Цепь питания леса мышь

Цепь питания леса мышь

Со­ставь­те пи­ще­вую цепь из четырёх ор­га­низ­мов, в ко­то­рую вхо­дит мышь, на­чи­ная с про­ду­цен­тов. В от­ве­те за­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность букв.

Изу­чи­те фраг­мент эко­си­сте­мы леса, пред­став­лен­ный на ри­сун­ке, и вы­пол­ни­те за­да­ния.

Цепь пи­та­ния: дуб (Р) → мышь (П) → ли­си­ца (Н) → пу­хо­ед (М).

Цепь пи­та­ния: дуб (Р) → мышь (П) → ку­ни­ца (О) → пу­хо­ед (М).

Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка два по­ня­тия, ко­то­рые можно ис­поль­зо­вать для эко­ло­ги­че­ско­го опи­са­ния ду­бо­во­го усача.

К эко­ло­ги­че­ским ха­рак­те­ри­сти­кам вида от­но­сят­ся ареал, эко­ло­ги­че­ские усло­вия, бла­го­при­ят­ные для су­ще­ство­ва­ния осо­бей дан­но­го вида и по­пу­ля­ци­он­ная струк­ту­ра вида. Любая по­пу­ля­ция су­ще­ству­ет в опре­де­лен­ном со­об­ще­стве в кон­крет­ных усло­ви­ях и при­спо­соб­ле­на к сов­мест­ной жизни с дру­ги­ми ви­да­ми, она за­ни­ма­ет в при­род­ном со­об­ще­стве опре­де­лен­ную эко­ло­ги­че­скую нишу. Эко­ло­ги­че­ская ниша опре­де­ля­ет­ся всем ком­плек­сом фак­то­ров среды, не­об­хо­ди­мых для су­ще­ство­ва­ния по­пу­ля­ции, вида.

Ос­но­ву био­це­но­за со­став­ля­ют ав­то­троф­ные ор­га­низ­мы — про­ду­цен­ты (об­ра­зо­ва­те­ли) ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства. Со­об­ще­ство рас­те­ний на­зы­ва­ют фи­то­це­но­зом, жи­вот­ных — зо­оце­но­зом. В про­цес­се фо­то­син­те­за про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства, за счет ко­то­ро­го пи­та­ют­ся ге­те­ро­тро­фы.

Ге­те­ро­троф­ные ор­га­низ­мы де­лят­ся на две груп­пы: кон­су­мен­ты — по­тре­би­те­ли и ре­ду­цен­ты — раз­ру­ши­те­ли ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства. Кон­су­мен­ты 1-го по­ряд­ка — рас­ти­тель­но­яд­ные, кон­су­мен­ты 2-го по­ряд­ка — пло­то­яд­ные жи­вот­ные, кон­су­мен­ты 3-го по­ряд­ка — хищ­ни­ки.

Ре­ду­цен­ты по­треб­ля­ют не­жи­вое ор­га­ни­че­ское ве­ще­ство, раз­ла­гая его до уг­ле­кис­ло­го газа и ми­не­раль­ных ве­ществ, они за­мы­ка­ют кру­го­во­рот био­ген­ных эле­мен­тов в при­ро­де.

Мел­кие жи­вот­ные, пи­та­ю­щи­е­ся не­жи­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми — дож­де­вые черви, жуки-мерт­во­еды, на­воз­ни­ки от­но­сят­ся к кон­су­мен­там — дет­ри­то­фа­гам.

Итак, ду­бо­вый усач — 2) ство­ло­вой вре­ди­тель и 3) кон­су­мент I по­ряд­ка.

Источник

Окружающий мир 4 класс тема»жизнь леса» срочно!!

Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является — лес. Наша природа удивительно красива. Всё в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. (природное равновесие)

Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Необходимы животные и нам — людям. (продукты питания, одежда).

В нашей стране принят «Закон об охране и использовании животного мира».

Любите родную природу —
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу: кора березы — заяц — волк — редуценты; древесина — личинка майского жука — дятел — ястреб — редуценты; листовой опад (детрит) — черви — землеройки — сова — редуценты. Особенности цепей питания в хвойных лесах. Такие леса расположены на севере Евразии и Северной Америки.

Животные могут питаться растениями или другими животными. Все они между собой связаны в цепи питания.

Только растения способны с помощью энергии Солнца получать питательные вещества из воды и углекислого газа. Они служат пищей для растительноядных животных, а те — для насекомоядных и хищных. Животным без растений не прожить.

Цепи питания всегда начинаются с растений. Это — первое звено. Второе звено цепи — растительно­ядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

Пример:
в лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк.
Цепь питания: осина — заяц — волк.

Пример:
в лесу растёт сосна. Под корой сосны живёт жук-короед и ею питается. Жук-короед является пищей для дятлов.
Цепь питания такая: сосна — жук-короед — дятел.

Пример:
лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов.
Цепь пита­ния: дуб — лесная мышь — сова.

Существуют и более длинные цепи питания.
Пример:
кузнечики питаются травой. Их поедают лягушки. Лягушка — добыча аистов.
Цепь питания: трава — кузнечик — лягушка — аист.

Источник

В) Знакомство учащихся с цепями питания. Правило построения цепей питания.

Просмотр сюжета с диска «Мир природы» (Цепи питания сюжет №3-6; 2 мин)

Учитель: Посмотрите сюжет и скажите, что вы узнали о дубе, мыши и сове. (Дуб, мышь и сова прочно связаны цепью питания)

Сюжет №3: (Движущийся кадр: падает с дуба жёлудь, его подбирает и ест лесная мышь, а мышь съедает сова.)

— Как видишь, дуб, лесная мышь, сова прочно связаны цепью питания.

Желуди – это пища для лесной мыши. А мышь – это пища для совы.

Учитель: Как связаны в природе жёлуди, лесная мышь и сова?

Учитель: Попробуйте объяснить схему.

Ученики: Желуди – это пища для лесной мыши. А мышь – это пища для совы.

Учитель: Как нарисованы стрелочки?

Ученики: От пищи к тому, кто её ест.

Учитель: Запомните направление стрелочек. Это очень важно.

Сюжет №4: (Демонстрируются фотографии осины, зайца и волка)

Учитель: Чем питается заяц?

Учитель: А зайчик является пищей кого?

— Посмотри ещё один пример цепи питания в природе.

Осина – это пища для зайца. А заяц – пища для волка.

Учитель: Попробуйте объяснить схему.

Ученики: Осина – это пища для зайца. А заяц – пища для волка.

Сюжет №5 (Демонстрируются фотографии травы, зебры и льва)

— Переместимся в африканскую саванну, где пасутся зебры, и объясним ещё одну цепь питанииния.

Трава – это пища зебры. А зебра – пища для льва.

Учитель: Объясните схему.

Ученики: Трава – это пища зебры. А зебра – пища для льва.

— Пищевая цепь состоит из звеньев:

II звено — это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными.

III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.

— Что общего у всех животных? (над стрелочками появляется надпись «пища»)

Растения – это пища для …?…….. животных. (растительноядных)

Растительноядные животные — это пища для …?….. животных. (плотоядных)

Учитель: Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 96.Прочитайте статью «Цепи питания?»

Материал из учебника.

ЦЕПИ ПИТАНИЯ

Живые существа связаны между собой в цепи питания.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания: осина — заяц — волк.

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб — лесная мышь — сова.

Цепи питания начинаются с растений. Это — первое звено. Второе звено цепи — растительноядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

Учитель: Из чего состоят цепи питания.

Учитель: По какому правилу составляется цепь питания? Расскажи, пользуясь схемами в учебнике.

II звено — это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными;

III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.

Г) Первичное закрепление*** (можно исключить):

Учитель: Пользуясь схемой, давайте составьте одну цепь питания. (Дети выкладывают на столе цепочки с помощью карточек-рисунков и стрелочек). Объясните составленные цепочки

Учитель: Составим цепи питания, используя чучела животных, например:

ВОДОРОСЛИ (рисунок —> рыба —> пингвин

ПШЕНИЦА (рисунок) —> мышь —> сова

V Работа в группах:

Учитель: Капитаны групп возьмите конверт №3.

Группа (красные)

Задание: Используя рисунки и стрелочки составьте 2 цепочки питания и объясните их.

( Ответ: дуб—>короед—>дятел; еловая шишка—>белка—>куница)

Группа (синие)

Задание: Пользуясь текстами составьте цепи питания:

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал приволь­но плодиться непарный шелкопряд (гусеница). Он быстро объел листву на де­ревьях. И высохли могучие дубы.

(Ответ: дубы —> шелкопряд —> птицы)

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями — стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили мо­лодые насаждения.

(Ответ: деревца -> мыши —> ежи, барсуки)

Примечание: дети могут выбрать 1 текст.

Группа (зелёные)

Задание: Дополните цепи питания, пользуясь справочным материалом.

Группа (желтые)

Задание: Исправьте ошибки, допущенные в цепях питания.

На обсуждение даётся 5 минут. После чего проверяется работа в группах.

V. Работа с тестом:

Учитель: Молодцы, отлично справились с заданием в группе. А теперь каждый проверит свои знания с помощью теста. Капитаны групп возьмите конверт №4. Раздайте его по вариантам.

Учитель: Прочитайте вопрос. Возле правильного ответа раскрасьте геометрическую фигуру.

Учитель: В конце работы с помощью «ключа» проверь себя (можно использовать взаимопроверку). Оцени работу.

Источник

Читать так же:  Провести замену цепи грм
Оцените статью
Всё о бурение