление диа­лектики взаимозависимости между различными свойствами.

Четкое функционирование организации влияет на множество фак­торов, наиболее важными из которых являются психологические и социально-психологические феномены.

Применительно к проблемам управления в системном подходе важнейшим является выполнение следующих действий:

а) выделение объекта исследования;

б) определение иерархии целей системы и ее отражение в целях подсистем;

в) описание влияния каждой из подсистем на систему, в которой они функционируют и обратного влияния системы на объек­ты подсистемы;

г) определение возможных путей совершенствования деятельности изучаемых подсистем.

Ситуационный подход — концепция, согласно которой оп­тимальное решение есть функция факторов среды в самой орга­низации (внутренние переменные) и в окружающей среде (вне­шние переменные). В данном подходе концентрируются основные положения известных школ управления путем сочетания опреде­ленных приемов. Данная концепция пригодна для более эффек­тивного достижения целей организации.

Другое его название — «конкретный подход». При его использо­вании руководители исходят из того, что конкретная ситуация явля­ется основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации.

Процессный подход основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функ­ций управления, осуществляемая в результате выполнения свя­занных между собой действий.

В связи с наличием различных подходов к оценке управления как специфической человеческой деятельности обозначились так назы­ваемые «школы управления». Это — школы научного управления, классическая школа управления, человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа количественных методов управления.

Школа научного управления (1885-1920 гг.)

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач и обеспечения их обучения.

Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

Отделение планирования от других видов работ.

Классическая школа управления (1920-1950 гг.)

Развитие принципов управления.

Описание функций управления.

Систематизированный подход к управлению всей организации.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950 гг.)

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производи­тельности.

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления (1930 г. — по настоящее время)

1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Школа управления, или количественный подход

(1950 г. — по настоящее время)

1. Вклад математики, статистики, инженерных наук и связанных с ним областей знаний в управлении.

2. Формирование экономико-статистических методов в управлении.

Школа человеческих отношений по существу являлась психологической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хо­роший психологический климат в малых группах и т. п.

Начиная с 60-х гг. психологический подход полностью охватил всю область управления организации. Основное внимание сосредоточилось на методах использования межличностных отношений, т. е. на социально-психологических проблемах. Главная цель психологической школы заключалась в увеличении эффективности деятельности организации за счет активизации человеческого фактора.

Возникновение классической школы управления обычно связыва­ют с именем А. Файоля. Основная цель этого направления заключа­лась в формулировании общих принципов работы организации. Основной вклад А.Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, со­стоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

Возникновение «школы челове­ческих отношений» было связано с недостатками классического подхода, в котором не выделялись психо­логические проблемы управления.

Школу человеческих отношений ста­ли называть неоклассическим направлением. Крупными авторите­тами в этом направлении были Мери Фоллет и Элтон Мэйо.

Школа человеческих отношений по существу являлась психологической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хо­роший психологический климат в малых группах и т. п.

Источник

3. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный, ситуационный.

Существуют четыре основных подхода к управлению:

Процессный подход основывается на концепции, согласно ко­торой управление есть непрерывная цепь функций, осуществля­емая в результате выполнения связанных между собой действий.

Впервые этот подход предложен представителями школы ад­министративного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Но они рассматривали эти функции как независимые: процессный подход рассматривает их как взаимо­связанные.

В современной литературе выделяют следующие функции:

планирование, организация, распорядительство, мотивация, руко­водство, контроль, координация, коммуникация, исследование, оцен­ка, принятие решений, регулирование.

В общем виде процесс управления можно представить состо­ящим из функций планирования, организации, мотивации и конт­роля. Эти функции объединены связующими процессами комму­никации и принятия решений.

Системный подход. Применение теории систем в менеджмен­те в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки уп­равления. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым; целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением. Организа­ция — это система, т. е. единое целое, состоящее из взаимосвя­занных подсистем (частей) — отделов, сфер, уровней управления, социальных и технических составляющих. Это открытая систе­ма, потому что она динамично взаимодействует с внешней сре­дой.

В системном подходе важнейшим является выполнение сле­дующих действий:

а) выделение объекта исследования;

б) определение иерархии целей системы и ее отражение в целях

в) описание влияния каждой из подсистем на систему и обрат­ное влияние системы на объект подсистемы;

г) учет воздействия среды на организацию;

д) определение возможных путей совершенствования деятельности.

Ситуационный подход. Центральным моментом этого подхода является конкретная ситуация как набор обстоятельств, оказы­вающих влияние на организацию в данное время. Именно конк­ретная ситуация есть основа применения возможных методов управления и выбора наиболее эффективного.

Ситуационный подход, как и системный, — это не набор пред­писываемых руководств, а способ мышления об организацион­ных проблемах и решениях.

Менеджеру необходимо определить, каковы значимые пере­менные ситуации и как они влияют на эффективность органи­зации. Методологию подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:

1. Менеджер должен быть знаком с процессом управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методами планирования и контроля, количественными метода­ми принятия решения.

2; Менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия от применения какой-либо методики в конкретной ситуации.

3. Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситу­ацию, определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, ко­торые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для кон­кретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

В рамках количественного подхода, использующего ма­тематику, статистику, инженерные науки, стали исследо­ваться операционные проблемы организации и разрабаты­ваться математические модели. Развитие компьютеров по­зволило исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности, приближать модель к реальнос­ти и упрощать решение сложнейших проблем управления запасами, массового обслуживания и др.

Источник

1) Процессного

7. Каким требованиям должна соответствовать группа людей, чтобы считаться организацией?

Наличие не менее двух людей, считающих себя частью данной группы

Наличие у людей единой цели

Люди намерены работать вместе, чтобы достичь цели

Всем, выше перечисленным требованиям

8. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

1) конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организация

2) предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в

3) наиболее общая цель фирмы, смысл её существования в мире бизнеса

4) краткосрочная стратегия фирмы

10. Вертикальное разделение труда – это:

1) Разделение работы на составляющие компоненты

2) Разделение труда, создающее уровни управления

3) Виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует

4) Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение

11. Формальная структура организации – это…

система отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами

система отношений, которая формируется на основе личных симпатий

3) виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует

4) Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение

12. Какой фактор НЕ относится к переменным внутренней среды организации?

13. Неопределенность внешней среды – это.

1) степень одновременного воздействия тех или иных факторов внешней среды на компанию

2) скорость изменения внешней среды

3) зависимость фирмы от количества информации, которой она располагает

4) изменение одного из факторов влечёт за собой изменение другого фактора

14. Что не относится к факторам внешней среды косвенного воздействия?

15. Функции менеджмента – это…

Приёмы и способы воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей

Виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления

Основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций

Предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки

16. Установите последовательность выполнения функций менеджмента:

17. Установите соответствие между основными категориями менеджмента и их содержанием

а) Целенаправленность, планомерность, научность

б) Организационно-распорядительные, экономические,

в) Планирование, организация, мотивация, контроль

Источник

Читать так же:  У бензопилы подтекает масло для смазки цепи бензопилы штиль
Оцените статью
Всё о бурение