- Вопрос 3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить пищевую цепь. Объяснить, почему в аквариуме пищевые цепи короткие
- Билет № 9
- Вопрос 1. Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер биосинтеза
- Презентация по биологии на тему
- Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС
- Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «Биология»)
- Зелёные водоросли — сравнение
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Краткое описание документа:
Вопрос 3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить пищевую цепь. Объяснить, почему в аквариуме пищевые цепи короткие
Аквариум является упрощенной моделью экологической системы, созданной руками человека.
В качестве обязательного компонента данной экосистемы выступают зеленые растения (элодея канадская, валлиснерия, роголистник), являющиеся основными производителями (продуцентами) биомассы в аквариуме.
В роли потребителей (консументов) произведенных растениями в результате фотосинтеза органических веществ чаще всего выступают рыбы (гуппи, меченосцы, вуалехвосты) и моллюски (катушки, ампуллярии, прудовики), реже земноводные (шпорцевые лягушки, тритоны) и пресмыкающиеся (водяные черепахи).
Роль разрушителей (редуцентов) биомассы в аквариуме выполняют разнообразные микроорганизмы и простейшие, составляющие своеобразную микросреду, от которой во многом зависит устойчивость биоравновесия данной модели экосистемы.
Жизнь всех обитателей полностью зависит от условий, создаваемых и поддерживаемых человеком в аквариуме: освещенности, температуры воды, аэрации, состава грунта и других факторов.
одноклеточные зеленые водоросли → дафнии → гуппи → цихлозома.
Пищевые цепи в аквариуме короткие, так как ограниченность жизненного пространства и условий обитания не позволяют одновременно содержать большое количество видов растений и особенно животных, например, хищных рыб и их потенциальных жертв, конкурирующих видов, что может привести к нарушению биологического равновесия.
Билет № 9
Вопрос 1. Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер биосинтеза
Пластический обмен (ассимиляция, или конструктивный обмен) – совокупность всех процессов синтеза сложных органических веществ. Эти вещества идут на построение органелл клетки, на создание новых клеток при делении. Пластический обмен всегда сопровождается поглощением энергии.
Рассмотрим этот процесс на примере образования важнейших органических соединений клетки – белков. Структура белка определяется участком молекулы ДНК, называемым геном. Каждые три последовательности нуклеотидов кодируют одну аминокислоту. Молекулы ДНК не являются непосредственно матрицами в самом процессе синтеза белка. Сначала происходит перенос генетической информации о нуклеотидном строении ДНК на иРНК (процесс транскрипции). Строится молекула иРНК на одной из цепочек молекулы ДНК-матрицы во время ее раздвоения при участии специального фермента РНК-полимеразы. Спаривание нуклеотидов идет по принципу комплементарности: последовательность нуклеотидов в молекуле определяется их последовательностью в цепочке ДНК. Как только заканчивается построение на ДНК-матрице цепи иРНК, она сразу же переходит в цитоплазму и прикрепляется там к одной из рибосом. Вслед за этим начинается синтез белка. Процесс синтеза полипептидной цепи на матрице иРНК называется трансляцией. Происходит этот процесс в рибосомах с участием фермента пептидполимеразы. Рибосомы построены из белка и РНК. Эта РНК называется рибосомной (рРНК). Прикрепившись на конце нити иРНК, рибосома начинает синтез полипептидной цепи. Передвигаясь в одном определенном направлении, она считывает по три нуклеотида и добавляет к растущей полипертидной цепи по одной аминокислоте.
Перенос аминокислот к рибосомам выполняет транспортная РНК (тРНК). Молекула тРНК по сравнению с молекулой и-РНК небольшая, она содержит всего 70–80 нуклеотидов. Ее полинуклеотидная цепочка примерно поцентру перегибается, и две половины спирально закручиваются между собой. На одном конце молекулы тРНК должны быть основания, комплементарные соответствующему участку (кодону) в цепи иРНК, и на другом конце – способные «узнавать» определенную аминокислоту. Конец, к которому присоединяется аминокислота, у всех тРНК имеет одинаковые нуклеотиды – ЦЦА. Для каждой аминокислоты существует своя особая тРНК. Достигнув другого конца цепочки иРНК, рибосома отделяется, и в раствор выходит новая синтезированная молекула белка. Молекулярная скорость трансляции и транскрипции огромна – около 1000 триплетов иРНК в одну минуту на одну рибосому, а всего в минуту, например, клетка Е. coli собирает около 15*10 6 аминокислот в белки.
Затем линейная молекула полипентидной цепи приобретает объектную структуру. Под влиянием возникающих водородных связей полипептидная цепочка скручивается в спираль, и белковая молекула принимает биологически активную конфигурацию.
Ведущая роль в биосинтезе белка принадлежит ДНК. В зависимости от расположения кодирующих триплетов вдоль ее цепи на ней синтезируется молекула информационной РНК, которая реализует эту информацию, располагая в соответствии со строением аминокислоты в синтезирующейся молекуле белка.
Таким образом, наследственная информация (все признаки и свойства организма) сохраняется в молекулярной структуре ДНК, и реализуется в процессе биосинтеза белка.
Источник
Презентация по биологии на тему
Рабочие листы
к вашим урокам
Курс профессиональной переподготовки
Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «Биология»)
Зелёные водоросли — сравнение
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация по биологии
Подготовила: учитель
Пархоменко Г.Ю.
Прекрасна планета Земля…
Разнообразны природные условия Земли, и населяющие планету живые организмы. Вместе они образуют биогеоценозы или экологические системы. Самой крупной экосистемой является биосфера Земли.
ЭКОСИСТЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ
Примерами естественных экосистем являются муравейник, озеро, лес, луг, океан, с населяющими их живыми организмами.
Рядом с естественными экосистемами в окружающей среде встречаются искусственные. Они образуются в результате деятельности человека. Это такие экосистемы (агроценозы) как сад, поле, теплица, фермерское хозяйство, огород.
ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ
Группа видов растений , животных, грибов и микроорганизмов, связанных пищевыми взаимоотношениями, которые образуют определенную последовательность в передаче веществ и энергии, составляет цепь питания (трофическую цепь).
В пищевой цепи различают три взаимосвязанных компонента: группу организмов- производителей органического вещества (растения – продуценты); группу потребителей готового вещества (животные и грибы – консументы); группу разрушителей мертвого вещества (бактерии и грибы – редуценты).
ОТЛИЧИЯ ИСКУССТВЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ ОТ ЕСТЕСТВЕННЫХ
1. Искусственные экосистемы создает не природа, а человек.
2. Количество видов живых организмов в искусственных экосистемах невелико, а цепи питания оборваны.
3. Искусственные экосистемы требуют дополнительных затрат энергии, помимо энергии Солнца.
4. В таких системах действует искусственный отбор, производимый человеком.
5. Такие системы неустойчивы, и без заботы человека быстро прекращают существование.
ЭКОСИСТЕМА ПРЕСНОГО ВОДОЕМА
АКВАРИУМ – ИСКУССТВЕННЫЙ ВОДОЕМ
Обитатели аквариума
Продуцентами органического вещества в аквариуме (как и в пруду) являются водоросли и зеленые растения. Они поглощают солнечную энергию и минеральные соли, а вырабатывают органические вещества и кислород.
Консументами (потребителями готового органического вещества) являются не только аквариумные рыбки, но и мелкие рачки, моллюски (улитки – катушки и прудовики).
Редуцентами (разрушителями отмирающего вещества) являются бактерии, черви, личинки.
В аквариуме важно поддерживать равновесие между этими группами организмов. Аквариум – маленькая модель уголка живой природы пресного водоема.
Обитатели аквариума
Типичными аквариумными растениями являются: роголистник, риччия, водяная капуста, сагиттария карликовая, хемиантус, криптохорина Кертеля, эхинодорус и другие. Растения (водоросли в том числе) лежат в основе пищевых цепей как в природных, так и в искусственных экосистемах.
Обитатели аквариума
Любителям – аквариумистам известно большое число видов аквариумных рыбок и других обитателей искусственных водоемов. Например, мелкие ракообразные – дафнии и циклопы – служат прекрасным кормом для рыб. Большинство аквариумных рыбок – это «мирные» виды, которые не поедают своих собратьев.
Содержать в одном аквариуме «мирных» и хищных рыб нельзя, ведь в отличие от природных экосистем, численность видов не регулируется естественным путем, и поддержание баланса является задачей человека.
ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ АКВАРИУМА
Составьте схемы пищевых цепей аквариума, в котором обитают: карась, улитки (прудовик и катушка), растения (элодея и валлиснерия), инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии. Объясните, что произойдет в аквариуме, если из него удалить моллюсков
Можно составить следующие пищевые цепи в аквариуме: водные растения —» рыбы; органические остатки —» моллюски. Небольшое число звеньев в цепи питания объясняется тем, что в ней обитает мало видов, численность каждого вида небольшая, мало пищи, кислорода.
Пищевые цепи аквариума:
сапрофитные бактерии -—» инфузория-туфелька -—» карась;
сапрофитные бактерии -—» моллюски;
растения -—» рыбы;
органические остатки -—» моллюски.
Моллюски очищают стенки аквариума и поверхность растений от различных органических остатков. Исключение моллюсков из пищевой цепи приводит к помутнению воды в результате массового размножения бактерий, а также выделения рыбами продуктов обмена и непереваренных остатков пищи.
ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ…
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Теперь вернемся к аквариумистике. Критерием чистоты аквариума может служить прозрачность воды и отсутствие обрастания водорослями стекол, растений, керамики и т.д. Как этого добиться? Необходимо следовать нескольким простым принципам:
1. Не перекармливать рыб.
2. Не содержать в аквариуме слишком много рыб.
3. Поддерживать интенсивный рост растений путем регулярного ухода, удобрений и поддержания правильного светового режима.
4. Стимулировать биологическую фильтрацию аквариумной воды.
5. Регулярно подменивать часть воды (около 20%).
Краткое описание документа:
Данная презентация позволяет учителю доступно и красочно донести до учеников основное содержание темы «Агроценозы»(искусственные экологические системы). Изначально презентация была подготовлена для урока природоведения в 6 классе, поэтому материал подается без излишней академичности.
В работе кратко, последовательно и достаточно корректно раскрываются основные понятия и термины по данной теме («экологические системы», «пищевые цепи», агроценозы» и другие) проводится сравнение естественных и искусственных экологических систем на конкретных примерах, делается вывод о необходимости гармонии человека и природы.
Источник