- Цепь питания степной зоны
- Ответы 5
- Кто кого ест в степи
- Какие в степи цепи питания
- Пушкин сделал!
- Схемы цепей питания, характерных для степи
- Пищевые цепочки и экологические связи в степной зоне
- Зона степей стр. 110 – 117
- 1) Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.
- 2) Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.
- 3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи.
- 4) С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи.
- 5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.
- Пример экологических связей в степи для 4 класса
- Пример модели цепи питания в степи для 4 класса
- Обсудим!
- 1) Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.
- 2) Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?
- Проверь себя
- 1. Покажи на карте зону степей.
- 2. Дай краткую характеристику зоны степей по плану, приведённому в учебнике (с. 71).
- Задания для домашней работы
- 1. Нарисуй, как ты представляешь себе степь.
- 2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение.
- Сообщение о растении степи “Ковыль” для 4 класса
- Сообщение о Дрофе — животном степи для 4 класса
- 3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?
- Рассказ “Моё воображаемое путешествие в степной заповедник” для 4 класса
- На следующем уроке
- Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.
Цепь питания степной зоны
Ответы 5
Цепь питания — это последовательность взаимодействий живых организмов, в ходе которой осуществляется перенос вещества и энергии. Попросту говоря, она говорит, кто в какой последовательности кого поедает.
Кто кого ест в степи
Степи — это открытые безлесные засушливые пространства; здесь жарко и сухо летом и холодно и ветрено зимой. Из растений здесь преобладают травы, в первую очередь — злаки; они и находятся в основании здешней цепи питания (как и почти любой другой, впрочем), поскольку только они могут создавать при помощи солнечного света (энергии) из минеральных веществ органические. Их поедают травоядные; в степях это как беспозвоночные (в первую очередь насекомые, но также и другие членистоногие, моллюски и т.д.), так и позвоночные (грызуны, копытные, некоторые птицы и т.д.). На тех свою очередь охотятся хищные степные позвоночные и беспозвоночные. Бывает, что и один хищник становится добычей другого. В этом случае длина цепи питания возрастает.
Какие в степи цепи питания
С учетом вышесказанного рассмотрим конкретные примеры того, какие в степи могут быть следующие цепи питания:
- трава — саранча — сокол пустельга. Это короткая цепь питания;
- трава — заяц-русак — лисица — орел-беркут. Эта цепь питания уже включает двух хищников;
- трава — суслик — желтобрюхий полоз — степной орел;
- трава — зеленый кузнечик — степная гадюка;
- трава — саранча — серый кузнечик — богомол — ушастый еж — степная лисица корсак — степной орел.
В последнем случае мы видим в цепи питания целых семь элементов (серый кузнечик здесь тоже выступает хищником, т.к. он способен питаться насекомыми). В действительности цепи питания могут быть и еще длиннее.
Цепь питания в степи может включать и человека. Тогда она может иметь, к примеру, следующий вид:
В прошлом, в доисторические времена, случалось, что и сам человек мог попасть в цепь питания не только как хищник, но и как добыча.
Любой вид степных животных и растений является компонентом как минимум одной, а обычно нескольких цепей питания.
Источник
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Главная » окружающий мир » Схемы цепей питания, характерных для степи
Схемы цепей питания, характерных для степи
Пищевые цепочки и экологические связи в степной зоне
На юге от лесных зон климат более жаркий, однако количество осадков совсем небольшое. Таким образом, лесная зона сменяется лесостепью, а затем степью. Степная природная зона характеризуется засушливостью, жарким летом и холодной малоснежной зимой. Очень часто в степи стоит ветреная погода, дуют суховеи – теплые ветра, а также случаются пыльные бури, из-за которых с течением времени образуются овраги. Очень интересно, что в степной зоне температура воздуха днём и ночью может отличаться более, чем на 15°.
Основная растительность степей – это злаки и засухоустойчивые травы. Животный мир довольно богат, типичные представители степной зоны: суслики, хомяки, сурки, пеструшки, сайгаки, корсаки, степные волки, степные орлы, пустельги, дрофы, серые куропатки, жаворонки и некоторые змеи.
Взаимосвязь между группами живых организмов степной зоны можно показать с помощью пищевых цепочек.
Принято все живые организмы относить к нескольким группам. В любой пищевой цепочке представлены организмы, относящиеся к разным группам.
1 группа – это некоторые растения и бактерии
2 группа – это растительноядные животные
3 группы – хищники, питающиеся растительноядными
4 группа – плотоядные хищники
Составим пищевые цепочки, характерные для степной зоны.
личинки насекомых-> степной жаворонок-> степной орёл
Степной жаворонок обитает в открытых пространствах степи, питается, склевывая с земли, личинками насекомых, жуками, муравьями, реже — растительной пищей. Степной жаворонок часто становится едой для хищных птиц – степного орла или пустельги.
насекомые -> дрофа -> степной орёл
Очень необычный представитель степной зоны – дрофа. Эта птица является самой крупной из тех, что могут летать. Вес самца достигает 16-20 кг, самки — 6-8 кг. Враги дрофы хищные птицы, волки, степные лисицы.
Также пищей для хищных птиц служат грызуны, более мелкие животные и падаль.
Ещё несколько пищевых цепочек:
семена трав -> суслик -> пустельга
На грызунов и небольших птиц также ведут охоту змеи: четырехполосый полоз и степная гадюка. Эти змеи встречаются исключительно в степной зоне. Враги змей – хищные птицы, корсаки, волки.
семена трав -> хомяк -> четырёхполосый полоз -> степной волк
яйца птиц -> степная гадюка -> степной орёл
зерна злаков -> хомяк -> корсак -> степной волк
Охоту на грызунов в степной зоне часто ведёт корсак или степная лисица, это животное внешне действительно очень напоминает лисицу, однако чуть меньше по размеру. Корсаки очень проворные и ловкие, интересно, что в случае опасности они притворяются мертвыми. Зимой животные из-за нехватки пищи мигрируют на юг. Враги корсака – более крупные хищники, в том числе и волки.
корни растений -> степная пеструшка -> хорёк –> корсак
Пеструшка – небольшой степной грызун, питается растительной пищей, не впадают в спячку, однако зиму переживает в норах. Охоту на степных пеструшек ведут многие хищники, в том числе и хорьки.
растения -> сайгак -> степной волк
Сайгак или сайга – это антилопа, её легко узнать по горбатой морде. Сайгаки держатся большими стадами и перемещаются по степям на сотни километров. Их основная пища – это растения, при том они часто употребляют даже те растения, которые для человека и других животных ядовиты. Охоту на сайгаков ведут степные волки.
Источник
Зона степей стр. 110 – 117
1) Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.
Степь — это огромное пространство, заросшее травянистыми растениями. От леса степь отличается отсутствием деревьев.
Есть степи, в которых растут цветы, весной они расцветают и тогда степь покрывается сплошным ковром цветов. Есть степи, в которых растут злаки, и они колышутся под ветрами.
2) Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.
Природная зона степей находится южнее зоны широколиственных лесов. Основные степи России расположены на юге европейской части страны, и вдоль границы с Казахстаном. Но есть небольшие участки степей в Забайкалье и Восточной Сибири.
3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи.
В степях растут разные цветковые растения, например тюльпаны и ирисы. Эти растения цветут весной, когда в почве ещё много влаги. После цветения надземная часть цветов отмирает, а в земле сохраняется луковица, богатая питательными веществами. Эта луковица даст жизнь новому растению следующей весной.
А также в степях растут злаки — ковыль и типчак. Они иначе приспособились к засушливому климату степей. У этих растений очень узкие листья, а значит они испаряют мало влаги.
4) С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи.
Животный мир степей представлен различными насекомыми, птицами, млекопитающими и пресмыкающимися.
Насекомые кормятся растительной пищей или более мелкими насекомыми. Птицы, такие как дрофа, серая куропатка, жаворонок, также кормятся и семенами растений, и насекомыми.
Из млекопитающих в степях особо много грызунов, а также хищников, которые питаются этими грызунами — степных лисиц и хорьков.
Есть в степях и хищные птицы, которые питаются этими же грызунами, например орёл. Степная гадюка также любит полакомиться грызунами, а вот ящерицы предпочитают обедать насекомыми.
5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.
Пример экологических связей в степи для 4 класса
Когда в степи оказывается много злаковых растений, то в большом количестве плодятся и грызуны — суслики, хомяки, мыши. Обилие грызунов привлекает хищников, которые ими питаются, и увеличивается численность орлов, хорьков, гадюк.
Но в засушливые годы грызунам становится нечего есть и их поголовье сокращается. А вслед за этим в другие места перебираются хищники, которые ими питаются.
Пример модели цепи питания в степи для 4 класса
- Ковыль — Хомяк — Степная гадюка — Степной орёл.
- Ковыль — Кобылка — Ящерица — Степной хорёк.
- Типчак — Жаворонок — Степной орёл.
Обсудим!
1) Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.
Степь отличается от зоны лесов почти полным отсутствием деревьев и засушливым, жарким климатом.
Степь схожа с зоной тундры отсутствием деревьев и небольшим количеством осадков, но отличается более низкой степенью увлажнения, и значительно более жарким климатом. Поэтому в степи богатые, плодородные почвы, а почвы тундры очень тонкие, лежащие на поверхности вечной мерзлоты.
2) Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?
Грызуны спасаются от жаркого климата в норах, они ведут преимущественно ночной образ жизни. Точно так же ведут себя пресмыкающиеся, и хорьки.
Насекомые приспособились к жизни на степной растительности, которая даёт им и пищу, и кров.
А птицы в степях в основном голенастые, высокие, способные издалека заметить опасность.
Проверь себя
1. Покажи на карте зону степей.
Зона степей находится южнее зоны лесов и лесостепи, показана жёлтым, кремовым цветом. Отдельные участки степей находятся в Забайкалье.
2. Дай краткую характеристику зоны степей по плану, приведённому в учебнике (с. 71).
- Название зоны: Природная зона степи. Обозначается жёлтым цветом.
- Особенности природы: Отличается жарким, засушливым климатом с небольшим количеством осадков. Растения степи приспособились цвести ранней весной и имеют узкие листья. Ими питаются многочисленные насекомые и грызуны, которые становятся пищей хищных птиц, млекопитающих, змей, ящериц.
- Использование зоны человеком: Человек использует степи под сельскохозяйственные поля и пастбища.
- Экологической проблемой степи оказывается уменьшение площади степей из-за их использования в сельском хозяйстве. Браконьерство. Для сохранения степей и их животного мира создаются заповедники, национальные парки, заказники.
Задания для домашней работы
1. Нарисуй, как ты представляешь себе степь.
Готовые рисунки “Как я себе представляю степь”
2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение.
Сообщение о растении степи “Ковыль” для 4 класса
Ковыль считается самым распространённым степным растением. Это растение можно встретить повсюду, где есть степи. Он отлично растёт на сухой и каменистой почве.
Ковыль — злаковое растение и его соцветие — колос, очень красивого седого цвета, напоминающий по форме перо птицы. Корневая система у ковыля очень мощная, позволяющая максимально использовать скудные запасы воды в почве. Растёт ковыль отдельными пучками.
Ковыль можно встретить как в степях Европейской части России, так и в степях Западной Сибири, и конечно в степях Забайкалья. Учёные насчитывают около 80 видов этого степного растения.
Для сельского хозяйства ковыль является сорняком, во время его цветения у человека возможны аллергические реакции. Но само зрелище цветущей ковыльной степи необыкновенно красиво.
Сообщение о Дрофе — животном степи для 4 класса
Дрофа является дальним родственником журавля и считается одной из самых тяжёлых летающих птиц. Масса взрослой птицы может достигать десяти килограмм, при высоте птицы около метра.
Размах крыльев дрофы превышает 2 метра.
Дрофа — степная птица и хорошо приспособилась к жизни в засушливых и жарких регионах. Днём дрофа прячется в высокой траве и пережидает жаркое время суток. Кормится дрофа растительной пищей, в утренние и вечерние часы. Однако, дрофа может питаться и насекомыми, которых ловит прямо на лету быстрыми ударами клюва.
Дрофы обычно собираются в крупные стаи, состоящие преимущественно из самок и молодых самцов. Брачный период дрофы начинается весной, птенцы появляются в начале июня.
Несмотря на то, что дрофа птица очень неприхотливая, постоянная охота на эту птицу привела к сильному сокращению её популяции. В настоящее время дрофа внесена в Красную книгу России и считается редким видом.
Кроме человека у дрофы есть и естественные враги, такие как степные лисы, орлы, барсуки.
Для охраны дрофы в Саратовской области создан специальный заказник.
3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?
Рассказ “Моё воображаемое путешествие в степной заповедник” для 4 класса
Воображаемая экскурсия в Оренбургский природный заповедник.
Оренбургский природный заповедник создан в 1989 году недалеко от границы с Казахстаном, в оренбургских степях.
Этот заповедник предлагает много маршрутов для любителей экологического туризма, и я выбрала несколько из них.
Первым делом, попав в заповедник, я записалась на экологическую тропу “Дыхание степи”. Опытные гиды провели нас по красивейшим местам степи, и мы увидели в природе лошадей Пржевальского, уникальный вид, открытый русским путешественником в конце 19 века. Лишь в немногих местах лошадь Пржевальского сохранилась в дикой природе, и Оренбургский заповедник — одно из них. На этой экскурсии мы также видели многочисленных птиц — дрофу, журавля, жаворонков и куропаток.
Следующим этапом моего виртуального посещения заповедника стала экологическая тропа “Где живёт бобр”. Эта экскурсия привлекла меня тем, что я не ожидала увидеть лесных обитателей бобров в степи. Но оказалось, что на некоторых участках Оренбургской степи имеются небольшие речки и даже болотца, в которых живут не только речные бобры, но и болотные черепахи.
Это не классическая бескрайняя плоская степь, а степь южных предгорий Урала, а потому и животный мир здесь более разнообразен.
От путешествия в Оренбургский заповедник у меня остались самые приятные впечатления, и я с удовольствием побывала бы здесь по-настоящему.
На следующем уроке
Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.
Зона пустынь находится южнее зоны степей и получает ещё больше солнечного тепла. В пустынях почти не бывает осадков, там почти нет растительности, а животный мир довольно скуден. Почти все растения пустынь имеют очень длинные корни, позволяющие им добираться до воды, а животные ведут исключительно ночной образ жизни.
Источник