Цепь для грузоподъемных устройств

Статьи по ремонту

Разновидности грузоподъемных цепей и их преимущества

В любом грузозахватном или грузоподъемном устройстве, используемом в такелажных работах, есть несущий элемент, называемый грузоподъемной цепью. Она применяется не только в процессе подъема и перемещения габаритных грузов, но также на производстве и при выполнении хозяйственных задач.

Грузоподъемные цепи: виды

Грузоподъемные цепи входят в комплектацию механических и ручных конструкций, использующихся в процессе погрузочных и разгрузочных работ. Они могут различаться по таким параметрам, как:

  • конструкция,
  • вид металлического сплава,
  • диаметр звеньев,
  • размер смычки.

В зависимости от конструкции, выделяют следующие виды этих несущих элементов грузоподъемных устройств:

пластинчатая цепь с открытыми валиками,

пластинчатая цепь с закрытыми валиками,

Каждое звено пластинчатой цепи с открытыми валиками состоит из четного количества пластинок и крепится к этим самым валикам специальными шарнирами. В конструкцию пластинчатой цепи с закрытыми валиками входят отдельные пластинки. Круглозвенная цепь также отличается сложной конструкцией, в которую могут входить различные распорки. Она может быть навесной, якорной и жаропрочной.

Грузоподъемные цепи: преимущества использования

Грузоподъемные цепи необходимы для того, чтобы закреплять тяжелые крупногабаритные грузы. Вместе с цепными стяжками и стяжными механизмами они позволяют поднимать и перемещать грузы любого размера и конфигурации. Помимо этого, их преимуществами являются:

  • возможность использовать в любых условиях окружающей среды;
  • способность сохранять свою грузоподъемность, независимо от окружающей обстановки;
  • простота в использовании и ремонте;
  • безопасность в работе.
Читать так же:  Dodge caliber ремень грм или цепь

Благодаря всем этим свойствам цепи можно включать в комплектацию грузоподъемных устройств, к которым прибегают для устранения внештатных и аварийных ситуаций.

Грузоподъемные цепи: классы прочности

При выборе грузоподъемных цепей важно учитывать не только вид металлического сплава и конструкцию звеньев, но и класс их прочности, потому что от этого будет зависеть безопасность и успех погрузочных и разгрузочных работ. Выделяют 3 класса прочности грузоподъемных цепей:

  • Класс 8. Устройства этого класса можно использовать при температуре до +200C. Они имеют запас прочности, равный 4:1.
  • Класс 10. Механизмы этого класса также выдерживают температуру до +200C. Кроме того, их максимальная рабочая нагрузка рассчитана на подъем грузов, масса которых более чем на треть превышает заявленный вес.
  • Грузоподъемные цепи, при изготовлении которых используется кислотоустойчивая нержавеющая сталь. Они наделены запасом прочности 4:1 и не нуждаются в термической обработке.

Помимо этого, каждый класс прочности делится на вид А и вид Б. Именно поэтому существует множество видов грузоподъемных цепей, различающихся по размеру звена и максимальной грузоподъемности.

Класс прочности обычно указывается на каждом звене грузоподъемной цепи. При необходимости всегда можно запросить у компании-производителя или дилера информацию о технических характеристиках изделия. Это поможет выбрать то устройство, которое будет наиболее эффективно справляться с поставленными задачами.

Источник

Использование цепных строп

Описание и устройство цепных стропов

Цепные стропы представляют собой важнейший тип такелажных изделий, идеально подходящих для работы с негабаритными и особо тяжёлыми грузами.

В основе любого цепного стропа лежит ветвь, представляющая собой особо прочную цепь, соединение звеньев которой происходит путём сплава. Конструкция цепного стропа может состоять и из нескольких ветвей. Каждая цепь на концах оснащена переходными кольцами. На них с одного конца цепного стропа навешиваются грузозахватные крюки, служащие для закрепления груза. С другого же конца к ветви-цепи присоединяется кольцевое звено овальной формы. С помощью него ветви объединяются в общую конструкцию, а цепной строп в целом навешивается на крюк грузоподъёмного оборудования.

Материалом для изготовления цепных строп служит сталь высокого класса. Часто сталь покрывается специальным составом для защиты от коррозии («метод воронения»). Плёнка из высокотемпературных оксидов железа придаёт цепным стропам тёмную окраску («чёрные стропы») и блокирует протекание коррозионных процессов при эксплуатации приспособлений в кислых средах.

Виды стропов

Классификация цепных стропов производится на основании нескольких параметров:

  • количества входящих в конструкцию стропов-ветвей (цепная стропа может обозначаться как 1 СЦ, 2 СЦ, 3 СЦ, 4 СЦ);
  • типа захвата, применяемого при подъёме и удержании груза (ветвевой – например, у четырёхветвевого цепного стропа-«паука», кольцевой, ветвь цепная);
  • грузоподъёмности (деление по классам прочности согласно предельному допустимому весу для одной цепи);
  • размера звеньев цепи (внутри классов);
  • длины цепного стропа (от 0,5 до 20 метров).

Маркировка

Маркировочная бирка является неотъемлемым условием допуска стропа в работу. При отсутствии бирки или нечётком нанесении на неё данных эксплуатация цепного стропа признаётся небезопасной и осуществляться не может.

Данные, которые в обязательном порядке размещаются на бирке такелажного изделия:

  • название предприятия-изготовителя, его товарный знак;
  • непосредственный заводской и серийный номер стропа;
  • тип приспособления и его грузоподъёмность;
  • длина стропа;
  • дата, в которую изготовитель проводил испытания изделия.

Примером маркировки может служить описание: «3СЦ-2,36/3000». Расшифровка его означает, что перед нами трёхветвевой цепной строп, наделённый грузоподъёмностью 2,36 тонн и имеющий длину 3000 мм.

Обычно в комплекте с каждым цепным стропом идёт соответствующий сертификат качества. В документе, помимо основных характеристик изделия и правил работы с ним, обязательно прописываются и гарантийные обязательства предприятия-изготовителя.

Характеристики стропов

Стропы цепные могут характеризоваться:

  • грузоподъёмностью. Она может зависеть от калибра используемой цепи, конструкции самого стропа, а также температуры, при которой планируется применение изделия;
  • запасом прочности (не менее 4);
  • усилием на разрыв;
  • классом прочности цепи, составляющей цепной строп. Классы прочности, рассчитываемые для одной цепи, принято подразделять следующим образом: III кл. – не более 0,1 тонн; V кл. – не более 0,3 т., VIII кл. – не более 0,8 т., X кл. – не более 1,2 т., XII кл. – не более 3,15 т.);
  • определённым видом конструкции;
  • климатическим исполнением.

Важное значение имеют также габариты составных частей цепного стропа – длина цепи, калибр её звеньев, диаметр сечения крюков.

Таблица 1. Зависимость грузоподъёмности разных типов цепных стропов от калибра цепи ветвей.

Калибр цепи в мм. Г/п 1СЦ, тонны Г/п 2СЦ, тонны Г/п 3СЦ, тонны Г/п 4СЦ, тонны Г/п УСЦ, тонны Г/п 2СЦвз, тонны
6х18 1,12 1,60 2,36 2,36 1,80 2,36
8х24 2,00 2,80 4,25 4,25 3,15 4,25
10х30 3,15 4,25 6,70 6,70 5,00 6,70
13х39 5,30 6,70 11,20 11,20 8,50 11,20
16х48 8,00 11,20 17,00 17,00 12,50 17,00
20х60 12,50 17,00 26,50 26,50 20,00 26,50
22х66 15,00 21,20 31,50 31,50 23,60 31,50
26х96 21,20 30,00 45,00 45,00 33,50 45,00
32х116 31,50 45,00 63,00 63,00 50,00 67,00

Нормы браковки цепных строп

Выбраковка, призванная предотвратить использование в работе такелажных изделий, не соответствующих требованиям безопасности и функциональности, должна проводиться со строго оговоренной в РД периодичностью.

Прямым основанием для выбраковки цепных стропов служит:

  • отсутствие маркировочной бирки. Использование цепного стропа без указания его характеристик запрещено по причине небезопасности;
  • наличие на изделии «окислой плёнки». Коррозия материала негативно влияет на эксплуатационные свойства цепного стропа;
  • наличие на стропе (любого его элемента) даже незначительных следов механического износа. Недопустимым признаётся наблюдаемое совместно с этим увеличение поперечного d звена цепного стропа более, чем на 8%;
  • увеличение длины звеньев стропа при внешней их целостности более, чем на 5%;
  • разница в длине цепей-ветвей, например, в двухветвевой стропе, в рабочем состоянии более, чем на 15 мм.;
  • смещение одного и более звеньев цепи относительно общей оси стропа;
  • неисправность или отсутствие на стропе замка-предохранителя.

Если цепные стропы используются ежедневно, то их осмотр и проверку ответственным специалистом следует проводить не реже одного раза в 10 дней. Редко используемые цепные стропы разрешено проверять непосредственно перед началом такелажных работ.

Испытания цепных стропов, периодичность их проведения

Испытания строп нагрузками должны производиться:

  • непосредственно при производстве. Выполняется предприятием-изготовителем.
  • не реже 1 раза в полгода после начала эксплуатации такелажных приспособлений. Выполняется организацией-эксплуатантом;
  • каждый раз после ремонта.

Алгоритм испытания строп весьма специфичен. Он включает в себя следующие этапы:

  1. на строп закрепляют груз, вес которого в 4 раза превышает установленный нормой (по информации, указанной в тех.паспорте изделия);
  2. строп с такой нагрузкой в статичном положении оставляют на 3 минуты;
  3. после проведения испытания осуществляется тщательный осмотр такелажного изделия;
  4. если на стропе не появилось следов серьёзной деформации, он допускается стропальщиком в работу. Если дефекты обнаружились, то строп официально признаётся бракованным. Его снимают с эксплуатации. При действии гарантии – обменивают на аналогичный;
  5. на бирке изделия фиксируется дата испытания.

Правила строповки

Грамотная строповка обеспечивает безопасность проводимых такелажных работ. При её организации должны учитываться следующие рекомендации:

  • цепные стропы закрепляются за выступающие участки транспортируемого груза;
  • острый край груза рекомендуется располагать строго между звеньями цепи. В противном случае может произойти деформация строп;
  • если того требует ситуация, использование СЦ дополняют применением надёжной арматуры;
  • допустимо применять в работе одновременно цепные стропы, разнящиеся по своей длине.

Такелажные работы предполагают строповку следующих типов:

  • «на удавку»;
  • «петлёй с фиксацией крюком».

При необходимости допускается строповка с использованием других схем и способов.

Нормативы производства

Единого стандарта качества цепных стропов нет. В процессе создания данного вида такелажных изделий обязательно учитываются:

  • РД-10-33-93;
  • РД-11-07-2207;
  • ГОСТ 22956-83 и ГОСТ 25573-82, регламентирующие нормы выбора и обработки стропового металла, помогающие определить его основные характеристики и изменения, допустимые в процессе работы;
  • ГОСТ 15150, поясняющий условия хранения изделий.

Преимущества и недостатки цепных стропов

Неоспоримыми преимуществами цепных строп выступают:

  • повышенная прочность приспособлений;
  • долговечность;
  • широкий диапазон рабочих температур;
  • максимальная безопасность проводимых стропильных работ;
  • возможность изменить длину изделия (укоротить её) за счёт применения специальных устройств (крюков).

К основным недостаткам цепных строп относятся:

  • высокая стоимость изделий;
  • большая масса изделий, в сравнении с металлическими канатными стропами, например. Впрочем, у цепных строп, которые начали изготавливать из материалов VIII-XII классов, вес максимально оптимизирован;
  • необходимость создания особых условий хранения.

Применение

Цепные стропы находят достаточно широкое применение в современной промышленности. Объясняется это огромным диапазоном их рабочих температур. Эффективно использоваться для удержания и перемещения тяжёлых грузов данные такелажные изделия могут в условиях от – 40℃ до +400℃. Важным достоинством является и высокая степень стойкости СЦ к коррозии. Она позволяет эксплуатировать стропы в самых различных условиях.

Область назначения стропов данного типа:

  • металлургия;
  • химическая и топливная промышленность;
  • атомная промышленность;
  • сфера строительства;
  • склады, центры логистики и пр.

Срок службы

Гарантийный срок службы цепных строп составляет не менее двух лет с момента их производства и не менее полутора лет с момента ввода изделий в эксплуатацию. При этом решающими факторами остаются соблюдение правил хранения стропов и своевременная диагностика их рабочего состояния.

Хранение

Требования к условиям хранения стропа данного типа регламентируются ГОСТом 15150 (группа условий хранения 5 (ОЖ4). Согласно ему, допустимо складирование стропов на стеллажах под навесами или в помещениях (палатки, металлических хранилища без теплоизоляции, например), в которых перепады температурных показателей и показателей влажности воздуха несущественны или приравнены к подобным колебаниям на открытом воздухе. Актуальны данные рекомендации для регионов с умеренным и холодным климатом.

Обязательным условием хранения цепных стропов является принципиальное отсутствие в помещении вредных примесей, способных вызвать коррозию изделий.

Заключение

Цепные стропы, наделённые завидной грузоподъёмностью и долговечностью, могут являться образцом одного из самых востребованных видов такелажного оборудования. Используемые в разных сферах производства, стропы обеспечивают максимальную безопасность проводимых такелажных работ.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение