Пищевая цепь задания егэ по

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Пищевая цепь»

1. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: большая синица, жук яблонный цветоед, ястреб, цветки яблони. Определите консумента второго порядка в составленной цепи.

Цветки яблони -> жук яблонный цветоед -> большая синица -> ястреб. Консумент второго порядка — большая синица.

2. Кровососущие насекомые – обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков.

Консументом 2 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 1 порядка (травоядного, например, коровы).
Консументом 3 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 2 порядка (лисицы).
Консументом 4 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 3 порядка (волка).

3. В водоеме обитают разнообразные организмы: окунь, щука, одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла), дафнии, головастики. Составьте цепь питания из названных организмов. Укажите консумента третьего порядка. Выберите пары организмов, которые вступают в отношения «хищник-жертва».

Хлорелла -> дафнии -> головастики -> окунь -> щука. Консумент третьего порядка — окунь. В отношения «хищник-жертва» вступают дафнии и головастики, головастики и окуни, окуни и щуки.

4. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?

Самыми тяжелыми будут растения, поскольку они находятся в начале пищевой цепи. Самыми легкими будут млекопитающие и птицы, т.к. они не только находятся в конце пищевой цепи, но и дополнительно теряют массу, тратя энергию на нагревание тела.

5. Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?

Пока зерноядные птицы питаются зерном, они являются консументами первого порядка. Своих птенцов зерноядные птицы выкармливают насекомыми – в этот момент они являются консументами второго порядка.

6. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?

1) энергия расходуется на жизнедеятельность организмов
2) энергия рассеивается в виде тепла
3) часть энергии не передается с предыдущего звена на следующее (пища не переваривается на 100%)

7. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.

1) листья репы –> крестоцветные блошки –> лягушка –> уж –> хорь;
2) консумент второго порядка – лягушка, так как она питается консументами первого порядка.

8. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. Какой из организмов исполняет роль консумента третьего порядка?

1. Листовой опад -> дождевой червь -> еж -> лисица -> орел.
2. Консумент третьего порядка — лисица.

9. Как изменяется количество энергии в пищевых цепях при переходе с одного трофического уровня на другой? Ответ поясните.

1) при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии теряется, 10% энергии сохраняется;
2) энергия теряется, так как рассеивается в виде тепла;
3) энергия теряется, так как часть пищи организмами не усваивается.

10. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крупная хищная птица, растение, бабочка, змея, лягушка. Сколько энергии переходит на уровень консументов III порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10 000 кДж?

1) пищевая цепь: растение – бабочка – лягушка – змея – крупная хищная птица;
2) на уровень консумента III порядка переходит 10 кДж энергии

11. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. (2) Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. (3) К фототрофам относят зеленые растения и хемосинтезирующие бактерии. (4) Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. (5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. (6) Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. (7) Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.

3 – хемосинтезирующих бактерий не относят к фототрофам, они используют энергию окислительно-восстановительных реакций неорганических веществ;
4 – растения в пищевых цепях играют роль продуцентов;
6 – энергия, в отличие от веществ, не может передаваться по замкнутому кругу.

12. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищевые цепи». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Перенос веществ и энергии в биогеоценозе от их источника через ряд организмов называется пищевая цепь. (2) Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает в себя продуцентов и консументов. (3) Первым звеном пищевой цепи являются продуценты. (4) Консументами I порядка являются растительноядные животные. (5) Консументы II порядка формируют второй трофический уровень. (6) Редуценты живут в организмах и разлагают органические вещества до неорганических веществ. (7) Пищевая цепь другого типа – детритная – начинается от мелких почвенных животных и заканчивается крупными животными.

1) 5 – консументы II порядка формируют третий трофический
уровень;
2) 6 – редуценты живут в отмерших органических остатках и
разлагают органические вещества до неорганических веществ;
3) 7 – детритная цепь начинается с мёртвых растительных или
животных остатков (органических остатков)

13. Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?

1) главным источником энергии является детрит – отмершие растения и погибшие животные;
2) детритофаги (раки, черви-трубочники), бактерии-сапротрофы;
3) в глубоководных экосистемах они выполняют роль консументов и редуцентов

14. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного.

1) часть пищи не переваривается и выводится из организмов в виде кала;
2) часть поглощенной энергии расходуется на поддержание жизнедеятельности (движение, обмен веществ и т.д.);
3) часть энергии превращается в тепловую и рассеивается в пространстве

15. При использовании ядохимикатов для борьбы с сельскохозяйственными насекомыми-вредителями вместе с ними погибают и другие животные. Почему при этом чаще погибают именно хищники, а не травоядные животные? Как называют эту группу препаратов?

1) ядохимикаты передаются по пищевым цепям (аккумулируются);
2) чем выше трофический уровень, тем больше ядохимикатов накапливается в животном;
3) хищники находятся на высоких трофических уровнях;
4) инсектициды

16. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Компоненты биоценоза». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) В биоценозе различают три функциональные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. (2) Продуценты в экосистемах создают первичную продукцию, синтезируя органические вещества из неорганических. (3) Только фотоавтотрофные организмы являются в экосистемах продуцентами. (4) Консументы I порядка потребляют готовые органические вещества, созданные продуцентами. (5) Растительноядные животные образуют первый трофический уровень. (6) Редуценты-деструкторы разрушают органические остатки до минеральных соединений, которые затем используют продуценты. (7) К редуцентам относятся сапрофитные бактерии, грибы, детритофаги, например жуки-навозники.

1) 3 – к редуцентам в экосистеме также относят хемоавтотрофов;
2) 5 – растительноядные животные образуют второй трофический уровень (первый трофический уровень образуют продуценты);
3) 7 – детритофаги относятся к консументам

17. По данным исследователей, в арктических почвах в большом количестве обитают представители нескольких групп цианобактерий, без которых невозможен сбалансированный круговорот веществ в данном регионе. В чём заключается роль цианобактерий в круговороте углерода и азота в арктических экосистемах? К какой функциональной группе арктических экосистем можно отнести цианобактерии?

1) цианобактерии поглощают углекислый газ из воздуха в процессе фотосинтеза;
2) создают первичную продукцию для экосистем;
3) цианобактерии фиксируют атмосферный азот;
4) переводят азот в соединения, доступные для других организмов (микроорганизмов и растений);
5) цианобактерий относят к продуцентам.

18. В океанах на глубинах более 2000 м встречаются геотермальные источники под названием «чёрные курильщики». Вода источников богата сульфидами металлов и сероводородом. Растительных организмов поблизости нет. Однако в этой экосистеме присутствуют различные животные: черви, крабы, моллюски и рыбы. Объясните, почему в экосистеме «чёрных курильщиков» отсутствуют растения. Какие организмы создают здесь первичную продукцию? Перечислите, чем могут питаться животные, обитающие в этой экосистеме?

1) на глубине отсутствует свет (растения не могут
фотосинтезировать на большой глубине);
2) первичную продукцию создают хемосинтезирующие бактерии (серобактерии);
3) животные питаются хемосинтезирующими бактериями (или вступают с ними в симбиоз – погонофоры);
4) животные питаются органическими остатками, которые оседают на дно;
5) животные питаются другими животными в этой экосистеме.

19. В XX веке массово применялся пестицид ДДТ для защиты урожая от различных вредителей (насекомых, моллюсков). Одним из следствий применения ДДТ стало исчезновение в Центральной России хищных птиц сапсанов. Причиной вымирания сапсанов явилось негативное воздействие ДДТ на кальциевый обмен в организме птиц. Как сказалось нарушение этого обмена на формирование яиц и развитие эмбрионов? Почему применение пестицидов привело к гибели сапсанов, если токсичная для беспозвоночных концентрация ДДТ была безвредна для птиц?

1) истончалась скорлупа у яиц (яйца повреждались в том числе при насиживании);
2) нарушалось костеобразование (работа мышц, свертываемость крови, проведение нервного импульса) у эмбрионов;
3) сапсаны находятся в конце пищевой цепочки (на высоком трофическом уровне);
4) в их организмах накапливается высокая концентрация яда (они получают большую дозу ядов).

20. В практике сельского хозяйства широко используются ядохимикаты гербициды (лат. herba – трава) и инсектициды (лат. insecta – насекомые). На продуктивность какого трофического уровня агроценоза оказывает влияние каждое из этих веществ? Ответ поясните. Как изменяется видовое разнообразие животных агроценоза при использовании инсектицидов?

1) гербициды оказывают влияние на первый трофический уровень;
2) гербициды используются для борьбы с сорняками;
3) инсектициды оказывают влияние на второй (третий, четвертый и т.д.) трофический уровень;
4) инсектициды используются для борьбы с насекомыми-вредителями;
5) снижается численность многих насекомых;
6) снижается численность насекомоядных животных (а также хищников выше по цепи питания).

Источник

Читать так же:  Пример схемы электрической цепи
Оцените статью
Всё о бурение