Основы теории рельсовых цепей.
Если РЦ исправна и свободна, то реле находится под током и режим её работы называется нормальным режимом.
Требования к нормальному режиму:
Путевое реле должно находиться под током при самых наихудших условиях. Худшими условиями для нормального режима являются такие, которые препятствуют нахождению реле под током:
Zи – (изоляции рельсовой линии) – мин.
Схема рельсовой цепи в шунтовом режиме
Iсш – сигнальный ток в шунтовом режиме.
Основное требование для шунтового режима:
При наложении шунта на рельсовую линию, путевое реле должно обесточиться при самых наихудших условиях для шунтового режима. Наихудшими условиями являются те, которые препятствуют обесточиванию реле.
Zи – макс. При этих условиях ток реле в шунтовом режиме Iрш должен быть не более тока надежного тока отпускания якоря реле Iрш≤Iно (ток надежного отпускания). От шунтового режима зависит безопасность движения поездов.
Схема РЦ в контрольном режиме
Контрольный режим – это режим контроля повреждения рельса. Это возможно при изломе рельса из-за перепада температуры, или просто изъятия рельса.
В контрольном режиме путевое реле должно надежно обесточиться.
–вносимое сопротивление в месте повреждения рельса.
–сопротивление изоляции.
Ток проходящий через реле в контрольном режиме должен быть
при самых наихудших условиях для контрольного режима.
Критическим сопротивление изоляции Zи называется такое сопротивление, при котором сопротивление передачи РЦ минимальное, при этом ток реле в контрольном режиме будет максимальным.
Существует целый ряд методов расчета , но
принимают(км), от 500м до 2,5км.
Работа рельсовых цепей в системе автоблокировки простейшего типа
Сложный процесс работы РЦ рассчитывают в трёх основных режимах, соответствующих различным воздействиям: нормальном, когда цепь исправна и свободна, шунтовом, когда РЦ шунтирована колёсными парами, и контрольном, когда РЦ повреждена. Поскольку непрерывное воздействие выражается в изменении первичных параметров РЦ, то считается, что на условия работы цепи в каждом из режимов влияют три независимые переменные величины: проводимость изоляции Уи, сопротивление рельсов z и напряжение генератора Ů.
Расчёт РЦ выполняется на основе теории линий и четырёхполюсников, требующей знания первичных и вторичных параметров РЦ.
Первичные параметры рельсовой линии
Рельсовая линия – это линия с распределенными параметрами.
Электрические свойства рельсовой линии определяются удельной электрической проводимостью изоляции уи 1/Ом · км (Сим/км) или сопротивлением балласта rб, Омхкм и удельным электрическим сопротивлением рельсов zp, Омхкм.
Под электрической проводимостью изоляции рельсовой линии подразумевается проводимость для токов утечки от одной нити к другой через шпалы, балласт и грунт.
В общем случае выражение для удельной проводимости изоляции уи можно представить в виде:
, Сим/км; (3.1)
где qи – активная составляющая проводимости, Сим/км;
Сиэ – эквивалентная ёмкость для токов утечки, Ф/км;
ω = 2πf – угловая частота сигнального тока, Рад/с,
f – частота сигнального тока.
Нормативная величина максимальной проводимости изоляции (балласта) на отечественных железных дорогах установлена уи = 1 Сим/км (rб = 1,0 Ом·км).
Под электрическим сопротивлением рельсов подразумевается сопротивление рельсовой петли (обеих рельсовых нитей), состоящее из сопротивления собственно рельсов и рельсовых стыков.
Удельное сопротивление рельсовой петли определяется как сопротивление обеих нитей со стыковыми соединителями и накладками, отнесенное к 1 км рельсовой нити, и в общем случае является также комплексной величиной, которая ориентировочно может быть вычислена как:
Ом/км, (2.2)
где roa – общее активное сопротивление рельсовой петли, Ом/км;
L – общая индуктивность рельсовой петли, Гн/км.
Величина roa включает в себя активное сопротивление собственно рельсов и стыковых соединителей, а L внешнюю и внутреннюю индуктивность рельсовой петли и соединителей.
На основании измерений приняты следующие нормативные величины максимального удельного сопротивления рельсов Zp для переменного тока: частотой 50Гц – 1,0е j 56° Ом/км при стальных штепсельных, 0,85е j 60° Ом/км при стальных приварных и 0, 8е j 65° Ом/км при медных приварных соединителях; частотой 75 Гц – 1,07е j 68° Ом/км и частотой 25Гц – 0,5е j 52° Ом/км при медных приварных соединителях.
Источник
3 Первичные и Вторичные параметры рц
Сопротивление рельсов – сопротивление обеих нитей со стыковыми соединителями и накладками, отнесенное к 1 км рельсовой линии. Единицы измерения — Ом/км. Значение удельного сопротивления рельсов в рельсовых цепях постоянного тока зависит от типа рельсов и типа стыковых соединителей. Значение удельного сопротивления рельсов в рельсовых цепях переменного тока зависит от частоты сигнального тока и типа стыковых соединителей. С увеличением частоты сигнального тока удельное сопротивление рельсов увеличивается. Zр=Zв*γ
2) Сопротивление балласта – сопротивление току утечки из одной рельсовой нити в другую через шпалы и балласт, отнесенное к 1 км рельсовой линии. Единицы измерения — Ом-км. Значение удельного сопротивления балласта зависит от типа и состояния балласта, типа и состояния шпал. Состояние балласта определяется температурой и влажностью воздуха, а также степенью загрязненности. Максимальное сопротивление балласта будет при низких температуре и влажности, минимальное — при высоких температуре и влажности. Загрязнение балласта веществами, содержащими соль (засоление), приводит к снижению его сопротивления. Значение удельного сопротивления балласта может изменяться в широких пределах. Нормативное расчетное значение (при котором шунтового и контрольного режимов работы рельсовой цепи) принимается: для двухниточных рельсовых цепей — 1 Ом-км, однониточных — 0,5 Ом-км, разветвленных — 0,5 Ом-км; rб= Zв/ γ
1) Волновое сопротивление — характеризует сопротивление рельсовой линии бегущей волне напряжения. Единицы измерения — Ом. Zв=√(Zр* rб)
2) γ — коэффициент распространения — характеризует затухание волны и степень запаздывания волны по фазе при распространении на единицу длины. γ=√(Zр*/rб)
γ=α+iβ – при переменном токе, γ=α – при постоянном токе.
α – затухание РЦ – возрастает с увеличением ее длины и уменьшением сопротивления балласта. Еденицы измерения Неп/км β – запаздывание по фазе (угол между током и напряжением) Единицы измерения рад/км.
4,5. Общая схема замещения рц и ее использование в инженерных расчетах.
Любую рц можно представит как цепочку последовательно соедененных 4-ников, обычно их объеденяют в 3 4-ника,эта схема общяя схема замещения:Пк-питающий конец , РЛ- рельсовая линия, Рк-релейный конец. Эта схема используется в инженерных расчетах когда известны все параметры рц.
Расчет нормального режима
Цель определить миним. U на трансформ. при котором обеспечивается работа для наиболее тяжелых условий
Исходные данные: r min , Z p max, Ip=Iпп, Up=Uпп (тяжелые условия)
расчет : Zв= ; ; A=Ch l, B=ZвSh l, C=1/ Zв (Sh l), D=A, AD-DC=1
; ; ; Uтmin= ,обычноUт min берется на 10% больше расчетного
п ринимают раихудшие условия r изол= Цель определить то макс. Uтранс. при котором в шунтовомрежиме через реле будет протекать ток надежного непритя-
жения или отпадания. В общем находим Uтшр и сравниваем с Uтmin, если Uтшр >или = Uтmin то шунтовой режим выполняется, тоже самое делают и для питающего конца т.е. находят Uтшп и сравнивают также.
контрольный режим. Наихудшие условия Uтmax Zрельсов –min , r из-крит. Цель –определить то макс. напряж. при котором в контрольном режиме на тран-ре в наихудших условиях на реле будет ток и напряжение надежного отпадания ,т.е. если Uтк > или =Uтmin то выполняется.
Источник