Цепи питания в зоне степей 4 класс

Содержание
  1. Цепь питания степной зоны
  2. Ответы 5
  3. Кто кого ест в степи
  4. Какие в степи цепи питания
  5. Пушкин сделал!
  6. Схемы цепей питания, характерных для степи
  7. Пищевые цепочки и экологические связи в степной зоне
  8. Зона степей стр. 110 – 117
  9. 1) Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.
  10. 2) Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.
  11. 3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи.
  12. 4) С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи.
  13. 5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.
  14. Пример экологических связей в степи для 4 класса
  15. Пример модели цепи питания в степи для 4 класса
  16. Обсудим!
  17. 1) Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.
  18. 2) Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?
  19. Проверь себя
  20. 1. Покажи на карте зону степей.
  21. 2. Дай краткую характеристику зоны степей по плану, приведённому в учебнике (с. 71).
  22. Задания для домашней работы
  23. 1. Нарисуй, как ты представляешь себе степь.
  24. 2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение.
  25. Сообщение о растении степи “Ковыль” для 4 класса
  26. Сообщение о Дрофе — животном степи для 4 класса
  27. 3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?
  28. Рассказ “Моё воображаемое путешествие в степной заповедник” для 4 класса
  29. На следующем уроке
  30. Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.
Читать так же:  Заточка цепи бензопилы станками угол заточки

Цепь питания степной зоны

Ответы 5

Цепь питания — это последовательность взаимодействий живых организмов, в ходе которой осуществляется перенос вещества и энергии. Попросту говоря, она говорит, кто в какой последовательности кого поедает.

Кто кого ест в степи

Степи — это открытые безлесные засушливые пространства; здесь жарко и сухо летом и холодно и ветрено зимой. Из растений здесь преобладают травы, в первую очередь — злаки; они и находятся в основании здешней цепи питания (как и почти любой другой, впрочем), поскольку только они могут создавать при помощи солнечного света (энергии) из минеральных веществ органические. Их поедают травоядные; в степях это как беспозвоночные (в первую очередь насекомые, но также и другие членистоногие, моллюски и т.д.), так и позвоночные (грызуны, копытные, некоторые птицы и т.д.). На тех свою очередь охотятся хищные степные позвоночные и беспозвоночные. Бывает, что и один хищник становится добычей другого. В этом случае длина цепи питания возрастает.

Какие в степи цепи питания

С учетом вышесказанного рассмотрим конкретные примеры того, какие в степи могут быть следующие цепи питания:

  • трава — саранча — сокол пустельга. Это короткая цепь питания;
  • трава — заяц-русак — лисица — орел-беркут. Эта цепь питания уже включает двух хищников;
  • трава — суслик — желтобрюхий полоз — степной орел;
  • трава — зеленый кузнечик — степная гадюка;
  • трава — саранча — серый кузнечик — богомол — ушастый еж — степная лисица корсак — степной орел.

В последнем случае мы видим в цепи питания целых семь элементов (серый кузнечик здесь тоже выступает хищником, т.к. он способен питаться насекомыми). В действительности цепи питания могут быть и еще длиннее.

Читать так же:  Чему равно полное напряжение в цепи при последовательном соединении проводников

Цепь питания в степи может включать и человека. Тогда она может иметь, к примеру, следующий вид:

В прошлом, в доисторические времена, случалось, что и сам человек мог попасть в цепь питания не только как хищник, но и как добыча.

Любой вид степных животных и растений является компонентом как минимум одной, а обычно нескольких цепей питания.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Главная » окружающий мир » Схемы цепей питания, характерных для степи

Схемы цепей питания, характерных для степи

Пищевые цепочки и экологические связи в степной зоне

На юге от лесных зон климат более жаркий, однако количество осадков совсем небольшое. Таким образом, лесная зона сменяется лесостепью, а затем степью. Степная природная зона характеризуется засушливостью, жарким летом и холодной малоснежной зимой. Очень часто в степи стоит ветреная погода, дуют суховеи – теплые ветра, а также случаются пыльные бури, из-за которых с течением времени образуются овраги. Очень интересно, что в степной зоне температура воздуха днём и ночью может отличаться более, чем на 15°.

Основная растительность степей – это злаки и засухоустойчивые травы. Животный мир довольно богат, типичные представители степной зоны: суслики, хомяки, сурки, пеструшки, сайгаки, корсаки, степные волки, степные орлы, пустельги, дрофы, серые куропатки, жаворонки и некоторые змеи.

Взаимосвязь между группами живых организмов степной зоны можно показать с помощью пищевых цепочек.

Принято все живые организмы относить к нескольким группам. В любой пищевой цепочке представлены организмы, относящиеся к разным группам.

1 группа – это некоторые растения и бактерии

2 группа – это растительноядные животные

3 группы – хищники, питающиеся растительноядными

4 группа – плотоядные хищники

Составим пищевые цепочки, характерные для степной зоны.

личинки насекомых-> степной жаворонок-> степной орёл

Степной жаворонок обитает в открытых пространствах степи, питается, склевывая с земли, личинками насекомых, жуками, муравьями, реже — растительной пищей. Степной жаворонок часто становится едой для хищных птиц – степного орла или пустельги.

насекомые -> дрофа -> степной орёл

Очень необычный представитель степной зоны – дрофа. Эта птица является самой крупной из тех, что могут летать. Вес самца достигает 16-20 кг, самки — 6-8 кг. Враги дрофы хищные птицы, волки, степные лисицы.

Также пищей для хищных птиц служат грызуны, более мелкие животные и падаль.

Ещё несколько пищевых цепочек:

семена трав -> суслик -> пустельга

На грызунов и небольших птиц также ведут охоту змеи: четырехполосый полоз и степная гадюка. Эти змеи встречаются исключительно в степной зоне. Враги змей – хищные птицы, корсаки, волки.

семена трав -> хомяк -> четырёхполосый полоз -> степной волк

яйца птиц -> степная гадюка -> степной орёл

зерна злаков -> хомяк -> корсак -> степной волк

Охоту на грызунов в степной зоне часто ведёт корсак или степная лисица, это животное внешне действительно очень напоминает лисицу, однако чуть меньше по размеру. Корсаки очень проворные и ловкие, интересно, что в случае опасности они притворяются мертвыми. Зимой животные из-за нехватки пищи мигрируют на юг. Враги корсака – более крупные хищники, в том числе и волки.

корни растений -> степная пеструшка -> хорёк –> корсак

Пеструшка – небольшой степной грызун, питается растительной пищей, не впадают в спячку, однако зиму переживает в норах. Охоту на степных пеструшек ведут многие хищники, в том числе и хорьки.

растения -> сайгак -> степной волк

Сайгак или сайга – это антилопа, её легко узнать по горбатой морде. Сайгаки держатся большими стадами и перемещаются по степям на сотни километров. Их основная пища – это растения, при том они часто употребляют даже те растения, которые для человека и других животных ядовиты. Охоту на сайгаков ведут степные волки.

Источник

Зона степей стр. 110 – 117

1) Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.

Степь — это огромное пространство, заросшее травянистыми растениями. От леса степь отличается отсутствием деревьев.

Есть степи, в которых растут цветы, весной они расцветают и тогда степь покрывается сплошным ковром цветов. Есть степи, в которых растут злаки, и они колышутся под ветрами.

2) Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

Природная зона степей находится южнее зоны широколиственных лесов. Основные степи России расположены на юге европейской части страны, и вдоль границы с Казахстаном. Но есть небольшие участки степей в Забайкалье и Восточной Сибири.

3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи.

В степях растут разные цветковые растения, например тюльпаны и ирисы. Эти растения цветут весной, когда в почве ещё много влаги. После цветения надземная часть цветов отмирает, а в земле сохраняется луковица, богатая питательными веществами. Эта луковица даст жизнь новому растению следующей весной.

А также в степях растут злаки — ковыль и типчак. Они иначе приспособились к засушливому климату степей. У этих растений очень узкие листья, а значит они испаряют мало влаги.

4) С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи.

Животный мир степей представлен различными насекомыми, птицами, млекопитающими и пресмыкающимися.

Насекомые кормятся растительной пищей или более мелкими насекомыми. Птицы, такие как дрофа, серая куропатка, жаворонок, также кормятся и семенами растений, и насекомыми.

Из млекопитающих в степях особо много грызунов, а также хищников, которые питаются этими грызунами — степных лисиц и хорьков.

Есть в степях и хищные птицы, которые питаются этими же грызунами, например орёл. Степная гадюка также любит полакомиться грызунами, а вот ящерицы предпочитают обедать насекомыми.

5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.

Пример экологических связей в степи для 4 класса

Когда в степи оказывается много злаковых растений, то в большом количестве плодятся и грызуны — суслики, хомяки, мыши. Обилие грызунов привлекает хищников, которые ими питаются, и увеличивается численность орлов, хорьков, гадюк.

Но в засушливые годы грызунам становится нечего есть и их поголовье сокращается. А вслед за этим в другие места перебираются хищники, которые ими питаются.

Пример модели цепи питания в степи для 4 класса

  • Ковыль — Хомяк — Степная гадюка — Степной орёл.
  • Ковыль — Кобылка — Ящерица — Степной хорёк.
  • Типчак — Жаворонок — Степной орёл.

Обсудим!

1) Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.

Степь отличается от зоны лесов почти полным отсутствием деревьев и засушливым, жарким климатом.

Степь схожа с зоной тундры отсутствием деревьев и небольшим количеством осадков, но отличается более низкой степенью увлажнения, и значительно более жарким климатом. Поэтому в степи богатые, плодородные почвы, а почвы тундры очень тонкие, лежащие на поверхности вечной мерзлоты.

2) Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

Грызуны спасаются от жаркого климата в норах, они ведут преимущественно ночной образ жизни. Точно так же ведут себя пресмыкающиеся, и хорьки.

Насекомые приспособились к жизни на степной растительности, которая даёт им и пищу, и кров.

А птицы в степях в основном голенастые, высокие, способные издалека заметить опасность.

Проверь себя

1. Покажи на карте зону степей.

Зона степей находится южнее зоны лесов и лесостепи, показана жёлтым, кремовым цветом. Отдельные участки степей находятся в Забайкалье.

2. Дай краткую характеристику зоны степей по плану, приведённому в учебнике (с. 71).

  • Название зоны: Природная зона степи. Обозначается жёлтым цветом.
  • Особенности природы: Отличается жарким, засушливым климатом с небольшим количеством осадков. Растения степи приспособились цвести ранней весной и имеют узкие листья. Ими питаются многочисленные насекомые и грызуны, которые становятся пищей хищных птиц, млекопитающих, змей, ящериц.
  • Использование зоны человеком: Человек использует степи под сельскохозяйственные поля и пастбища.
  • Экологической проблемой степи оказывается уменьшение площади степей из-за их использования в сельском хозяйстве. Браконьерство. Для сохранения степей и их животного мира создаются заповедники, национальные парки, заказники.

Задания для домашней работы

1. Нарисуй, как ты представляешь себе степь.

Готовые рисунки “Как я себе представляю степь”

2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение.

Сообщение о растении степи “Ковыль” для 4 класса

Ковыль считается самым распространённым степным растением. Это растение можно встретить повсюду, где есть степи. Он отлично растёт на сухой и каменистой почве.

Ковыль — злаковое растение и его соцветие — колос, очень красивого седого цвета, напоминающий по форме перо птицы. Корневая система у ковыля очень мощная, позволяющая максимально использовать скудные запасы воды в почве. Растёт ковыль отдельными пучками.

Ковыль можно встретить как в степях Европейской части России, так и в степях Западной Сибири, и конечно в степях Забайкалья. Учёные насчитывают около 80 видов этого степного растения.

Для сельского хозяйства ковыль является сорняком, во время его цветения у человека возможны аллергические реакции. Но само зрелище цветущей ковыльной степи необыкновенно красиво.

Сообщение о Дрофе — животном степи для 4 класса

Дрофа является дальним родственником журавля и считается одной из самых тяжёлых летающих птиц. Масса взрослой птицы может достигать десяти килограмм, при высоте птицы около метра.

Размах крыльев дрофы превышает 2 метра.

Дрофа — степная птица и хорошо приспособилась к жизни в засушливых и жарких регионах. Днём дрофа прячется в высокой траве и пережидает жаркое время суток. Кормится дрофа растительной пищей, в утренние и вечерние часы. Однако, дрофа может питаться и насекомыми, которых ловит прямо на лету быстрыми ударами клюва.

Дрофы обычно собираются в крупные стаи, состоящие преимущественно из самок и молодых самцов. Брачный период дрофы начинается весной, птенцы появляются в начале июня.

Несмотря на то, что дрофа птица очень неприхотливая, постоянная охота на эту птицу привела к сильному сокращению её популяции. В настоящее время дрофа внесена в Красную книгу России и считается редким видом.

Кроме человека у дрофы есть и естественные враги, такие как степные лисы, орлы, барсуки.

Для охраны дрофы в Саратовской области создан специальный заказник.

3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?

Рассказ “Моё воображаемое путешествие в степной заповедник” для 4 класса

Воображаемая экскурсия в Оренбургский природный заповедник.

Оренбургский природный заповедник создан в 1989 году недалеко от границы с Казахстаном, в оренбургских степях.

Этот заповедник предлагает много маршрутов для любителей экологического туризма, и я выбрала несколько из них.

Первым делом, попав в заповедник, я записалась на экологическую тропу “Дыхание степи”. Опытные гиды провели нас по красивейшим местам степи, и мы увидели в природе лошадей Пржевальского, уникальный вид, открытый русским путешественником в конце 19 века. Лишь в немногих местах лошадь Пржевальского сохранилась в дикой природе, и Оренбургский заповедник — одно из них. На этой экскурсии мы также видели многочисленных птиц — дрофу, журавля, жаворонков и куропаток.

Следующим этапом моего виртуального посещения заповедника стала экологическая тропа “Где живёт бобр”. Эта экскурсия привлекла меня тем, что я не ожидала увидеть лесных обитателей бобров в степи. Но оказалось, что на некоторых участках Оренбургской степи имеются небольшие речки и даже болотца, в которых живут не только речные бобры, но и болотные черепахи.

Это не классическая бескрайняя плоская степь, а степь южных предгорий Урала, а потому и животный мир здесь более разнообразен.

От путешествия в Оренбургский заповедник у меня остались самые приятные впечатления, и я с удовольствием побывала бы здесь по-настоящему.

На следующем уроке

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.

Зона пустынь находится южнее зоны степей и получает ещё больше солнечного тепла. В пустынях почти не бывает осадков, там почти нет растительности, а животный мир довольно скуден. Почти все растения пустынь имеют очень длинные корни, позволяющие им добираться до воды, а животные ведут исключительно ночной образ жизни.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение