Проволока для плетения цепей

Проволока, ланка, пин в сборке украшений

Не поднаторевшему в создании бижутерии ручной работы новичку заявленная связь между ювелирным тросиком, проволокой и пином может показаться весьма странной. Ланка и проволока – это разновидности основ. Пин – вспомогательная фурнитура, а значит лишний в этом списке. Тем не менее, родства между проволокой и пином много больше, чем между проволокой и ювелирным тросиком. Впрочем, смотря какая проволока. О том, какой бывает проволока, для чего она используется при создании бижутерии мы и поговорим.

Проволока, ланка, пин – что это?

Для начала разберёмся в терминах и их нераздельной связи.

Проволока – это металлическая нить, полученная путём протягивания, расплавленного металла через волочильный станок, отсюда и название.

Ювелирный тросик (ланка) – специально предназначенный для сборки украшений шнур, состоит из сплетённых, скрученных или просто собранных воедино нескольких металлических жил (тончайшей проволоки), покрытых полимерной оболочкой.

Пин – тонкий металлический стержень с наконечником. По сути – это небольшой отрезок жёсткой проволоки, на одном конце которого имеется стоппер, в виде колечка, круглой головки или плоской шляпки.

Как видите, не будь проволоки, не было бы у нас ни ланки, ни пина. Однако, не всё так просто.

Читать так же:  Поток заряда в цепи это

Ланка – хоть и производное проволоки, а всё же принципиально отличается от своей прародительницы. По своим свойствам она ближе к леске, нежили к проволоке. Точнее ювелирный тросик объединяет в себе многие свойства лески и проволоки, но всё же не является аналогом ни того, ни другого.

С леской ланку роднит упругость, с проволокой прочность и, увы, склонность к излому в местах сгиба. Так же как леска и проволока ланка позволяет низать самые мелкие бусины без иглы. Но, в отличие от лески и проволоки, она абсолютно не пригодна для плетений и завязывания узлов. А в отличие от проволоки, она не способна точно держать заданную форму. Зато ювелирный тросик прочен, совершенно не растягивается под весом украшения, сломать при эксплуатации правильно собранное на него изделие, практически невозможно.

Пин, как мы уже отметили – всего лишь отрезок проволоки. Но не всякая проволока может стать пином, а лишь та, что обладает достаточной жесткостью при относительно небольшой толщине.

Чтобы окончательно понять, какая именно проволока становится сердцем ланки, а какая пригодна для изготовления пинов, придётся разобраться в разновидностях проволоки. По крайней мере той, что пригодна для нужд рукоделия. Нужды эти различны и их немало, а значит немало и разновидностей проволоки.

Проволока для рукоделия: какая бывает, где используют?

Чтобы вести предметный разговор уделим внимание основным характеризующим проволоку признакам.

Толщина

В любой классификации этот показатель определяет диаметр сечения. На катушках с русифицированной этикеткой указан диаметр в миллиметрах и метраж: сколько метров проволоки в данной намотке.

Однако, ведущие производители рукодельной проволоки (США, Германия, КНР) не обременяют себя переводом на русский язык. На иноязычном ярлычке товара о той же самой характеристике говорит калибр, обозначаемый аббревиатурой AWG (используется в американской системе маркировки диаметра любого шнура).

Сложность в том, что указанный на катушке или упаковке проволочной смотки калибр ничего не сообщает непосвящённым об истинном размере сечения. Толщина сечения в дюймах/миллиметрах, как и метраж в ярдах/метрах на упаковке обычно тоже указываются. Но, как выбирая подходящий диаметр бисера ориентироваться приходится на его размер (он тоже не является измерением сечения), так и при выборе проволоки от зарубежных производителей мы ориентируемся на калибр AWG. Как и в случае с размерами бисера, чем больше номер, тем тоньше проволока.

Для облегчения этой задачи приводим таблицу соотнесения калибра проволоки от ведущих мировых производителей с более понятными нам измерениями её сечения.

Калибр (AWG gauge (ga) Диаметр сечения
Дюймы (inch) Миллиметры (мм.)
16 0, 0508 1, 291
18 0, 0403 1, 024
20 0, 0320 0, 812
22 0, 0253 0, 644
24 0, 0201 0, 511
26 0, 0159 0, 405
28 0, 0126 0, 321
30 0, 1 0, 255
32 0, 00795 0, 202
34 0, 00630 0, 16
36 0, 005 0, 127

Размер сечения во многом определяет выбор нужной проволоки. В ряде случаев достаточно совместить этот показатель с размером отверстия бисера, бусин и т.д.

Форма сечения

Самой распространённой считается проволока с круглым сечением. Но существуют и специальные разновидности проволоки с квадратным, овальным или вовсе плоским сечением. А так, как проволока ковкая, то заводская форма её сечения вовсе не панацея. При необходимости молоток и наковальня помогают круглую проволоку сплющить или набить на ней несколько граней.

Пластичность

Традиционно проволоку для рукоделия делят на:

Отчасти этот показатель зависит от толщины проволоки: чем толще, тем жёстче. Но на степень этой зависимости влияют качества металлического сплава, из которого проволока и была вытянута. Наибольшей жесткостью отличается сталь, мягкость свойственна алюминию, податливая пластичность – меди. У каждого производителя проволоки для творчества свой состав сплавов в котором используются разные металлы и присадки к ним, потому даже медная проволока от разных производителей отличается.

Художественная и ювелирная проволока: в чём разница?

Проволоку без преувеличений можно назвать величайшим из изобретений человечества. Хендмейд – это лишь крошечный сегмент из обширнейшей сферы применения проволоки. Но даже в этой достаточно узкой специфике сориентироваться не так-то просто. Из проволоки делают каркасы, рамки, основы, остовы. Проволоку используют во флористике как вспомогательный, а то и, как основной материал. Проволока служит основой для бисерных плетений, сборки бижутерии и проволока же выступает главным, причём роскошным, украшением серёг, браслетов, колье.

Из всего перечисленного рукодельного проволочного обилия уделим особое внимание тем разновидностям проволоки, что помогают создавать бижутерию ручной работы. Какая же проволока нужна мастеру по бижутерии? Одни скажут: «ювелирная», другие: «художественная». Те и другие будут одинаково правы. А между тем ювелирная проволока и художественная проволока – это принципиально не одно и то же.

Ювелирная проволока

К ней относят самые дорогие сорта проволоки, о чём говорит уже название. Ювелирная проволока изготавливается из высокопробных сплавов благородных металлов. Такую проволоку, например, используют при создании дорогостоящих цепей ручного плетения и для других, действительно драгоценных, нужд.

Но если золотая проволока, в основном, достояние ювелиров, то менее дорогая серебряная в ходу и у мастеров попроще. Из примеров материалов заявленного уровня можно привести проволоку Sterling Silver. В сплаве, из которого она вытянута, содержится серебра более 92 %, тот же производитель предлагает и серебряную проволоку с покрытием золота 24 карата.

Некоторые умельцы, работающие в технике Wire Wrap (кручение проволоки), нередко не скупятся на, хоть и достаточно дорогой, но относительно доступный материал. Выбрать нужный калибр, и проволока становится любой из частей украшения. Так:

  • Ювелирная проволока 12-16 калибра применяется для изготовления крючков, спиралей, коннекторов, колец.
  • Ювелирная проволока 18-20 калибра пригодна к изготовлению замков, швенз.
  • Ювелирная проволока 20-24 калибра становится основой декоративных элементов украшений.
  • Ювелирная проволока 24 – 36 калибра пригодна для оплетки.

Однако, та же серебряная проволока высокой пробности, материал достаточно капризный. Она мягкая, то есть сложна в работе, изделия из неё требуют тщательной заботы. Помним, серебро окисляется, темнеет, что сопряжено соблюдением всех правил ухода за серебряными изделиями. Подвержены украшения из такой проволоки и механическим повреждениям: царапинам, потёртостям, микротрещинам. Словом, к ювелирным материалам, нужен ювелирный подход.

И хоть ювелирная проволока, в виду высокой цены, у мастеров хендмейд не самый популярный материал, именно она повинна в том, что ланку порой ошибочно причисляют к проволоке. На самом же деле, «Ювелирный тросик» и «Ювелирная проволока» ничего общего не имеют. Металлическим жилам ювелирного тросика поручена прочность. Ланка – всего лишь основа прочная, надежная, но без прикрас и изысков. А вот от ювелирной проволоки ожидают неприкрытой роскоши, витиеватых чудес и красоты.

Художественная проволока

Чаще всего при упоминании материалов для рукоделия имеется в виду именно художественная проволока. Материал менее дорогой (хотя проволоку от известных брендов дешёвой никак не назовёшь), менее требовательный, зато более разнообразный, как по составу, так и по свойствам. С наиболее популярными разновидностями познакомимся подробно.

Стальная проволока

Сталь ценится за прочность, твёрдость, долговечность – все эти свойства присущи и стальной рукодельной проволоке, что выпускается не только разной толщины, но и с различными присадками, влияющими на свойства стали. Таким образом производители предлагают мастерам всех специфик жёсткую, полужёсткую и мягкую стальную проволоку, вся она отличается стальной стойкостью, но у каждой своя специфика работы:

  • Жесткая пригодна для изготовления пинов, булавок, швенз и других устойчивых конструкций;
  • Полужёсткая может служить основой для низки и относительно податлива укладыванию в декоративные завитки.
  • Мягкая позволяет делать декоративные обвития;

Оцинкованная стальная проволока

Достаточно знать, что цинкованию сталь подвергают, защищая от коррозии. Нержавеющую сталь получают из расплавленного чугуна со множеством лигирующих антикоррозийных присадок под воздействием высокотемпературных кислородных реакций. Цинкование же – это лайт версия защиты от коррозии. Защита есть только на поверхности, а под цинковой плёнкой сталь обычная, самая, что ни есть ржавеющая.

Способов нанесения защитного цинкового слоя на поверхность стали несколько. Ими же пользуются и производители художественной стальной проволоки. Как и любое покрытие, цинкование подвержено механическим повреждениям: царапины, потёртости и т.д. То есть проволока из нержавеющей стали дороже и долговечней, оцинкованная – менее дорогая, оттого и претензий к ней много меньше, то есть сияющая смолоду проволока в процессе эксплуатации темнеет и это не брак, а норма.

Проволока с памятью

Эта отдельная разновидность стальной проволоки изготавливается из закалённой чёрной или нержавеющей стали. Способность держать (запоминать, потому и с памятью) заложенные при заводской намотке витки считается специфической особенностью и достоинством этого материала.

Для проектов требующих переплетений она категорически непригодна. Зато круглые витки служат надежной основой для колец, браслетов, колье – все зависит от величины самого витка. Оформляются витки различными способами.

Они служат основой для обмотки более мягкой проволокой,

или унизываются бусинами подходящего размера.

Вообще же, будь она с памятью или без, сталь используется чаще там, где важна прочность и основательность, нежили там, где требуется накрутить проволочный декор, да посложней. Впрочем, это не означает, что крутить декор из стали невозможно. Ещё как возможно! Причём долговечный. Хотя бы потому, что стальная проволока основательна и во внешнем своём лоске. Она полируется до блеска и отлично держит полировку, не боясь случайных царапин и если уж теряет вид, то чернея со временем. Причём, этим грешит даже нержавеющая сталь не самого высокого качества.

В силу именно основательности и долговечности, стальная проволока требует от мастера большого умения терпения. Именно ей зачастую необходим действительно хороший (тот что не сломается в первом же противостоянии) инструмент. Резать стальную проволоку даже не очень толстую обычными ножницами тяжело, а ту что потолще – невозможно.

Словом, голыми да к тому же неумелыми руками со стальной проволокой не сладить. Потому в любительски-несложных проектах мастерицы предпочитают проволоку более податливую.

Проволока из цветных металлов

К цветным относятся менее дорогие металлы, более подверженные коррозии, окислению, но это не значит, что бесполезные. Полезных, в том числе важных для рукоделия декоративных их свойств, у цветных металлов, таких, как алюминий, медь, цинк, никель, олово, имеется немало. Многие из них нашли своё применение и в рукоделии. Одни вытянуты в красивую послушную разноцветную проволоку, другие служат улучшению свойств проволочных сплавов, третьи используют в декоративных покрытиях, придавая недорогой художественной проволоке ту самую превышающую стоимость художественность.

Алюминиевая проволока

Алюминий один из самых распространённых на Земле и самых лёгких металлов, невысокой плотности (ниже 5 г/см³). Потому изделия из алюминиевой проволоки узнаются прежде всего по малому весу. Так, кулон основа которого выгнута из алюминиевой проволоки, будет значительно легче такого же, но со стальной основой, что для кулона нередко считается минусом. А вот в серьгах использование именно лёгкого материала, не только уместно, но и рекомендуемо.

Серебристо белый в чистом виде алюминий в природе почти не встречается, в основном с примесями. Причина тому легкий нрав металла, что способен ужиться без конфликтов чуть не с любым из своих металлических коллег, образуя сплавы самых разных свойств и цветов. Вот почему алюминиевая проволока от разных производителей порой сильно разнится по свойствам: всё зависит от добавок, присадок.

Алюминий даже в холодном, нерасплавленном виде легко поддаётся формовке и механической обработке. Гнуть голыми руками, плющить меняя сечение – всё это используемые рукодельницами преимущества алюминиевой проволоки.

Однако, самым блестящим металлом алюминий никак не назовёшь. Он моментально образует оксидную плёнку на поверхности, что надежно защищает его от коррозии, так что алюминиевые колечки не ржавеют, даже на пляже, даже позабытые, как зайка, на скамейке под дождём. Но эта же защитная оксидная плёнка заметно приглушает металлический блеск.

Отшлифовать до зеркального сияния поверхность алюминиевой проволоки возможно, причём без особых усилий: достаточно кусочка войлока, а то и мягкой фланели. Но не хлопотная полировка столь же и недолговечна: малейшая небрежность оставляет на ней потёртости и царапины. Только что отполированный алюминий по виду может сойти за серебро, однако в отличие от серебра он не темнеет, а тускнеет. Потому используя алюминиевую проволоку в создании украшений ставку следует делать не на блеск, а на небрежную матовость готового изделия.

Алюминиевая проволока ломкая. Толстая она прекрасно держит форму, за что и используется нередко в неподвергающихся большой нагрузке каркасах. Но высокие нагрузки ей противопоказаны. Согнутое под весом изделие легко выправлять, но, если сделать это несколько раз проволока попросту переломится в месте сгиба. Так синельная проволока (с цветной текстильной оболочкой) наиболее качественной считается та, что имеет в составе сердечника больше пластичной меди, нежили хрупкого алюминия.

Алюминий абсолютно не поддаётся пайке. То есть, проволочную конструкцию можно лишь закрепить витками.

С учётом знания столь важных особенностей материала, применения ему мастерицы находят. Алюминиевая проволока легко и непринуждённо ложится в фантазийные абстрактные формы. Оплетая камешек, например, она не усугубляет и без того немалый вес каменных украшений.

Алюминиевая проволока податлива даже детским рукам, что делает её подходящим материалом для карнавальных аксессуаров и вообще детского творчества.

Да и взрослые, нередко предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления. Так, декоративную кольчугу, куда проще вязать из алюминиевой проволоки, нежили из стальной.

Визуально результат тот же. У малоопытного мастера даже больше шансов добиться аккуратности плетения. Не факт, что такой доспех от вражеских стрел защитит, зато и тяжестью не обременяет.

И наконец, алюминий отлично окрашивается во всевозможные цвета, благодаря чему цветовая палитра рукодельной проволоки именно из этого металла самая широкая. Мало того, этот проще всех окрашиваемый металл, используется при создании недорогих цветных покрытий для проволоки из прочих металлических сплавов.

Медная проволока

Сразу оговоримся, что под медной, мы подразумеваем всю художественную проволоку, вытянутую из медных сплавов. Помимо, собственно, медной (хотя даже она не из химически чистой меди), сюда же относится, например, латунная проволока (сплав меди с цинком). А вообще, у производителей рукодельной проволоки, особенно у именитых, свои секреты медного сплава, позволяющего получить проволоку пригодную для создания украшений, аксессуаров, предметов декора и т.д.

К тому же, медную проволоку мастера отыскивают не только в специализированных магазинах для творчества. Добыть её, экономя бюджет, из кабеля, предназначенного для электрификации всей страны, тоже дурным тоном не считается. Напротив, такими лайфхаками нередко пользуются мастера высочайшего уровня.

Медь – первый из освоенных человеком металлов. Первые металлические украшения были именно из меди. Современный рынок украшений, включая самые дорогостоящие ювелирные и даже те, что изготавливаются не промышленно-поточным методом, а эксклюзивно на заказ, без меди не обходится.

Дело в том, что медь присутствует в большинстве составов драгоценных сплавов из золота, серебра и годных для ювелирных изысков металлов платиновой группы. Медь, будучи всего лишь цветным металлом, ценится за свои уникальные, используемые едва ли не во всех сферах промышленности и народного хозяйства свойства. В ювелирном деле, да и вообще в мире украшений, особо ценятся присущие меди одновременно ковкость и тугоплавкость. А красноватый медный оттенок великолепен по своим эстетическим характеристикам. Таким образом именно медь, являясь основным присадочным материалом ювелирных сплавов, добавляет излишне мягким золотым и серебряным сплавам нужную твёрдость, а платине компенсирует недостаточную пластичность. Так что в ювелирной проволоке, медь хоть и в небольшом количестве, а тоже присутствует.

За те же присущие только этому металлу свойства ценится и медная художественная проволока. Именно её можно назвать рукодельным фаворитом. Не такая жесткая, как стальная, не такая ломкая и лёгкая, как алюминиевая – золотая, а точней медная, середина соотношения цены, качества, декоративности.

И ещё одно ценнейшее для всех видов декора свойство медной проволоки – патина. Именно за эту природную способность меди покрываться благородной патиной многие мастера выбирают именно этот материал. Ведь в случае с медью нет опасений, что изделие со временем потеряет красоту. Новенькая хорошо отполированная медная проволока сияет теплыми красноватыми отблесками. Образующаяся со временем патина хоть и лишает изделие сияния новизны, дарит ему великолепие оливково-коричневатых тонов. Зачастую мастера предпочитают не дожидаться, когда время состарит медь естественным путём, а ускоряют процесс. Подробно о способах получения красивой патины разных оттенков и интенсивности на изделиях из медной проволоки поговорим чуть позже.

Пока же отметим, что медная проволока выпускается разных калибров. Та что потолще (более жёсткая и упругая в силу толщины и особых присадок в сплаве) пригодна для выгибания упорных конструкций и деталей: пины, булавки, швензы включительно. Тонкая медная проволока послушно укладывается в ровные витки, становясь декоративной оплеткой. Её же возможно использовать в бисерной флористике, плетениях объёмных фигурок из бисера и т.д.

Именно медная проволока не боится множественных перегибов в одном и том же месте (в пределах разумного, конечно), так что есть возможность переделать то, что не удалось с первой попытки. Она легко режется кусачками, не требуя очень уж дорогого инструмента. Медь легко поддаётся пайке, что тоже немаловажно.

Патинирование изделий из медной проволоки

Перед патинированием медную поверхность обязательно обезжиривают спиртом или средством для мытья посуды с тщательным промыванием в проточной воде и просушиванием.

Искусственная оксидная пленка (она же патина) на медной поверхности создаётся тремя способами:

  • Термическим: под воздействием высокой температуры;
  • Химическим: путём нанесения на медь ускоряющих окисление реактивов;
  • Электрохимическим: здесь действуют одновременно ток и электролит;

Полученная быстрым искусственным путём патина ничем не отличается от более длительно образующейся естественной. Одно «но», искусственная оксидная плёнка менее устойчива. В ряде случаев эффект приходится закреплять лаком.

Термический способ искусственного патинирования изделий из медной проволоки наиболее прост и легко осуществим в домашних условиях. Языки пламени оставляют на меди радужные разводы: от бледно-желтых до лиловых. Чем дольше огонь лижет медное изделие, тем интенсивней патина. Изделие попросту обрабатывают ювелирной горелкой до нужной степени патинирования. Если же нет горелки, возможно патинировать украшение, держа его над зажжённой конфоркой газовой плиты. После нагрева изделие быстро остужают, опустив его в холодную воду. А вот вытирать – не стоит. Полученная термическим путём патина самая нестойкая. После того, как проволочное украшение высыхает естественным путём, его покрывают лаком.

Химический способ требует не только реактивов, но и защитных средств, вроде защитной одежды и респиратора. Так медь достаточно быстро оксидируется в аммиачных парах. Результатом становится пятнистая патина коричневых, голубых, оливковых тонов, с красивыми иссиня-черными переходами, в углублениях более тёмными. Чем лучше отшлифована поверхность, тем равномерней ложится плёнка, чем фактурней изделие, тем причудливей неравномерные пятна патины. Интенсивные голубые вкрапления получают, предварительно опустив изделие в раствор поваренной соли.

Для простого процесса. Пригоден 10% водный раствор аммиака (нашатырный спирт). Его попросту наливают в колпачок, помещают вместе с изделием в пластиковый контейнер с крышкой, и оставляют там на 30-60 минут. Однако, при работе с аммиаком следует учитывать, что пары его небезопасны для вдыхания. А сам аммиак губителен для многих натуральных камней. Любые контакты с ним противопоказанны малахиту, бирюзе, натуральному жемчугу. Безвреден аммиак для кварцев, гранатов, однако искусственно окрашенные агаты могут и подпортиться.

Для патинирования в домашних условиях используются и сернистые соединения натрия или калия. Более известен такой состав, как «серная печень» или «печёная сера». В магазине химических реактивов возможно купить уже готовый в виде геля, порошка или гранул. Гель готов к применению, прочие консистенции доводят до готовности по инструкции, разводя с водой. Аналогичного действия состав готовят и самостоятельно. Для этого расплавляют на горелке 20 грамм серы постепенно добавляя к ней соду. После того, как смесь перестанет пузыриться, в неё вливают 50 мл воды и кипятят в течение 2-х минут помешивая. Остужают, сливают жижу, оставляя осадок – он и используется. В непрозрачной, герметично закупоренной таре его возможно хранить в холодильнике 2-3 дня.

Но есть и безопасные для любой ванной или кухни бытовые приёмы химического патинирования меди.

Так, для получения патины на изделии из медной проволоки мастера нередко используют аптечную серную мазь. Равномерный её слой наносится на изделие и оставляется на несколько часов. Длительность воздействия зависит от желаемой интенсивности эффекта. Выдержав нужное время, изделие тщательно промывают проточной водой с любым мыльным моющим средством. Таким способом возможно получить достаточно тёмную и устойчивую патину.

Покрыть медь слоем патины помогают и древесные опилки. Речь ведётся о чистых отходах деревообработки, а не смешанные с клеем опилки, что прессуются в фанеру и ДВП. У опытных мастеров есть и свои предпочтения в сортах древесины. Измельчённая древесина помогает образовать на меди крапчатую плёнку: розовато-голубую различной (вплоть до чёрной) интенсивности. Для этого опилки пропитывают аммиачно-солевым раствором: 16 грамм соли, 300 (для латуни) — 600 (для меди) мл нашатырного спирта, 700 мл воды. Опилки (влажные, но не плавающие в воде, иначе эффект крапчатости не состоится), помещают в плотно закрывающийся контейнер, в них закапывают изделие. Медь окрашивается за 4-6, латунь – за 12 часов. С тем же успехом можно использовать любой впитывающий природный материал: сено, сухую листву. От текстуры впитывающего материала и зависит размещение пятен патины. Равномерный слой получают попросту опустив изделие в раствор.

Эффективным средством патинирования медного украшения может стать и варёное яйцо. Ему дают остыть. Не очищая от кожуры, толкут до получения кашицы, затем помещают в полиэтиленовый пакет и туда же изделие. Важно максимально равномерно распределить яичное «пюре» по всей патинируемой поверхности. Для лёгкого эффекта патины достаточно и часа воздействия, более интенсивная радужная и достаточно устойчивая патина образуется за 4-5 часов.

Электрохимический способ требует оборудования. Источником тока может служить автомобильный аккумулятор, электролит тоже возможно готовить в домашних условиях. Но тем, у кого с химией и физикой не всё хорошо, лучше воздержаться от экспериментов, они небезопасны.

Как убрать патину?

Процесс патинирования мастера осваивают опытным путём и достаточно долгими экспериментами. Не ждите, что с первого раза выйдет всё, как хотелось бы. Если не вышло, то неудачный слой патины возможно удалить с изделия.

Непрочные плёнки легко стираются мягкой салфеткой. Более прочные –растворяются всё тем же нашатырным спиртом. Изделие помещают в раствор (тёмная патина сходит примерно за 10 минут, слабая – быстрей). Однако, нельзя вынимать изделие, как только оно очистилось. Аммиак на открытом воздухе моментально окисляет медь. Потому перед тем. Как извлечь очищенное изделие, емкость с нашатырным спиртом помещают под проточную воду, где консистенция аммиака постепенно сводится на нет. После чего изделие достают уже из воды и вытирают насухо.

Латунная проволока

Художественная проволока из сплава меди с цинком во многом дублирует свойства медной, но она дешевле: цинк, от части и призван удешевить более дорогую медь, разбавив её пожиже. Помимо двухкомпонентной латуни известны и много компонентные сплавы, с марганцем, к примеру. Как и в случае с другими сплавами всё зависит от присадок и пропорций.

Латунная проволока всегда жестче медной. Она менее пластичная и соответственно более хрупкая. А это означает, что при многократном сгибании-разгибании в месте перегиба скорей ломается латунная проволока. То же самое и с чрезмерным натяжением: там, где медная проволока, натянутая струной, выдержит, латунная лопнет. Плотность латуни меньше, чем у меди, отсюда и меньший удельный вес сплава. То есть изделие из латунной проволоки будет легче, нежили из медной.

Основное видимое различие – цвет. Латунная проволока отличается насыщенным желтым, а не красноватым сиянием. Золотистые латунные украшения выглядят очень нарядно. Но не путать с сиянием золота. Разница видна если рядом положить латунную и золочёную проволоку. Первая отливает зеленью и блеск её более мишурный. Второй – присущ тёплый красноватый отлив и выраженный, но не утрированный блеск.

Проволока мельхиор

Мельхиор – однофазный сплав меди с никелем. Содержание никеля в меди от 5 до 30%. Часто в качестве присадок в нем присутствует железо и марганец.

Заменить этим сочетанием металлов более дорогое серебро первыми в Европе додумались французские умельцы Майо (Maillot) и Шорье (Chorier), буквосочетание позаимствованное из их фамилий и подарило название широко известному ныне сплаву «melchior». Недорогой мельхиор в умелых руках действительно становится адекватной заменой серебру. По внешнему виду похож, а по некоторым свойствам мельхиоровая проволока даже предпочтительней серебряной. Она, например, прочней и более устойчива к агрессивным, средам, таким, как морская вода, что моментально лишает привлекательности серебряные изделия.

Пластичность мельхиоровой проволоки от разных производителей различается, тут всё зависит от количества и состава присадок. Мельхиор темнеет и нуждается в чистке, но и для него изобретено немало очистительных средств, в том числе и домашние. Так, если залить потемневшее изделие из мельхиоровой проволоки кипятком, добавить туда ложку соли и соды, а через 5 минут извлечь, протерев мягкой салфеткой, то цвет украшения заметно посвежеет.

Проволока нейзильбер

Нейзильбер – ещё один медный сплав, но в отличие от предыдущего в его составе сразу три основных компонента: медь, никель и цинк. Меди около 65%, примерно 20% никеля и 15% цинка.

Проволока из этого отполированного сплава напоминает не только серебро, но и белое золото. Причём новенькое изделие из столь недорогого сплава неопытный глаз отличит от драгоценного разве что по отсутствию пробы. Имитирующий драгоценные сплав известен давно. До поры европейцы не знали его секрета, но уже в средневековых хрониках фигурирует некий завозимый из Китая и выдаваемый за серебро «пакфонг». Потому закрепилось за ним и ещё одно название «китайское серебро».

Проволока из нейзильбера по свойствам во многом копирует медную, и тоже разнится в зависимости от производителя. Ценится она за нарядный вид в сочетании с относительно невысокой ценой и очень высокой пластичностью. Изделия из такой проволоки изначально без каких бы то ни было дополнительных ухищрений напоминают благородную старину – этакий новенький винтаж.

Из её индивидуальных особенностей следует отметить, что сплав устойчив к окислению на воздухе. А вот от соприкосновения с кожными секретами на нем появляется мутноватый налёт. Этим частенько и руководствуются мастера, подбирая материал для надеваемого непосредственно на запястье браслета или для контактирующей лишь с тканью одежды броши.

Медная проволока с покрытиями

Львиная доля всей художественной проволоки с покрытиями имеет именно медный сердечник. Так, медной по своим свойствам и характеристикам, является художественная проволока от большинства именитых производителей с покрытиями из благородных металлов: золочёная, посеребрённая. Выглядит она тоже дорого, но по факту стоит много дешевле, чем ювелирная проволока. Если приглядеться, то внешние отличия видны. Так, посеребрённая медная проволока имеет явный желтоватый отлив, а золочёная – красноватый. Хорошо это видно на контрасте с ювелирной серебряной проволокой или золочёной, но с сердечником из серебра.

Наносят на медную проволоку и цветные покрытия. И такая тоже в почёте у рукодельниц. Но помним, любое покрытие требует бережного обращения. Потому медная проволока с покрытием больше применений находит в серьгах или не подвергающихся эксплуатационным нагрузкам аксессуарах. А вот в браслете, что постоянно трётся о запястье и одежду, она скорей всего разочарует и очень скоро.

Ну и ещё! Патинировать возможно лишь изделия из медной проволоки без покрытий. Эксперименты с той, что уже имеет какое-то покрытие, могут дать неожиданный результат.

Проволока в украшениях

Как же используют при создании украшений проволоку? Да, как только её не используют! В одних техниках изготовления авторских вещиц хендмейд проволока служит основным материалом, в других – соединительной основой, в-третьих – полноценно заменяет всю имеющуюся в продаже готовую фурнитуру, становясь не только упомянутым в самом начале нашего повествования пином, но и швензой, шпилькой, основой заколки, иголкой броши. Поговорим о самых популярных среди мастеров сферах проволочного применения.

Wire wrap art, а по-русски – кручение проволоки

Основная проволочная техника, что снискала себе поклонников во всех уголках Земли. В переводе с английского «Wire wrap» означает «проволочная обертка», «кручение проволоки», «искусство мотать проволоку» и этими словосочетаниями образно и понятно описывается всё, что возможно сделать с проволокой, чтобы получить из неё красивое украшение или изысканный предмет обстановки. Основателем техники принято считать Александра Колдера – американский скульптор, гравёр, художник, словом видный мастер пластических форм ХХ века.

Однако, плели проволоку, в том числе и украшения из неё, задолго до колдеровских экспериментов. Витые проволочные диковины археологи находили при раскопках памятников ранних цивилизаций. Принцип везде один, его даже не нашептывает, а подсказывает в полный голос сам материал.

Проволоку различных сечений укладывают в причудливые завитки, сплетают их между собой, декорируют витками оплетки – вот и всё. Именно всевозможные скручивания рождают геометрические композиции, флористические, анималистические сюжеты, портретные очертания. Проволока – та же линия, а нарисовать художник сумеет всё.

Из дополнительных операций используют, например, сплющивание, меняющее сечение проволоки. Пайку, позволяющую соединить разрозненное.

К проволоке добавляют другие материалы: бисер, бусины, камни, дерево, кожу и всё это обвивается, оплетается, обматывается сплошь или с просветами, простыми спиралями или сложными в определённой последовательности сплетающихся ещё и друг с другом витками.

Звучит проще, чем достигается нужный результат. Уложить аккуратный, эстетичный завиток даже самой податливой проволоки – искусство, которому обучаются годами. Оно, как и любое другое, требует таланта, чутья, смелости. Хотя сама по себе техника проста даже для новичка. Скрутить из проволоки потолще колечко и обмотать его проволокой потоньше любое дитя сумеет. А это уже кольцо, браслет, серьга – в зависимости от диаметра и пожеланий создателя.

Проволоку для изделий в технике Wire wrap возможно использовать любую, но у каждого мастера свои предпочтения и причины для них. Особой любовью пользуется медь – гнуть её сплошное удовольствие. А вот проволоку с покрытиями (пусть даже драгоценными) многие мастера Wire wrap недолюбливают: покрытие не прощает перегибов, а тут без них никак не обойтись.

Проволочные основы

Соединительные проволочные основы используются при работе с бисером и бусинами, то есть именно они позволяют собрать разрозненные кругляши (и не только, ведь сферой бусинные формы не ограничиваются) в единое целое.

Здесь используется и упомянутая в самом начале нашего разговора ланка. Та самая основа, внутри которой под полимерной оплеткой сокрыто несколько жил из тончайшей проволоки. И мемори-проволока (с памятью). Но такие несгибаемые основы пригодны лишь там, где достаточно нанизать.

А вот для всевозможных плетений с бисером и бусинами используется именно проволока в классическом своём обличии. Причем, не в каждом плетении, а лишь там, где основа не только соединяет бусинки воедино, но ещё и служит приданию определённой формы: бисерная флористика (создание цветочных композиций из бисера), плетение объёмных фигурок и т.д.

То же мозаичное полотно из бисера по одной и той же схеме можно сплести на обычной нити, либо на упругой леске, а можно на проволоке. Первое получится мягким, второе – упругим, но упругость эта неуправляемая, и лишь проволока позволит не только сплести бисерное полотно, но и выгнуть его определённым образом, придать форму. И ещё бонус, в работе с проволокой (как и с леской) бисерная игла не нужна, она сама по себе удобна для нанизывания.

Как таковой «бисерной» проволоки не существует. Сгодится любая, что проходит сквозь отверстие используемых в плетении бусинок. Самой подходящей бисерники считают проволоку с 26 по 34 калибр, именно её толщина удобна в работе с бисерным и бусинными материалами. Помним, чем меньше цифра калибра, тем толще проволока, тем более жестким выходит изделие, тем больше усилий приходится прилагать при его сборке. Тонкую проволоку плести легче.

Что касается сортов проволоки, используемой в качестве основы бисерных и бусинных украшений. Подбирают по жесткости, толщине и цвету. Стальная даже тонкая даёт самые жесткие формы, медная – самая пластичная, а вот дорогостоящую проволоку из благородных металлов в этом деле хоть и возможно использовать, но совершенно бессмысленно. Зачем? Ведь основу стараются сделать наименее заметной в изделии. Не пользуется популярностью проволока с декоративными покрытиями: подобрать под цвет бисера конечно можно, но с большой вероятностью покрытие слезет частично или полностью уже в процессе сборки изделия. Тем более, что разноцветной проволоки (в силу различных металлов, используемых в качестве основных компонентов сплава или в виде присадки) и без покрытий предостаточно.

Фурнитура из проволоки

Как выше упомянуто, пин – это всего лишь отрезок проволоки со стоппером на одном конце. А по большому счёту, проволокой является вся вспомогательная (пины, соединительные кольца) фурнитура и не только вспомогательная. Швенза для серьги, застёжка-крючок, булавка для броши – всем этим возможно разжиться в домашних условиях имея лишь подходящую проволоку и минимальный набор инструментов. Об инструментах поговорим отдельно. Пока же остановимся на том, что в нужном месте перекушенная, правильно выгнутая проволока, пусть не легко (нужна сноровка), но превращается в любой (не отягчённый автоматическими механизмами) элемент фурнитуры.

Как сделать пин из проволоки?

Сложней всего в этой простейшей проволочной манипуляции правильно сформировать петлю на конце пина. О правильности говорить приходится, потому что новички норовят выгибать круглогубцами сразу петельку, а вот этого, как раз, при формировании аккуратной правильно-округлой петли делать и не следует. Сначала движением от себя закладывается начальный изгиб, угол 90 градусов.

А уж потом формируют петлю, причём выгибают её движением в обратном направлении.

В общем-то, осилив эту простейшую операцию, то есть научившись рассчитывать силу, аккуратно преодолевающую сопротивление проволоки и укладывающую её в правильные витки и изгибы, вы уже можете считать себя проволочных дел мастером. Ведь фурнитура изготавливается из самых упорных разновидностей проволоки. И изготавливается посредством тех самых сгибов, формирований дуг, петель и т.д.

Используют преимущественно сталь, но в некоторых случаях отдают предпочтение более податливой меди и даже алюминию. С более податливой проволоки и начинают учиться работе с ней.

Инструменты для работы с проволокой

У каждого мастера свой набор инструментов. Мало того, каждый мастер подбирает для себя инструмент отдавая предпочтение тому или иному производителю. Здесь важно всё, от веса и величины, до свободы движения подвижных частей. Мы лишь перечислим самые необходимые инструменты, без которых работа с проволокой в любой технике невозможна:

  • Кусачки – используют для разделения проволоки на отрезки нужной длины, в отличие от ножниц они именно для проволоки и предназначены.
  • Круглогубцы – помогают формировать округлые изгибы.
  • Плоскогубцы – нужны везде, где требуется зажать и удержать.
  • Молоток и наковаленка – пригодятся для изменения сечения проволоки.
  • Ригель – нужен для формирования колец большего диаметра, чем толщина рабочих щипцов у круглогубцев.
  • Вигджиг – специальная доска с отверстиями и вставными колышками, что используется при форировании сложных узоров из проволоки.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение