Пищевая цепь аквариума это

Вопрос 3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить пищевую цепь. Объяснить, почему в аквариуме пищевые цепи короткие

Аквариум является упрощенной моделью экологической системы, созданной руками человека.

В качестве обязательного компонента данной экосистемы выступают зеленые растения (элодея канадская, валлиснерия, роголистник), являющиеся основными производителями (продуцентами) биомассы в аквариуме.

В роли потребителей (консументов) произведенных растениями в результате фотосинтеза органических веществ чаще всего выступают рыбы (гуппи, меченосцы, вуалехвосты) и моллюски (катушки, ампуллярии, прудовики), реже земноводные (шпорцевые лягушки, тритоны) и пресмыкающиеся (водяные черепахи).

Роль разрушителей (редуцентов) биомассы в аквариуме выполняют разнообразные микроорганизмы и простейшие, составляющие своеобразную микросреду, от которой во многом зависит устойчивость биоравновесия данной модели экосистемы.

Жизнь всех обитателей полностью зависит от условий, создаваемых и поддерживаемых человеком в аквариуме: освещенности, температуры воды, аэрации, состава грунта и других факторов.

одноклеточные зеленые водоросли → дафнии → гуппи → цихлозома.

Пищевые цепи в аквариуме короткие, так как ограниченность жизненного пространства и условий обитания не позволяют одновременно содержать большое количество видов растений и особенно животных, например, хищных рыб и их потенциальных жертв, конкурирующих видов, что может привести к нарушению биологического равновесия.

Билет № 9

Вопрос 1. Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер биосинтеза

Пластический обмен (ассимиляция, или конструктивный обмен) – совокупность всех процессов синтеза сложных органических веществ. Эти вещества идут на построение органелл клетки, на создание новых клеток при делении. Пластический обмен всегда сопровождается поглощением энергии.

Читать так же:  У туарега цепь или ремень грм

Рассмотрим этот процесс на примере образования важнейших органических соединений клетки – белков. Структура белка определяется участком молекулы ДНК, называемым геном. Каждые три последовательности нуклеотидов кодируют одну аминокислоту. Молекулы ДНК не являются непосредственно матрицами в самом процессе синтеза белка. Сначала происходит перенос генетической информации о нуклеотидном строении ДНК на иРНК (процесс транскрипции). Строится молекула иРНК на одной из цепочек молекулы ДНК-матрицы во время ее раздвоения при участии специального фермента РНК-полимеразы. Спаривание нуклеотидов идет по принципу комплементарности: последовательность нуклеотидов в молекуле определяется их последовательностью в цепочке ДНК. Как только заканчивается построение на ДНК-матрице цепи иРНК, она сразу же переходит в цитоплазму и прикрепляется там к одной из рибосом. Вслед за этим начинается синтез белка. Процесс синтеза полипептидной цепи на матрице иРНК называется трансляцией. Происходит этот процесс в рибосомах с участием фермента пептидполимеразы. Рибосомы построены из белка и РНК. Эта РНК называется рибосомной (рРНК). Прикрепившись на конце нити иРНК, рибосома начинает синтез полипептидной цепи. Передвигаясь в одном определенном направлении, она считывает по три нуклеотида и добавляет к растущей полипертидной цепи по одной аминокислоте.

Перенос аминокислот к рибосомам выполняет транспортная РНК (тРНК). Молекула тРНК по сравнению с молекулой и-РНК небольшая, она содержит всего 70–80 нуклеотидов. Ее полинуклеотидная цепочка примерно поцентру перегибается, и две половины спирально закручиваются между собой. На одном конце молекулы тРНК должны быть основания, комплементарные соответствующему участку (кодону) в цепи иРНК, и на другом конце – способные «узнавать» определенную аминокислоту. Конец, к которому присоединяется аминокислота, у всех тРНК имеет одинаковые нуклеотиды – ЦЦА. Для каждой аминокислоты существует своя особая тРНК. Достигнув другого конца цепочки иРНК, рибосома отделяется, и в раствор выходит новая синтезированная молекула белка. Молекулярная скорость трансляции и транскрипции огромна – около 1000 триплетов иРНК в одну минуту на одну рибосому, а всего в минуту, например, клетка Е. coli собирает около 15*10 6 аминокислот в белки.

Затем линейная молекула полипентидной цепи приобретает объектную структуру. Под влиянием возникающих водородных связей полипептидная цепочка скручивается в спираль, и белковая молекула принимает биологически активную конфигурацию.

Ведущая роль в биосинтезе белка принадлежит ДНК. В зависимости от расположения кодирующих триплетов вдоль ее цепи на ней синтезируется молекула информационной РНК, которая реализует эту информацию, располагая в соответствии со строением аминокислоты в синтезирующейся молекуле белка.

Таким образом, наследственная информация (все признаки и свойства организма) сохраняется в молекулярной структуре ДНК, и реализуется в процессе биосинтеза белка.

Источник

Презентация по биологии на тему

Рабочие листы
к вашим урокам

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «Биология»)

Зелёные водоросли — сравнение

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация по биологии
Подготовила: учитель
Пархоменко Г.Ю.

Прекрасна планета Земля…
Разнообразны природные условия Земли, и населяющие планету живые организмы. Вместе они образуют биогеоценозы или экологические системы. Самой крупной экосистемой является биосфера Земли.

ЭКОСИСТЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ
Примерами естественных экосистем являются муравейник, озеро, лес, луг, океан, с населяющими их живыми организмами.
Рядом с естественными экосистемами в окружающей среде встречаются искусственные. Они образуются в результате деятельности человека. Это такие экосистемы (агроценозы) как сад, поле, теплица, фермерское хозяйство, огород.

ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ
Группа видов растений , животных, грибов и микроорганизмов, связанных пищевыми взаимоотношениями, которые образуют определенную последовательность в передаче веществ и энергии, составляет цепь питания (трофическую цепь).
В пищевой цепи различают три взаимосвязанных компонента: группу организмов- производителей органического вещества (растения – продуценты); группу потребителей готового вещества (животные и грибы – консументы); группу разрушителей мертвого вещества (бактерии и грибы – редуценты).

ОТЛИЧИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ ОТ ЕСТЕСТВЕННЫХ
1. Искусственные экосистемы создает не природа, а человек.
2. Количество видов живых организмов в искусственных экосистемах невелико, а цепи питания оборваны.
3. Искусственные экосистемы требуют дополнительных затрат энергии, помимо энергии Солнца.
4. В таких системах действует искусственный отбор, производимый человеком.
5. Такие системы неустойчивы, и без заботы человека быстро прекращают существование.

ЭКОСИСТЕМА ПРЕСНОГО ВОДОЕМА

АКВАРИУМ – ИСКУССТВЕННЫЙ ВОДОЕМ

Обитатели аквариума
Продуцентами органического вещества в аквариуме (как и в пруду) являются водоросли и зеленые растения. Они поглощают солнечную энергию и минеральные соли, а вырабатывают органические вещества и кислород.
Консументами (потребителями готового органического вещества) являются не только аквариумные рыбки, но и мелкие рачки, моллюски (улитки – катушки и прудовики).
Редуцентами (разрушителями отмирающего вещества) являются бактерии, черви, личинки.
В аквариуме важно поддерживать равновесие между этими группами организмов. Аквариум – маленькая модель уголка живой природы пресного водоема.

Обитатели аквариума
Типичными аквариумными растениями являются: роголистник, риччия, водяная капуста, сагиттария карликовая, хемиантус, криптохорина Кертеля, эхинодорус и другие. Растения (водоросли в том числе) лежат в основе пищевых цепей как в природных, так и в искусственных экосистемах.

Обитатели аквариума
Любителям – аквариумистам известно большое число видов аквариумных рыбок и других обитателей искусственных водоемов. Например, мелкие ракообразные – дафнии и циклопы – служат прекрасным кормом для рыб. Большинство аквариумных рыбок – это «мирные» виды, которые не поедают своих собратьев.
Содержать в одном аквариуме «мирных» и хищных рыб нельзя, ведь в отличие от природных экосистем, численность видов не регулируется естественным путем, и поддержание баланса является задачей человека.

ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ АКВАРИУМА
Составьте схемы пищевых цепей аквариума, в котором обитают: карась, улитки (прудовик и катушка), растения (элодея и валлиснерия), инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии. Объясните, что произойдет в аквариуме, если из него удалить моллюсков
Можно составить следующие пищевые цепи в аквариуме: водные растения —» рыбы; органические остатки —» моллюски. Небольшое число звеньев в цепи питания объясняется тем, что в ней обитает мало видов, численность каждого вида небольшая, мало пищи, кислорода.
Пищевые цепи аквариума:
сапрофитные бактерии -—» инфузория-туфелька -—» карась;
сапрофитные бактерии -—» моллюски;
растения -—» рыбы;
органические остатки -—» моллюски.
Моллюски очищают стенки аквариума и поверхность растений от различных органических остатков. Исключение моллюсков из пищевой цепи приводит к помутнению воды в результате массового размножения бактерий, а также выделения рыбами продуктов обмена и непереваренных остатков пищи.

ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ…

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Теперь вернемся к аквариумистике. Критерием чистоты аквариума может служить прозрачность воды и отсутствие обрастания водорослями стекол, растений, керамики и т.д. Как этого добиться? Необходимо следовать нескольким простым принципам:
1. Не перекармливать рыб.
2. Не содержать в аквариуме слишком много рыб.
3. Поддерживать интенсивный рост растений путем регулярного ухода, удобрений и поддержания правильного светового режима.
4. Стимулировать биологическую фильтрацию аквариумной воды.
5. Регулярно подменивать часть воды (около 20%).

Краткое описание документа:

Данная презентация позволяет учителю доступно и красочно донести до учеников основное содержание темы «Агроценозы»(искусственные экологические системы). Изначально презентация была подготовлена для урока природоведения в 6 классе, поэтому материал подается без излишней академичности.

В работе кратко, последовательно и достаточно корректно раскрываются основные понятия и термины по данной теме («экологические системы», «пищевые цепи», агроценозы» и другие) проводится сравнение естественных и искусственных экологических систем на конкретных примерах, делается вывод о необходимости гармонии человека и природы.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение