Совместимость цепей с трансмиссией

Как выбрать цепь для велосипеда. 6 советов для новичков

Каждую минуту, когда вы крутите педали, около 44 000 звеньев цепи находятся в постоянном движении. Это составляет около 320 000 отдельных случаев трения поверхности скольжения. По мере того, как штифты и звенья со временем изнашиваются, шаг или длина каждого звена будет увеличиваться.

Растянутые цепи «убивают» всю трансмиссию гораздо быстрее. Это может привести к необходимости дорогостоящей замены вашей кассеты и звездочек. Изношенная цепь хуже передает усилие ног колесам, а главное — на большой скорости она может заклинить и привести к серьезному падению.

5% скидка Для читателей нашего блога
скидка 5% на весь
ассортимент Ваш промокод: BLOG Смотреть все цепи

Поэтому необходимо регулярно менять велосипедную цепь. Но как выбрать подходящую, ведь в магазинах представлено множество моделей? Определиться с покупкой вам помогут 6 простых советов.

Теоретическая часть

Велосипедные цепи состоят из нескольких пар стальных внешних и внутренних пластин, скрепленных заклепками.

Ролик разделяет каждую пару внутренних. Заклепка (шпилька) плотно вдавливается через обе наружные пластины. Затем она свободно вращается на внутренних пластинах и ролике.

Читать так же:  Что такое расключение вторичных цепей

Все современные велосипедные цепи изготавливаются по стандарту «шаг в полдюйма», то есть расстояние от заклепки до заклепки номинально составляет 0,5 дюйма. Зубья звездочки обрезаны по тому же полдюймовому стандарту, чтобы принимать велосипедные цепи. Однако это не означает, что все марки и модели взаимозаменяемы.

Существует 3 основных типа велосипедных цепей: односкоростные, многоскоростные (для велосипедов с кассетой) и Half-Link. Они различаются по структуре и размерам.

Совет 1. Разберитесь в маркировке

Каждая модель цепи имеет на коробке маркировку от производителя, которая отображает ее параметры. Например, Shimano E8000 подходит для 11-скоростных велосипедов и содержит 138 звеньев.

Иногда маркировка также содержит данные о внутренней ширине звеньев — например, 11/128 дюйма. Но теперь все чаще просто пишут о количестве скоростей, ведь это взаимозависимые параметры. Также имеет значение цифровой индекс модели: HG-62 хуже по качеству, чем HG-73, но стоит дешевле.

Цепи типа Half-Link состоят не из двух полузвеньев, а из одинаковых элементов. Это позволяет более точно менять длину, хотя прочность детали от этого страдает. Используется данный вид для велосипедов с одной задней звездой.

Совет 2. Выберите внутреннюю ширину

Существует 4 варианта внутренней ширины велосипедной цепи – 1/8″, 3/32″, 11/128″ и 5/32″:

1. 1/8″ (3,2 мм) — велосипеды с одной задней звездочкой и планетарной втулкой. Пример модели — Shimano CN-NX10, NEXUS 114.

2. 3/32″ (2,4 мм) — велосипеды с 5–8 задними звездочками и переключателями скоростей. Пример — Shimano CH-HG40 ACERA.

3. 11/128″ (2,2 мм) — велосипеды с задними звездочками 9–12 и переключателями скоростей. Пример — Shimano CN-HG54 Deore/Tiagra.

4. 5/32″ (4,0 мм) — грузовые и трехколесные велосипеды, но такие специализированные модели встречаются редко.

То есть при покупке цепи нужно посмотреть на количество задних скоростей вашего велосипеда.

Совет 3. Определите внешнюю ширину

Задние комплекты шестерен бывают сделаны с 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 или 12 звездочками в кассете. По мере увеличения количества зубьев на задней ступице расстояние между ними уменьшается. Следовательно, цепи имеют тенденцию сужаться по мере увеличения количества задних звездочек.

Приведенная ниже таблица поможет определиться с выбором:

Трансмиссия, количество скоростей Внешняя ширина, дюйм Внешняя ширина, мм Внутренняя ширина, дюйм
5/6/7/8 9/32″ 7,1–7,3 мм 3/32″
9 1/4–9/32″ 6,5–7,0 мм 11/128″
10 1/4–9/32″ 6,0–7,0 мм 11/128″
11 7/32″ 5,5–5,62 мм 11/128″
12 13/64″ 5,3 мм 11/128″

Конечно, вы можете использовать более узкую цепь, чем того требуют спецификации велосипеда. Но помните, что тонкие модели дороже и менее прочны.

Источник

Велосипедная цепь, устройство, совместимость c различными видами трансмиссий. Размер и шаг цепи велосипеда, маркировка.

Цепь очень важный компонент трансмиссии велосипеда, в случае поломки (разрыва) цепи вы не сможете продолжить свою поездку.

Несмотря на видимую простоту, велосипедная цепь представляет из себя механизм, в котором используется множество современных технологий, гарантирующих идеальный контакт со звездами трансмиссии, для передачи крутящего момента на заднее колесо и плавного переключения передач.

Вот краткое изложение всего, что вам нужно знать о велосипедных цепях, включая конструкцию цепи, работу с многоскоростными трансмиссиями, совместимость и многое другое.

Как устроена велосипедная цепь?

Цепь состоит из ряда звеньев. Большинство цепей имеют чередующиеся широкие и узкие звенья которые повторяются на протяжении всей длины.

Каждое звено имеет две боковые пластины, которые скреплены пинами (также называемыми штифтами), а ролик закреплен на плече внешнего звена. В некоторых цепях с каждой стороны ролика может быть отдельная втулка, хотя в современных цепях они обычно отсутствуют.

Чтобы сделать цепь непрерывной, соединительный штифт можно частично выжать из звена с помощью выжимки цепи, а затем вставить обратно в цепь запрессовав его в новое звено.

Цепи итальянского бренда Кампаньоло соединены штифтом в форме пули, длина которого превышает ширину цепи; закругленный конец штифта звена отламывается после того, как штифт запрессован.

Важно знать, что не все выжимки цепи имеют функцию зачистки пина. Поэтому если у вас групсет от итальянского бренда, вам потребуется приобрести специальную выжимку цепи.

Другой метод соединения звеньев цепи заключается в использовании специального быстросъёмного замка. Он состоит из двух половинок, которые устанавливаются в отверстия боковых пластин звеньев цепи. После натяжения полотна цепи замок защелкивается, надежно соединяя цепь.

Некоторые быстросъемные замки являются многоразовыми и могут быть разъединены, а затем снова соединены, в то время как другие, не могут быть использованы повтороно, так как (по заявлениям производителя) соединение теряет расчетную прочность.

Ширина велосипедной цепи и ее шаг

Стандартное расстояние между звеньями или шаг велосипедной цепи составляет ½ дюйма (12,7 мм), хотя время от времени проводятся эксперименты с цепями с метрическим шагом (10 мм). По некоторым слухам, команда Team GB на своих трековых велосипедах на Олимпиаде в Токио использовала цепи с шагом ⅜ дюйма.

Внутреннее звено велосипедной цепи уже, чем внешнее, а расстояние между пинами меньше. Эта особенность строения цепи используется в трансмиссиях с одной звездой. Передняя звезда (Narrow wide) состоит из чередующихся широких и узких зубьев, которые надежно соединяются попеременно как с внутренними (узкими) звеньями цепи, так и с широкими (внешними). Этого эффекта невозможно добиться в системах с двумя или тремя звездами, так как при переключении невозможно угадать какое звено цепи (внутренне – узкое или внешнее — широкое) войдёт в контакт с зубом передней звезды. Именно поэтому зубья в двойных и тройных передних звездах имеют одинаковую ширину, предназначенную для зацепления с более узким внутренним звеном цепи.

Стоит отметить, что ширина роликов цепи для разного числа скоростей практически одинакова:

  • 2,38 мм для 5-8-скоростных цепей
  • 2,18 мм для 9-скоростных и выше.

Как зависит ширина цепи от количества скоростей в трансмиссии

С шириной велосипедных цепей становится все сложнее (в технологическом смысле) по мере того, как производители компонентов увеличили количество скоростей в своих трансмиссиях. При добавлении новых скоростей, кассеты становятся все шире, а ширина цепей уже. Ширина втулки фрихаба, также увеличивается в размерах, чтобы уместить широкую кассету. Для того, чтобы вместить втулку колеса между задних дропуатов (расстояние которое фиксировано) задние колеса становятся все более ассиметричными.

Также, звезды кассеты становятся тоньше и расположены ближе друг к другу. Таким образом цепи становятся более узкими, что ограничивает их совместимость между трансмиссиями с разным количеством передач. Сегодня вы не можете использовать 12-скоростную цепь с 11-скоростной кассетой.

Ширина цепи в зависимости от числа передач трансмиссии по данным Park Tool:

Число скоростей трансмиссии Ширина цепи (мм)
13 скоростная кассета 4,9
12 скоростная кассета 5,3
11 скоростная кассета 5,5
10 скоростная кассета 6
9 скоростная кассета от 6,5 до 7
6,7 и 8 скоростные кассеты 7

Вы можете видеть какие значительные различия в ширине цепей.

Цепи для односкоростных и трековых велосипедов обычно значительно шире, чем цепи, предназначенные для многоскоростных трансмиссий. Как правило, ширина такой цепи составляет около 9 мм. Это отчасти потому, что цепь необходимо усилить, так как она испытывает большие нагрузки как при ускорении, так и торможении.

Совместимость велосипедных цепей

В прошлом цепи одной и той же скорости можно было смело использовать на трансмиссиях разных производителей. Сегодня с появлением 12 и 13 скоростных трансмиссий ситуация поменялась. Дизайн и специфические элементы таких цепей могут значительно меняться при переходе от бренда к бренду.

Например, 12-скоростные цепи SRAM Eagle нельзя использовать с 12-скоростными шоссейными задними переключателями и наоборот. Вместе с тем, вы можете одновременно использовать некоторые 11-скоростные компоненты Shimano и SRAM, хотя, это сделает трансмиссию более шумной.

В 12-скоростных шоссейных групсетах Shimano используется та же цепь Hyperglide+, что и в 12-скоростных групсетах для MTB. При этом цепь имеет особые конструктивные особенности (форму звеньев), которые способствуют более быстрому переключению.

Shimano также выпускает цепь Linkglide, которая предназначена для использования с электрическими велосипедами с 10 или 11 скоростями. Эти цепи можно использовать с трансмиссией Hyperglide, а также с Linkglide для электровелосипедов. Цепь имеет особую форму звена, предназначенную для работы с дополнительной мощностью, выдаваемой электродвигателем.

Существуют такие бренды, как Wippermann и KMC, выпускающие цепи, которые, как правило, совместимы со всеми видами трансмиссий. Тем не менее, стоит всё-таки проверить сайты производителей групсетов, чтобы убедиться, что конкретная цепь соответствует вашей трансмиссии.

Длина велосипедной цепи

Цепи обычно продаются со 110 и более звеньями. Это больше, чем необходимо для большинства велосипедных групсетов, поэтому цепь приходится укорачивать по длине, чтобы она подходила для вашей трансмиссии.

Однако существуют горные велосипеды с подвеской с высоким шарниром, для которых обычно требуется более длинная цепь, и вам может понадобиться купить две цепи.

Самый простой способ определить правильную длину велосипедной цепи — это подсчитать количество звеньев вашей старой цепи, которая шла на велосипеде с завода.

Если вы устанавливаете совершенно новую трансмиссию или меняете диапазон вашей кассеты, для определения правильной длины цепи вам необходимо использовать методику, описанную в нашей статье.

Материал цепи велосипеда и ее конструкция

Большинство цепей сделаны из стали — поэтому они подвержены появлению ржавчины, при контакте с агрессивной внешней средой. Некоторые более дорогие цепи имеют специальную антикоррозийную обработку поверхности, для предотвращения появления ржавчины, повышения долговечности и снижения трения. Вы также можете приобрести велосипедные цепи из титана, чтобы немного сэкономить на весе.

Цепи из высшего ценового сегмента KMC, покрыты нитридом титана и углерода, которые, по словам производителя, снижают трение. Такие цепи поставляются с черными внешними пластинами, при этом внутренние пластины могут быть окрашены в различные цвета.

Конструкция внешних боковых пластин цепи может значительно различается в зависимости от марки и модели цепи. Часто звенья имеют особую форму для облегчения переключения скоростей. Более дорогие цепи могут иметь скошенные края боковых пластин, что также способствует улучшению их эксплуатационных качеств.

Другие особенности некоторых премиальных моделей велосипедных цепей включают прорези в боковых пластинах и полые штифты для снижения веса.

Еще одна возможная опция для некоторых моделей цепей — это специальная обработка составами, снижающими трение. К брендам, которые часто используют эти технологии можно отнести Silca и CeramicSpeed. Обычно эти составы по снижению трения эффективны на протяжении нескольких сотен километров и только в сухих условиях. Поэтому эти цепи особенно актуальны для гонок.

Часто задаваемые вопросы

Имеет ли цепь направление движения?

Ответ «иногда». Направленность цепи зависит от бренда и групсета. Старые цепи для меньшего количества передач обычно ненаправленные.

В случае с 12-скоростными шоссейными цепями SRAM их плоская конструкция означает, что их необходимо устанавливать плоской стороной наружу правильной стороной.

Если ваша цепь соединена с помощью быстросъемного замка, важно проверить, является ли он направленным. Некоторые быстросъемные звенья, моделей от Shimano с 11 и 12 скоростями, имеют стрелку, обозначающую направление движения цепи.

Когда следует менять цепь?

Лучший способ узнать, когда нужно заменить цепь — это использовать устройство для проверки растяжения цепи. Когда именно вам нужно заменить цепь, зависит от того, когда, как и где вы ездите.

По мере износа цепи она растягиваются, и поперечные перемещения между звеньями также увеличиваются. Появление люфта приводит к неточному переключению. Также растянутая цепь может быстро изнашивать кассету и переднюю звезду.

Важно знать, что 11-13-скоростная цепь, которая растянулась на 0,5%, должна быть заменена.

Если ваша 11 или 13-скоростная цепь растянулась до 0,75% или 6-10-скоростная цепь до 1,0%, вам также необходимо заменить кассету. Ролики на цепи не будут должным образом сцепляться с зубьями на кассете и педали могут проскальзывать. Если ваша цепь имеет еще большее растяжение, вам также может потребоваться заменить переднюю звезду.

Своевременная замена велосипедной цепи является более экономически оправданным, чем замена всех трех основных компонентов трансмисси: цепи, звезды и кассеты. Если вы замените цепь, как только на ней появятся первые признаки износа, вы, скорее всего, продлите срок службы своей кассеты и передней звезды.

Какой измеритель износа цепи мне нужен?

Вы конечно можете приобрести самые дорогие цифровые модели для измерения износа цепи, однако самый дешевый вариант и точный — это тонкий штампованный металлический инструмент, который прекрасно справляется со своей основной задачей.

Измерители износа цепи подобной конструкции работают одинаково. Вам необходимо поместить металлические губки инструмента на ролики цепи и если измеритель проваливается в глубь звеньев, это означает что цепь изношена и она нуждается в замене. Если инструмент не провалился у вашей цепи все в порядке.

Важно проверить цепь в двух или трех местах, а не только в одном, потому что цепь не всегда растягивается равномерно.

Однако некоторые инструменты, такие как Park CC4, работают по несколько иному принципу: вы держите измерительный наконечник инструмента, поддерживая давление, прежде чем опустить его в звено для получения точных показаний.

Как заменить велосипедную цепь?

Чтобы заменить цепь, обычно необходимо выжимка цепи, совместимая с вашим типом трансмиссии.

Тщательно очистив все компоненты трансмиссии, вам нужно продеть новую цепь через ролики заднего переключателя.

Вам нужно будет использовать выжимку цепи, чтобы укоротить велосипедную цепь, удалив нужное количество звеньев.

Как ухаживать за цепью?

Чтобы снизить скорость износа велосипедной цепи, важно содержать ее в чистоте. Регулярное использование очистителя цепи — лучший быстрый способ сделать это. Затем вам нужно высушить цепь и нанести тонкий слой смазки цепи.

Следуйте инструкциям производителя смазки, но обычно вы должны сделать от 10 до 20 оборотов педалей, чтобы смазка проникла в ролики цепи. После этого излишки смазки следует вытереть сухой тряпкой.

Также важно повторно смазывать цепь после езды по мокрой дороге, чтобы предотвратить появление ржавчины. Нельзя наносить смазку на грязную цепь, потому что в результате она будет притягивать еще больше грязи.

Вы также можете сварить свою цепь в воске. О том как правильно варить велосипедную цепь мы расскажем в нашей следующей статье.

Маркировка велосипедной цепи

Представляем вашему вниманию таблицы маркировки велосипедных цепей Shimano, SRAM и KMC. Код для каждой цепи велосипеда уникальный и состоит из сочетания букв и числового индекса. Производители цепей велосипеда придерживаются правила: чем выше числовой индекс, тем цепь лучше (имеется ввиду что у цепи лучше износостойкость, производительность, плавность переключений и конечно выше цена).

Эти таблицы могут быть полезны для поиска подходящей цепи для вашей трансмиссии велосипеда.

Цепи Shimano Количество передач
CN-UG 30 5-7
CN-UG 50
CN-HG 40 7-8
CN-HG 50
CN-HG 71
CN-HG 91
CN-IG 31 7-8
CN-IG 51
CN-IG 70
CN-IG 90
CN-HG 53 9
CN-HG 73
CN-IG 93
CN-7701
CN-HG54/74/94 10
CN-HG 74/95
CN-M980
CN-4601
CN-5600/5701
CN-6600/6700/6701
CN-7800/7900
CN-HG 600 11
CN-HG 701
CN-HG 900
CN-6800
CN-9000
Цепи SRAM Количество передач
PC-830 5-8
PC-850
PC-870
PC-890
PC-951 9
PC-971
PC-991
PC-991 Hollow pin
PC-991 Cross step
PC-1031 10
PC-1051
PC-1071
PC-1091
PC-1091R
PC-1130 11
PC-X1
PC-XX1
Цепи КМC Количество передач
Z1xx 1
Z5xx
Z6xx
K7xx
K9xx
X1
733 5-6
750 7-8
251
Z51RB
Z72
Z92RB
X8-93
X8-99
799RB 9
X9-73
X9-93
X9L
X9SL
Х10-93 10
X10L
X10SL
X111 11
X11SL

43 года, катаю на гравийнике Cannondale Topstone. Среда обитания: бескрайние лесные тропинки (умеренно песчаные) Московской и Владимирской области.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение