Почему цепь велосипеда справа

Почему у велосипедов трансмиссия справа?

Цепь и звезды, расположенные справа, явление настолько привычное, что на это никто не обращает внимания. Однако, вы когда-нибудь задумывались, почему у всех велосипедов трансмиссия находится именно с правой стороны?

Первое, что приходит на ум — это дань традициям или потому, что у большинства людей-правшей ведущая нога именно правая. На самом деле это совокупность нескольких факторов. По одной из версий, у старых велосипедов элементы трансмиссии имели преимущественно резьбовой тип крепления, поэтому находясь справа и подвергаясь нагрузкам, резьба работала на закручивание, а не наоборот. Сегодня практически все элементы трансмиссии фиксируются шлицевым способом, поэтому особой разницы нет, где они будут находится, пожалуй, за исключением педалей.

Задняя звездочка с резьбовым креплением

Еще одна из возможных версий заключается в том, что первые велосипеды, по конструкции напоминающие современные модели, появились в Великобритании — стране с левосторонним движением. Возможно этот факт повлиял на выбор стороны расположения трансмиссии. Если велосипедист был вынужден идти по дороге, ведя велосипед рядом с собой, безопаснее и удобнее ему было находится по левую сторону байка, а трансмиссия, расположенная справа, не мешала ходьбе и не пачкала одежду.

Rational Rover от Starley, приблизительно 1889г.

Левосторонняя трансмиссия на современных велосипедах

В 2016 году женская сборная США по трековому велоспорту провела гонку преследования на велосипедах с трансмиссией, расположенной с левой стороны. Такое решение было предпринято в пользу лучшей аэродинамики при движении по треку. Поскольку движение на треке постоянно происходит против часовой стрелки с постоянными левыми поворотами, использование трансмиссии слева со специальной аэродинамической системой шатунов может принести свои преимущества. По заявлению разработчиков, испытания в аэродинамической трубе показали аэродинамическое преимущество размещения трековой трансмиссии слева в 4%, учитывая, что сопротивление воздуха при постоянном движении против часовой стрелки больше оказывается слева.

Читать так же:  Stihl ms180 цепь характеристики

Сотрудничество с Vision остановило выбор на шатунах Metron, имеющих аэродинамическую линзовидную форму. По заявлению разработчиков, испытания, проведенные на треке, показали выигрыш почти в секунду на километр в гонке преследования на 4000 метров. Для подобных гонок это огромное преимущество, которое полностью оправдывает всю проделанную работу по изменению конструкции рамы, шатунов и заднего колеса.

Источник

ВЕЛОСИПЕДНАЯ ТРАНСМИССИЯ СЛЕВА?! ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ!

Помнится, пару лет назад в одной из социальных сетей мы разместили фотографию велосипеда, привод (трансмиссия, цепь и шестерни) у которого был слева. В общем-то, это был курьёз, случайность – просто фотография оказалась размещена зеркально, поэтому правая и левая сторона поменялись местами. Однако этот курьёз вызвал оживлённый интерес у тех, кто внимательно рассматривал фотографию и заметил «левостороннюю» трансмиссию: «А всё почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?», — спрашивали они.
Тогда мы отшутились тем, что владелец велосипеда левша, однако именно в тот момент нам пришла мысль: «Действительно, почему не слева?». И вот вчера привод слева стал абсолютной реальностью, да ещё и в велоспорте высшего уровня! Женская сборная США по велотреку проехала на Олимпиаде в Рио командную гонку преследования на велосипедах, у которых трансмиссия располагалась с левой стороны.

Пожалуй, не существует однозначного ответа на вопрос, почему трансмиссия велосипеда располагается именно на правой стороне. Возможно, это просто традиция? Или преимущество может заключаться в том, что у большинства людей правая нога сильнее, чем левая? Однако разработчики велосипедов для сборной США подошли к этому вопросу с совершенно другой точки зрения – аэродинамика!

Поскольку движение на треке постоянно происходит против часовой стрелки с неизменными левыми поворотами, использование трансмиссии слева со специальной аэродинамической системой шатунов может принести свои преимущества. По заявлению разработчиков, испытания в аэродинамической трубе показали аэродинамическое преимущество размещения трековой трансмиссии слева в 4%, учитывая, что сопротивление воздуха при постоянном движении против часовой стрелки больше оказывается слева.

Сотрудничество с Vision остановило выбор на шатунах Metron, имеющих аэродинамическую линзовидную форму.
По заявлению разработчиков, испытания, проведенные на треке, показали выигрыш почти в секунду на километр в гонке преследования на 4000 метров. Для подобных гонок это огромное преимущество, которое полностью оправдывает всю проделанную работу по изменению конструкции рамы, шатунов и заднего колеса.

От себя добавим, что, скорее всего, в этом что-то есть, поскольку женская сборная США по треку, продемонстрировав, мягко говоря, далеко не идеальную, по сравнению с некоторыми их соперницами, технику езды, заняла, тем не менее, в предварительных заездах второе место.

Источник

Как правильно переключать передачи на велосипеде?

9 минут Автор: Михаил Скворцов 3127

Еще в далеком прошлом сингспид был единственным вариантом велосипеда среди массы населения. Счастливые обладатели байков прекрасно чувствовали себя на ровном асфальте, но вынуждены были подстраиваться под пересеченную местность: с силой подтягивать педали кверху на подъемах, разгоняться со спусков для «взлета» на следующую горку, приспускать шины, чтобы проехать по неровной грунтовке. Порой навыков уже не хватало, и велосипедист покидал седло, чтобы пройти неблагоприятный участок пешком.

Со временем все изменилось: производители стали в большом объеме выпускать «узкоспециальные» байки – шоссейники, горные модели, гибриды, спортивные и т.д. Прежний лидер в лице синглспида заметно отошел на задний план и покупается исключительно для поездок по автодорогам и легким сухим грунтовкам.

Современные велосипеды в большинстве оснащены так называемыми скоростями. Наиболее распространен вариант открытой звездочно-цепной трансмиссии. Он используется на всех типах великов, городских сити-байках в том числе. Переключение передач на велосипеде позволяет велосипедисту подстраивать свой транспорт под конкретные условия движения, а также рационально использовать собственные силы.

Наличие скоростей, конечно, дает преимущество перед односкоростным вариантом, однако польза проявляется при умелом использовании ее в дороге. Существуют простые принципы, которые подскажут, как правильно переключать передачи на велосипеде и при этом не валиться от усталости после каждой поездки. Но даже при правильной эксплуатации система скоростей со временем дает сбои, поэтому нужно уметь настроить ее.

Трансмиссионные звезды скоростного велосипеда: рекомендации по использованию

Велосипеды с открытой системой передач оснащены двумя переключателями, которые отвечают за перескок цепи с одной звезды на другую на ведущей и ведомой кассетах, соответственно. Для справки, ведущие звезды – это передние или «шатунные», ведомые – задние, у ведущего колеса. Выходит небольшой парадокс, как и в нумерации звездочек.

Передние отсчитываются «от мала до велика». Стандартный набор кассеты – три звезды. Первая – самая маленькая, или низшая, передача. Далее идет вторая, средняя передача и завершает систему самая большая, «высшая» звезда.

Задние передачи считаются наоборот: наибольшая звезда соответствует первой, а самая маленькая – наивысшей передаче. Количество звездочек в несколько раз превышает набор передних, поэтому на каждую передачу в передней кассете подбирается по нескольку задних.

Устройства переключения цепи управляются манетками на руле: левая – передним, правая – задним. Первое правило перехода на другую скорость – не путать их друг с другом. Перескок цепи происходит только во время движения велосипеда вперед вращением педалей. Менять передаточное отношение в накате, как на планетарной втулке, недопустимо.

Еще несколько важных рекомендаций по переключению:

  • последовательно, через каждую звездочку;
  • перед въездом на подъем подбирать передачу заранее;
  • избегать чрезмерного давления на педали при перебросе цепи.

И еще: никогда не экспериментируем с трансмиссией, вращая педали в противоположную сторону!

Теперь коснемся непосредственно вопроса, как выбирать передачи под конкретные условия езды. Общее правило звучит так: на ровной дороге повышаем передачу до максимума при котором мы можем держать подходящий каденс и обеспечиваем максимальную скорость передвижения. При движении под гору, навстречу сильному ветру или по бездорожью понижаем передачу, обеспечивая проходимость велосипеда и равномерность нагрузки на ноги.

За высшие передачи спереди отвечает самая большая звезда и несколько самых маленьких. Такое положение цепи обеспечит минимальное время разгона, высокую скорость и накатистость. Для стандартных систем трансмиссии 3*7 (8) это будет положение «3» спереди и от «1» до «5» сзади. В более скоростных и точных системах переключения передач диапазон подбираемых звезд расширяется.

Средняя передняя звезда активируется при появлении на пути небольших препятствий: ветер, слой песка на дороге, пологие холмы, а также неровности на дорогах. В системе 3*8 для второй звезды низший предел задней кассеты смещается на одну, а высший – на две звезды назад. Рекомендуемые положения: 2*3, 2*4, 2*5 и 2*6. Положение цепи «вторая спереди, третья сзади» приближает скоростной велосипед к характеристикам синглспида. Более низкие передачи уменьшают скорость, увеличивая проходимость.

На горном велосипеде активно используются передаточные отношения с положением цепи на первой передней звездочке. Диапазон задних звезд варьируется от 6 до 8. Низшие передачи используются в жестких условиях: извилистые трассы, грязь, песок, ухабистая грунтовка и крутые подъемы. Скорость передвижения минимальна, при этом сохраняется частота педалирования и нагрузки на ноги.

Категорически не рекомендуется пользоваться высшими передними и низшими задними звездами, и наоборот. Злоупотребление такими экспериментами быстро выведет из строя звезды, цепь и весьма дорогие переключатели. Вообще, перекос цепи между передней и задней кассетами присутствует даже при нормальном положении, так что усугублять его – себе дороже.

Если говорить об ощущениях, то велосипедист при неправильном положении цепи будет чувствовать от скоростного байка один дискомфорт. Правильное использование передаточных отношений – залог успешного катания и долгого срока службы трансмиссионного механизма!

Регулировка переключателя ведущих звезд

Cо временем переброс цепи ухудшается, передачи плохо переключаются, а то и отказывают вовсе. Так как спереди звезд устанавливается немного, то не заметить неисправность просто невозможно.

Если проблема тугого перескока цепи или его отсутствия вызвана лишь расстроенным переключателем, то спасти положение вполне реально самостоятельно. Почему переключатель работает неправильно? К основным причинам относятся:

  • несовпадение шестеренки с плоскостями звезд;
  • плохое натяжение приводного троса;
  • переключатель закреплен неплотно.

Как показывает практика, эти проблемы не приходят по одной, поэтому настроить придется сразу все, а не только, допустим, натяжение троса.

На первом этапе протираем корпус устройства, а также звездочки и цепь от налипшей грязи и пыли. Проверяем болты крепления корпуса переключающего устройства, подтягиваем до упора по необходимости. Важно: настраивать разболтанный переключатель не имеет смысла!

Далее находим винты «L» и «H» – регуляторы положения манеточной шестеренки. Ослабляем их, но не выкручиваем полностью. Наша задача – подтянуть их таким образом, чтобы добиться совпадения шестерни с плоскостями крайних звезд.

  1. Переключаем цепь в положение «1» спереди и «максимум» сзади. Если система работает совсем плохо, цепь устанавливается вручную.
  2. Затяжкой регулировочного винта добиться полного совпадения шестеренки манетки с плоскостью первой передней звезды. Отклонение до 1,5 мм некритично.
  3. Ослабить гайку крепления троса, немного подтянуть его.

Настройка переднего переключателя по H:

  1. Задать цепи обратное положение: «максимум» спереди, «1» – сзади. Для системы 3*8 это будет «3» и «1», соответственно.
  2. Подтягивать винт H до совпадения манетки с большой звездой.
  3. Подтянуть трос в этом положении.

Когда выставлены ограничения, переброс цепи должен восстановиться. Если винты выставлены четко, а система работает неважно, пробуем подтянуть или ослабить трос. Как определить? Передачи туго идут от высшей к низшей – натянуть, наоборот – ослабить натяжение.

Настройка задней системы передач

Следующий этап – отрегулировать ход цепи по задним звездам. Чаще всего именно там наблюдаются проблемы, и не случайно: звезд больше, плюс натяжитель. Для начала аккуратно очищаем механизм от грязи.

  1. Проверка петуха и болтовых креплений.
  2. Регулировка ограничений по передачам, подтяжка тросика.
  3. Подбор оптимального натяжения цепи.

Согнутый петух требует обязательной замены. Одновременно проверяется, не разболтан ли переключатель.

Настройка ограничений по L и H:

  1. Ослабить оба винта.
  2. Перекинуть цепь на высшую (самую маленькую) звезду (спереди на максимум).
  3. Затягивать болт «H», пока направляющий ролик переключателя не совпадет со звездой в одной плоскости.
  4. Включить первую передачу (самую большую, а спереди – первую).
  5. Вращением винта «L» добиться совпадения ролика со звездой.
  6. Проверить точность переключения.
  7. Подтянуть или ослабить трос привода. Определяем по тому же принципу, как и с передним дерейлером.

Передачи не переключаются быстро, ограничения выставлены правильно, а трос хорошо затянут? Тогда самое время поработать с натяжителем цепи. Находим специальные винты «A» и «B». Первый настраивает положение рамки относительно самой маленькой, а второй – самой большой звездочки.

Настройка проводится по принципу: переход на соответствующую передачу и затягивание винта. Вращением регулятора «A» увеличивается сила натяга за счет подъема рамки к высшей звездочке. Наоборот, винт «B» опускает ее к большой звездочке. Неправильно выставленное натяжение не дает возможности легко выбирать нужную передачу: слишком ослабленная цепь может повиснуть в пространстве между звездочками, а перетянутая разорваться из-за чрезмерного напряжения.

Периодическая регулировка переключателей скоростного велосипеда считается нормой. Она принесет неоценимую пользу во время, когда цепь и кассеты в исправном состоянии. Настройка системы переключения скоростей в сочетании с правилами использования при движении на велосипеде позволит значительно увеличить ресурс всех составных частей трансмиссии, а также использовать ее ресурсы по максимуму.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение