Смазка цепи мотоцикла как пользоваться
Смазка мотоцепи
Смазывать нужно все мотоцепи, но задача обслуживания у обычных роликовых цепей и моделей с уплотнителями отличается. Рассказываем, как правильно наносить смазку, когда это делать и что будет, если цепь не смазывать.
Зачем нужна смазка цепи для мотоцикла
Бессальниковые цепи обычно используют на кроссовых моделях — считается, что с ними мотоцикл быстрее набирает скорость. Цель смазки звена без сальников классическая — образование масляной пленки на трущихся поверхностях, защитить от коррозии, уменьшить нагрев. Масло сохраняет подвижность звеньев, увеличивает срок службы.
У обслуживания цепи с уплотнительными кольцами O-Ring или X-Ring задача другая — состав должен защитить уплотнитель от растрескивания. В шарниры смазка закладывается на заводе и закрывается сальниками, поэтому такие модели называют необслуживаемыми. Но дополнительная защита уплотнителя не помешает — если он потеряет эластичность, заводская смазка вытечет и сальниковая цепь быстро порвется.
Когда нужно смазывать цепь мотоцикла
Теоретически обслуживание нужно выполнять каждые 500-2000 км, но на практике нужно учитывать, в каком режиме используется мотоцикл:
- если мотоцикл ездит только по трассе и в сухую погоду, периодичность обслуживания 500-1000 км;
- если бывают поездки по бездорожью, песку — каждые 300-500 км;
- если мотоцикл попал под дождь или проехал по глубокой луже, лучше провести обслуживание в тот же день.
Понять, что цепь нуждается в обслуживании, можно и по внешним изменениям — звенья скрипят, хуже поворачиваются, передача вибрирует. Но до такого состояния передачу лучше не доводить.
Как смазывать цепь мотоцикла
Для бессальниковых моделей рекомендуют использовать керосин, для сальниковых — специальные очистители без едких веществ. Некоторые производители выпускают очистители для своих продуктов, которые гарантированно не повредят сальник.
Бессальниковые модели можно очищать мягкой щеткой — она поможет быстрее удалить загрязнения. На сальниковых щетку лучше не и использовать — щетина может повредить уплотнители.
После очистки поверхность протирают насухо и оставляют, пока очиститель не испарится, иначе масло смешается с очищающим составом, станет более жидким и быстрее вытечет из шарниров.
В бессальниковых цепях смазывать нужно шарниры и трущиеся поверхности. Чтобы состав попал на валик, втулку, масло капают в щель между внешней и внутренней пластинами, а также в пространство между внутренней пластиной и роликом.
Однорядная роликовая цепь
Важно использовать состав нужной консистенции, чтобы масло проникало в пространство между трущимися деталями.
В цепях с уплотнителями смазку наносят на резиновые кольца. Много не нужно — достаточно, чтобы на поверхности образовалась защитная пленка. Внутри шарниров смазку закладывают на заводе, ее хватает на весь срок эксплуатации. Единственный случай, когда нужно наносить смазку под уплотнители — если вы устанавливаете соединительное звено. Смазка в этом случае идет в комплекте со звеном.
Излишки смазочного материала нужно удалить — для этого звенья протирают насухо чистой ветошью. Если этого не сделать, на поверхность быстро налипает пыль, которая затрудняет работу, вызывает лишнее трение и ускоряет износ.
Что будет, если не смазывать цепь
Во всех цепях смазка обязательна, но в сальниковых ее закладывают при сборке, а в бессальниковых — во время каждого обслуживания. Последствия работы при недостаточном количестве смазки:
- Для обычной роликовой конструкции . Трущиеся поверхности без смазки нагреваются и быстро изнашиваются. Если внутрь попадет вода — появляется коррозия, которая вызывает ускоренный абразивный износ. Из-за истирания рабочих поверхностей цепь визуально удлиняется. Если вовремя ее не поменять — произойдет обрыв.
- Для сальниковой модели . Пока уплотнители целы, шарниры работают на заводской смазке. Если кольцо деформировалось или потрескалось, защитный состав вытекает и происходит ускоренный износ. Модели с уплотнителями не рекомендуется мыть струей под давлением или веществами, которые могут проникнуть под уплотнитель и вымыть заводскую смазку. Сальниковую цепь обслуживают для защиты уплотнителей.
Чтобы продлить срок службы и избежать преждевременного износа, следите за состоянием передачи, регулярно смазывайте цепь. Если передача какое-то время работала без смазки — проверьте удлинение и при необходимости установите новую цепь.
Источник
Смазка цепи мотоцикла
От состояния приводной цепи на мотоцикле зависит безопасность езды. Изношенная, растянутая цепь имеет риск разорваться или слететь – и это чревато не просто потерей тяги на заднем колесе, а клином движка (если цепь зажмет переднюю звездочку) или даже попаданием ее в шлем с катастрофическими последствиями для мотоциклиста.
Для чего нужно обслуживать мотоцепь?
Многие говорят – да зачем мне морочиться с цепями, с их чисткой и смазкой, я лучше куплю самую недорогую цепь «от Явы», и буду ее менять каждую тысячу. Стоит учесть то, что дешевая цепь сильно тянется, ее необходимо подтягивать каждые 100-200 км, что как минимум раздражает. Представьте, что вы едете на дальняк, и вместо того, чтобы наслаждаться путешествием, каждые пол часа слезаете с мота, чтобы подтянуть цепь!
Дорогая цепь может требовать подтягивания раз в пару тысяч километров. И проходит она пару десятков тысяч без проблем. Но стоит она действительно хорошую сумму денег. А если учесть, что менять цепь необходимо вместе со звездами, это очень существенно бьет по карману. Зато с качественной сальниковой мотоцепью вы будете ездить без проблем, будете уверены в ее безопасности, а все, что от вас будет требоваться – раз в 500-600 км помыть ее и смазать.
Чистка цепи мотоцикла
Никогда нельзя смазывать цепь, не помыв ее предварительно. Старая смазка с налипшей на ней дорожной грязью и песком, играет роль абразива, стачивающего ролики и звезды. Если вы поверх этого нанесете еще один слой смазки, то все превратится в настоящую наждачку. Именно поэтому прежде, чем смазывать, мотоцепь нужно помыть.
Для этого вам понадобится зубная щетка (либо специальное приспособление для чистки приводных цепей), керосин (или уайт-спирит), тряпка и картонка. Придерживайтесь простого алгоритма действий:
- Установите мотоцикл на центральную подножку, а если ее нет – вывесите заднее колесо с помощью подката, домкрата, табуретки либо любым иным доступным способом;
- Закройте картонкой заднее колесо, иначе оно все будет в керосине;
- Аккуратно вращая колесо рукой, с помощью кисточки, зубной щетки или специального устройства пройдитесь по всей цепи несколько раз, обильно смачивая ее моющей жидкостью. Керосин или уайт-спирит размягчают старую смазку и выводят ее из сальников, но сами резинки при этом не портят. Можно для этой цели использовать и специальную химию для мойки сальниковых цепей, но она существенно дороже;
- Насухо вытрите цепь тряпкой;
- Подождите 15-20 минут, чтобы остатки керосина испарились;
- Все чисто! Можно приступать к смазке.
Важно! Никогда не пытайтесь проводить эту процедуру на включенной передаче! Есть немалое количество случаев, когда мотоциклисту перемалывало в фарш пальцы, затянув их за тряпку между звездочкой и звеньями цепи. Мотор должен быть заглушен, мотоцикл – на нейтральной передаче, колесо вращать только рукой!
Как и чем смазывать цепь?
После того, как вы все очистите, и звенья приобретут блеск, словно с завода, цепь необходимо смазать. Есть много вариантов, и все они так или иначе используются байкерами:
- Специальная смазка в баллонах для мотоцепей. Идеальный вариант. После нанесения она затекает под сальники, загустевает, и не выбрасывается центробежной силой при езде. Есть разные варианты смазки для спортивных, дорожных, внедорожных мотоциклов, а также универсальные;
- Смазки для экстремальных условий, на пример на мотоциклы в Якутске и похожие регионы, подбираются индивидуально;
- Отработка или трансмиссионка. Смазывающие свойства она имеет, но забрызгает вам колесо, ногу (а в некоторых случаях даже спину), едва вы выедете за пределы гаража. Смазывать цепь придется намного чаще, чем раз в 500 км, поскольку смазка просто не будет задерживаться в сальниках;
- Солидол – не предназначен для цепей вообще, очень густой, не зайдет в сальники, только создаст снаружи липкую массу, которая станет прекрасным местом для накапливания всякого абразива в виде песка;
- Графитовая смазка на основе керосина является неплохим, но устаревшим вариантом;
- Автосмазчик цепи – используется многими туристами, проезжающими в сезон десятки тысяч километров, для которых раз в 500 км обслуживать мотоцепь кажется слишком частым и раздражительным процессом. Заправляется трансмиссионкой, а потому так же пачкает заднее колесо.
После нанесения смазки на цепь необходимо снова вытереть ее насухо чистой тряпкой. Это уберет остатки липкой массы снаружи звеньев, что защитит от налипания грязи и песка. Главное, чтобы смазка зашла внутрь роликов, под сальники – именно там она работает. Заливать цепь смазкой до состояния киселя не только не нужно, но и вредно.
Важно! В советское время практиковалась так называемая «варка цепи» в отработке. Эту процедуру можно проводить только с дешевыми безсальниковыми мотоцепями! Не вздумайте сварить сальниковую цепь, угробите ее безвовзратно!
Относитесь к обслуживанию цепи на мотоцикле как к приятной процедуре, включайте музыку или берите компанию друзей, и если вы еще не получали от нее удовольствие, то обязательно начнете!
Источник