Цепь питания леса мышь
Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.
Цепь питания: дуб (Р) → мышь (П) → лисица (Н) → пухоед (М).
Цепь питания: дуб (Р) → мышь (П) → куница (О) → пухоед (М).
Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания дубового усача.
К экологическим характеристикам вида относятся ареал, экологические условия, благоприятные для существования особей данного вида и популяционная структура вида. Любая популяция существует в определенном сообществе в конкретных условиях и приспособлена к совместной жизни с другими видами, она занимает в природном сообществе определенную экологическую нишу. Экологическая ниша определяется всем комплексом факторов среды, необходимых для существования популяции, вида.
Основу биоценоза составляют автотрофные организмы — продуценты (образователи) органического вещества. Сообщество растений называют фитоценозом, животных — зооценозом. В процессе фотосинтеза происходит образование органического вещества, за счет которого питаются гетеротрофы.
Гетеротрофные организмы делятся на две группы: консументы — потребители и редуценты — разрушители органического вещества. Консументы 1-го порядка — растительноядные, консументы 2-го порядка — плотоядные животные, консументы 3-го порядка — хищники.
Редуценты потребляют неживое органическое вещество, разлагая его до углекислого газа и минеральных веществ, они замыкают круговорот биогенных элементов в природе.
Мелкие животные, питающиеся неживыми органическими веществами — дождевые черви, жуки-мертвоеды, навозники относятся к консументам — детритофагам.
Итак, дубовый усач — 2) стволовой вредитель и 3) консумент I порядка.
Источник
Окружающий мир 4 класс тема»жизнь леса» срочно!!
Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является — лес. Наша природа удивительно красива. Всё в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. (природное равновесие)
Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
Необходимы животные и нам — людям. (продукты питания, одежда).
В нашей стране принят «Закон об охране и использовании животного мира».
Любите родную природу —
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу: кора березы — заяц — волк — редуценты; древесина — личинка майского жука — дятел — ястреб — редуценты; листовой опад (детрит) — черви — землеройки — сова — редуценты. Особенности цепей питания в хвойных лесах. Такие леса расположены на севере Евразии и Северной Америки.
Животные могут питаться растениями или другими животными. Все они между собой связаны в цепи питания.
Только растения способны с помощью энергии Солнца получать питательные вещества из воды и углекислого газа. Они служат пищей для растительноядных животных, а те — для насекомоядных и хищных. Животным без растений не прожить.
Цепи питания всегда начинаются с растений. Это — первое звено. Второе звено цепи — растительноядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные.
Пример:
в лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк.
Цепь питания: осина — заяц — волк.
Пример:
в лесу растёт сосна. Под корой сосны живёт жук-короед и ею питается. Жук-короед является пищей для дятлов.
Цепь питания такая: сосна — жук-короед — дятел.
Пример:
лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов.
Цепь питания: дуб — лесная мышь — сова.
Существуют и более длинные цепи питания.
Пример:
кузнечики питаются травой. Их поедают лягушки. Лягушка — добыча аистов.
Цепь питания: трава — кузнечик — лягушка — аист.
Источник
В) Знакомство учащихся с цепями питания. Правило построения цепей питания.
Просмотр сюжета с диска «Мир природы» (Цепи питания сюжет №3-6; 2 мин)
Учитель: Посмотрите сюжет и скажите, что вы узнали о дубе, мыши и сове. (Дуб, мышь и сова прочно связаны цепью питания)
Сюжет №3: (Движущийся кадр: падает с дуба жёлудь, его подбирает и ест лесная мышь, а мышь съедает сова.)
— Как видишь, дуб, лесная мышь, сова прочно связаны цепью питания.
Желуди – это пища для лесной мыши. А мышь – это пища для совы.
Учитель: Как связаны в природе жёлуди, лесная мышь и сова?
Учитель: Попробуйте объяснить схему.
Ученики: Желуди – это пища для лесной мыши. А мышь – это пища для совы.
Учитель: Как нарисованы стрелочки?
Ученики: От пищи к тому, кто её ест.
Учитель: Запомните направление стрелочек. Это очень важно.
Сюжет №4: (Демонстрируются фотографии осины, зайца и волка)
Учитель: Чем питается заяц?
Учитель: А зайчик является пищей кого?
— Посмотри ещё один пример цепи питания в природе.
Осина – это пища для зайца. А заяц – пища для волка.
Учитель: Попробуйте объяснить схему.
Ученики: Осина – это пища для зайца. А заяц – пища для волка.
Сюжет №5 (Демонстрируются фотографии травы, зебры и льва)
— Переместимся в африканскую саванну, где пасутся зебры, и объясним ещё одну цепь питанииния.
Трава – это пища зебры. А зебра – пища для льва.
Учитель: Объясните схему.
Ученики: Трава – это пища зебры. А зебра – пища для льва.
— Пищевая цепь состоит из звеньев:
II звено — это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными.
III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.
— Что общего у всех животных? (над стрелочками появляется надпись «пища»)
— Растения – это пища для …?…….. животных. (растительноядных)
— Растительноядные животные — это пища для …?….. животных. (плотоядных)
Учитель: Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 96.Прочитайте статью «Цепи питания?»
Материал из учебника.
ЦЕПИ ПИТАНИЯ
Живые существа связаны между собой в цепи питания.
Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания: осина — заяц — волк.
Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб — лесная мышь — сова.
Цепи питания начинаются с растений. Это — первое звено. Второе звено цепи — растительноядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные.
Учитель: Из чего состоят цепи питания.
Учитель: По какому правилу составляется цепь питания? Расскажи, пользуясь схемами в учебнике.
II звено — это самые разнообразные животные, которые питаются растениями. Их называют растительноядными;
III звено – питаются другими животными, их называют плотоядными.
Г) Первичное закрепление*** (можно исключить):
Учитель: Пользуясь схемой, давайте составьте одну цепь питания. (Дети выкладывают на столе цепочки с помощью карточек-рисунков и стрелочек). Объясните составленные цепочки
Учитель: Составим цепи питания, используя чучела животных, например:
ВОДОРОСЛИ (рисунок —> рыба —> пингвин
ПШЕНИЦА (рисунок) —> мышь —> сова
V Работа в группах:
Учитель: Капитаны групп возьмите конверт №3.
Группа (красные)
Задание: Используя рисунки и стрелочки составьте 2 цепочки питания и объясните их.
( Ответ: дуб—>короед—>дятел; еловая шишка—>белка—>куница)
Группа (синие)
Задание: Пользуясь текстами составьте цепи питания:
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд (гусеница). Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
(Ответ: дубы —> шелкопряд —> птицы)
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями — стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
(Ответ: деревца -> мыши —> ежи, барсуки)
Примечание: дети могут выбрать 1 текст.
Группа (зелёные)
Задание: Дополните цепи питания, пользуясь справочным материалом.
Группа (желтые)
Задание: Исправьте ошибки, допущенные в цепях питания.
На обсуждение даётся 5 минут. После чего проверяется работа в группах.
V. Работа с тестом:
Учитель: Молодцы, отлично справились с заданием в группе. А теперь каждый проверит свои знания с помощью теста. Капитаны групп возьмите конверт №4. Раздайте его по вариантам.
Учитель: Прочитайте вопрос. Возле правильного ответа раскрасьте геометрическую фигуру.
Учитель: В конце работы с помощью «ключа» проверь себя (можно использовать взаимопроверку). Оцени работу.
Источник