Одна цепь питания характерную для зоны пустыни

Содержание
  1. Цепь питания в пустыне — схема и примеры составления
  2. Пищевые цепочки и экологические связи в зоне пустынь
  3. 1) Рассмотри фотографии и представь себе пустыню. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.
  4. 2) Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти природные зоны.
  5. 3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне.
  6. 4) По рисунку на с. 120—121 познакомьтесь с животным миром пустыни.
  7. 5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.
  8. Пример экологических связей в пустыне для 4 класса
  9. Пример модели цепи питания для пустыни для 4 класса
  10. Обсудим!
  11. Сравните природу зоны пустынь с природой степей.
  12. Проверь себя
  13. 1. Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.
  14. 2. Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 71.
  15. Краткая характеристика зоны пустынь и полупустынь для 4 класса
  16. Задания для домашней работы
  17. 1. Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни.
  18. 2. Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.
  19. Рассказ “Научная экспедиция” в пустыню для 4 класса
  20. На следующем уроке
  21. Вспомни, с какими природными зонами мы уже познакомились. Где нам осталось побывать? Если тебе приходилось бывать на Черноморском побережье Кавказа, приготовься рассказать об этом.
  22. Виды и животный мир
  23. Классификации пустынь
  24. Флора и фауна
  25. Схемы пищевых цепочек
  26. Средняя полоса, тропики и субтропики
  27. Родной край

Цепь питания в пустыне — схема и примеры составления

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

Читать так же:  Цепь бисмарк замок коробочка

Пищевые цепочки и экологические связи в зоне пустынь

Ближе к югу климат становится всё более засушливым, и степи сменяются полупустыней, которые переходят в пустыни. Природные условия пустынь крайне суровы и отличаются сухим климатом и небольшим количеством осадков. Вода необходима всем живым организмам. В пустыне, где она труднодоступна, обитает небольшое количество видов живых организмов, однако все эти организмы отличаются выносливостью и своей приспособленностью к тяжёлым природным условиям. В жарких пустынях температура воздуха может достигать 40°, а поверхность земли прогреваться больше, чем до 70°. При этом зимы в пустыни, как правило, очень холодные, температура порой достигает -30°. Растения в пустыне встречаются крайне редко, растительность практически отсутствует.

Однако всё-таки жизнь в пустыне существует! Как и в любой другой природной зоне, живые организмы пустынь находятся в тесной взаимосвязи, отследить которую возможно с помощью пищевых цепочек.

В природе одни организмы питаются другими. Отражают этот процесс пищевые цепочки. В пищевую цепочку входят живые организмы разных групп. Всего таких групп существует четыре:

Растительность пустынь – это преимущественно колючие кустарники и суккуленты (кактусы). Растения имеют очень длинные корни, которые уходят глубоко под землю, благодаря таким корням им удаётся добывать воду из подземных вод.

Растения пустыни: саксаул, джантак или верблюжья колючка, колосняк, джузгун, полынь. Кактусы благодаря мясистым стеблям накапливают воду и долгое время могут существовать в отсутствии осадков.

2 группа – растительноядные животные

К жизни в пустыне приспособились многие грызуны: тушканчики, суслики, полёвки, а также сайгаки, верблюды, газели.

3 группа – хищники, употребляющие растительноядных

Хищники могут быть слабыми и более сильными, нападающими на других хищников. К третьей группе относятся слабые хищники, которые нападают на растительноядных. Четвертая группа включает сильных хищников, которые могут нападать и на растительноядных, и на других хищников.

4 группа – сильные хищники

К третьей и четвёртой группе можно отнести следующих обитателей пустынь: змеи, вараны, скорпионы, степные волки, а также степная хорь, степной орёл.

Составим пищевые цепочки, характерные для зоны пустынь:

побеги саксаула-> песчанка -> фенек -> степной орёл

Песчанки – грызуны, напоминающие внешне крыс. Они активны в течение всего года, но зиму проводят в норах, делая запасы, превышающие их вес иногда в 500 раз! Пища песчанок – побеги кустарников и семена.

Главные враги грызунов в пустыне: рептилии и хищные птицы, а также некоторые млекопитающие.

Фенек – маленькая лисица, питается грызунами, птицами, насекомыми. Фенек обитает в Сахаре и других пустынях. Враги маленькой лисицы хищные птицы, степные лисицы, шакалы.

корни полыни -> тушканчик -> серый варан -> змееяд

Тушканчик – ещё один грызун, имеет длинны хвост, передвигается на задних лапах с помощью прыжков и этим напоминает кенгуру. Грызун совсем не пьёт, воду он получает из пищи. Рацион тушканчика – корни растений и семена. Тушканчик очень осторожен, ведёт ночной образ жизни, а днём прячется в норке. Интересно, что животное делает несколько нор: обязательно одну основную для спячки и еще несколько, в которые прячется днём от хищников в случае опасности.

Рептилии защищаются от жары с помощью чешуи и панциря. Хищные рептилии пустынь – вараны, а также змеи – песчаный и восточный удавчики, стрелка, песчаная эфа. Также в пустыне много ящериц: пустынная ночная ящерица, агама, ящурка быстрая и другие виды. Пищей для серого варан являются грызуны, некоторые ящерицы и змеи.

На крупных рептилий в основном нападают хищные птицы, например, змееяд, орёл-курганник, черный коршун.

жук -> сколопендра -> эфа –> серый варан

Сколопендра – многоножка, пищей для неё чаще всего выступают более мелкие насекомые.

кобылка -> скорпион -> эфиопский ёж -> орёл-курганник

Скорпион – это паукообразное животное, ведущее ночной образ жизни. Охотятся скорпионы на насекомых: кобылок, многоножек, мокриц, а также пауков и червей. Скорпионы могут обходиться без еды около 7 месяцев, это позволяет им выжить в пустыне. Скорпионы – пища для эфиопских ежей.

песчаная акация -> газель доркас -> степной орёл

Газели – парнокопытные животные, населяющиеся засушливые районы. Газель доркас прекрасно приспособилась к жизни в пустыне, она может существовать без воды, обходясь влагой из растительного корма, например, листьев и побегов песчаной акации. На молодых газелей часто нападают степные орлы и другие хищные птицы.

Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Давайте сначала разберемся, что такое цепь питания? Цепь питания — это определенный набор видов животных и другого, собранных в звенья, где для каждого следующего звена пищей является предыдущий. Цепи, по своей сущности не очень длинные, обычно состоят из 4-6 звеньев.

А теперь приведем пример, того как должна была выглядеть цепь питания в пустыне. Ну чтобы создать такую цепь, нужно знать какая флора и фауна обитает в пустыне. Как ни странно, но в пустыне представлена очень большое количество разнообразных растений, животных, насекомых, птиц.

Можно привести такой пример саваны:

  • Насекомые — Муравьед — Шакал — Лев, Ягуар, Тигр;
  • Нектар цветков — Насекомые (бабочки) — Пауки — Мелкие млекопитающие — пернатые хищники.

Теперь можно воссоздать схема цепи питания характерной для пустыни:

Жук — Паук — Многоножка — Скорпион — Ящерица — Варан — Удав — Человек.

В данном случае мы рассмотрели пример именно в песчаной пустыне.

1) Рассмотри фотографии и представь себе пустыню. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.

Пустыня представляет совершенно безжизненное пространство, в котором лишь изредка встречается чахлая растительность. Почва пустыни — песок или потрескавшаяся глина. Здесь нет степных трав и цветов, здесь очень мало животных.

2) Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти природные зоны.

Природная зона пустынь и полупустынь расположена на юге Европейской части России. Она показана ярко-жёлтым цветом. Пустыни в нашей стране расположены возле северо-западной оконечности Каспийского моря.

Площадь пустынь сравнительно невелика, они находятся южнее зоны степей, и получают ещё больше солнечного тепла. А значит там очень жаркий и засушливый климат.

3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне.

Верблюжья колючка — имеет очень длинные корни, которые позволяют ей находить воду на большой глубине.

Колосняк — имеет тонкие листья, которые почти не испаряют влагу.

Джузгун — имеет листья — веточки, тоже не испаряющие влагу. Плоды легко переносятся ветром и укореняются в удобном месте.

4) По рисунку на с. 120—121 познакомьтесь с животным миром пустыни.

Животный мир пустыни относительно скуден.

Из крупных животных в пустынях водятся лишь верблюды и сайгаки, последние, впрочем, больше предпочитают полупустыни и степи. Зато в пустыне можно встретить грызунов, например песчанку, попадаются здесь ежи, много ящериц и змей, которые ловят грызунов и насекомых, таких как жуки. Водятся в пустыне степные лисицы — корсак, летают немногие птицы — саджа.

Большинство животных пустыни ведут ночной образ жизни и пьют очень мало воды.

5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.

Пример экологических связей в пустыне для 4 класса

В очень засушливые годы стада сайгаков уходят из пустыни, потому что им становится нечего есть, вся трава в это время исчезает. Исчезновение травы приводит к уменьшению поголовья тушканчиков и песчанок, а значит уходят в другие места корсаки, улетают хищные птицы. Меньше становится и насекомых, что сказывается на численности пресмыкающихся.

Пример модели цепи питания для пустыни для 4 класса

Верблюжья колючка — Верблюд.

Колосняк — Песчанка — Корсак.

Колосняк — Кобылка — Ящерица — круглоголовка — Саджа.

Обсудим!

Сравните природу зоны пустынь с природой степей.

Природа пустынь отличается меньшим разнообразием, чем природа степей. В пустынях очень мало растений, лишь немногие из них сумели приспособиться к местным условиям. Мало в пустыне птиц, водятся только хищные, мало копытных и грызунов. Но в пустынях больше пресмыкающихся, которые хорошо переносят высокую температуру воздуха. Насекомые представлены в основном жуками, встречаются кобылки.

Проверь себя

1. Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.

Зоны пустынь и полупустынь следует искать возле северо-западной оконечности Каспийского моря. Они показаны жёлтым цветом.

2. Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 71.

Краткая характеристика зоны пустынь и полупустынь для 4 класса

Название зоны: Зона пустынь и полупустынь. Обозначается жёлтым цветом.

Особенности природы: Животный и растительный мир очень скуден. Климатические условия жаркие и засушливые. Водятся грызуны, на которых охотятся хищные птицы, змеи, корсак. Водятся насекомые, которые питаются пустынными злаками, а на них охотятся ящерицы, ежи, змеи. В пустыне почти нет воды и весь животный и растительный мир приспособился к этому.

Использование зоны человеком: Человек почти не использует пустыни в хозяйственных целях. Только как место экологического туризма.

Экологическая проблема пустынь — браконьерство. В пустынях устроено несколько заповедников.

Задания для домашней работы

1. Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни.

Готовые рисунки “Как я себе представляю пустыню”

2. Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Рассказ “Научная экспедиция” в пустыню для 4 класса

Этим летом мы отправились в научную экспедицию в пустыню. Мы основательно подготовились к этому путешествию, потому что пустыня отличается очень жарким и засушливым климатом. Поэтому мы взяли много воды, припасы, лёгкую белую одежду для защиты от палящих лучей солнца, палатки.

Мы собирались исследовать животный мир пустынь.

Пустыня нас не разочаровала. Это огромное море песка, который вздымается до самого горизонта песчаными волнами — барханами. Там постоянно дует жаркий ветер и песок переносится с места на места, барханы передвигаются.

Первым животным, которое мы увидели в пустыне, был верблюд. Его не зря называют кораблём пустыни. На своих мозолистых ногах верблюд буквально скользит по песку. При этом верблюд может долгое время обходиться без воды.

Днём пустыня кажется мёртвой. Мы проехали много километров, но не встретили почти никакой живности. Только редкие кустики верблюжьей колючки росли тут и там, да лениво скользили по песку змеи.

Но ночью пустыня уже не казалась нам безжизненной. В темноте сверкали глаза песчанок и тушканчиков, ежей, слышались странные звуки. Прямо к нашей палатке выбежала ящерица — круглоголовка и поймала жука-скарабея.

Под утро мимо пробежало стадо сайгаков.

В ходе нашей экспедиции мы узнали, что несмотря на суровые климатические условия, даже в пустыне есть жизнь. Многие животные отлично приспособились к этим условиям, ведут ночной образ жизни, прячутся от солнца в норках, едят пустынные злаки и другие растения.

На следующем уроке

Вспомни, с какими природными зонами мы уже познакомились. Где нам осталось побывать? Если тебе приходилось бывать на Черноморском побережье Кавказа, приготовься рассказать об этом.

Мы познакомились почти со всеми природными зонами, которые можно найти в нашей стране. Мы были в арктических пустынях, в тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, в степях и пустынях.

Нам осталось побывать только в субтропических лесах, которые растут на побережье Чёрного моря. Это вечнозелёные густые леса, полные различной жизни. Климат здесь очень хороший, необычайно тёплое и влажное лето, тёплые зимы с обильными осадками. Снег здесь почти никогда не бывает.

Пустыня только с виду кажется безжизненной зоной, ведь на самом деле даже в этих тяжелых условиях существует своя флора и фауна, другое дело, что она не столь многочисленна, как в полосах с более благоприятным климатом. Это значит, что имеет место особая цепь питания в пустыне, изучение которой пойдет на пользу как детям, так и взрослым, интересующимся природой нашей планеты и любящим путешествовать в самые удаленные ее уголки.

Виды и животный мир

Для того чтобы описать схему цепи питания, характерную для пустыни, необходимо в первую очередь изучить саму местность, помня о том, что на планете существует множество подобных зон, и все они отличаются друг от друга не только климатическими особенностями, но и растительным и животным миром.

Так, в одной пустынной полосе может наблюдаться рекордная жара и суховей, в результате чего там не будет расти ничего, кроме колючек, тогда как существуют еще и арктические пустыни, где, напротив, царит вечная мерзлота, на поверхности которой в период потепления пробивается скудное озеленение, дающее питание гнусу и, как следствие, более крупным травоядным и хищникам по определенной цепочке.

Классификации пустынь

Кроме того, пустынные зоны классифицируются и по другим признакам, среди которых доминирует характер почвы и грунта, ведь от них зависит растительность выделенной местности, а следовательно, и актуальная для нее пищевая цепочка. Так, ученые выделяют следующие виды пустынной местности:

  • Песчаная, в основе которой лежат рыхлые отложения еще сформированных в древности равнин.
  • Лессовая, для которой характерна равнина подгорного типа, сформировавшаяся на лессовых отложениях.
  • Суглинистая. Эти пустыни преобладают на покровных суглинках со слабокарбонатным составом.
  • Тыкыровая глинистая. Располагается не только на подгорных равнинах, но и в древних речных дельтах.
  • Глинистая. Пустынные зоны на низкогорьях, в состав почвы которых входят глина и соленосные мергели.
  • Песчано-галечные и галечные. Для этой местности характерными являются подгорные равнины и плато с гипсовыми отложениями в грунте.
  • Гипсированные щебнистые располагаются на относительно молодых равнинных участках и в плато, где помимо гипса есть еще и щебень.
  • Каменистая. Для пустынь такого типа характерным является расположение на низкогорье, а также на мелких сопках.
  • Солончаковые. В засоленных почвах, образующихся преимущественно в равнинных местностях и вблизи прибрежной зоны, расположенных ниже уровня моря (как правило, на месте бывших озер и других соленых водоемов).

Нетрудно догадаться, что наименьшее количество животных и растений встречается в солончаковых и каменистых пустынях, которые практически непригодны для жизни. Не последнюю роль в формировании цепи питания в пустыне, примеры которой будут значительно отличаться друг от друга, играет и такой важнейший показатель, как динамика выпадения осадков. В этом случае большое значение будет иметь окружающий пустыню ландшафт, а также температура течения, если речь идет о прибрежной зоне. Так, ученые условно выделяют следующие типы этого определяющего экосистему зоны параметра:

  • Береговой, расположенный вдоль жарких побережий с примыкающими к ним холодными течениями морских или океанских вод. Такая характеристика свойственна знаменитой пустыне Намиб, в которой практически не выпадают атмосферные осадки, из-за чего и жизнь в этой местности становится невозможной.
  • Центрально-азиатский (знаменитая монгольская Гоби и пр.). Для этой местности характерным является равномерное выпадение осадков в течение всего года, поэтому и жизнь становится возможной, пусть и совсем скудная в своем разнообразии.
  • Средиземноморский. Отличительной чертой этой пустынной зоны является кратковременное выпадение осадков, но в большом объеме, поэтому и проявление жизни становится более интенсивным, нося временный характер с быстрым переходом в латентное состояние до следующего года.

Совершенно иначе обстоят дела в пустынных зонах Арктики, температура в которых в зимний период может опускаться до критических 60 градусов Цельсия ниже нуля.

Тем не менее жизнь в этой местности гораздо более разнообразная, чем в той же Намибии, так как многие животные смогли приспособиться к столь суровому климату, иногда перекочевывая на время сильных холодов в более южные регионы и возвращаясь в привычную среду обитания с наступлением арктической весны.

Флора и фауна

Из приведенной информации можно сделать вывод, что определяющее значение для составления биологической цепи в пустыне будут иметь климатическая зона ее расположения, состав грунтовых почв, близость моря и других водоемов. Удивительно, но наша планета настолько богата различными формами жизни, что некоторые из них встречаются даже на полностью выпарившихся и рассохшихся солончаках.

Так, одни пустыни могут похвастаться довольно разнообразной флорой и фауной, тогда как другие, напротив, ограничиваются самыми примитивным формами жизни, да и то в весьма скудном количестве. В качестве примера можно привести основные виды пустынных зон на планете со свойственной им растительностью и представителями животного мира:

  • Для пустынных зон, расположенных внутри материка в умеренных поясах, характерным является произрастание разных кустарниковых культур и травянистых растений.
  • В пустынях тропиков и субтропиков Африканского континента и Аравийского полуострова чаще всего встречаются не только кустарники и многолетние травы, но и представители суккулентных. Исключением являются солончаковые барханы, на которых вообще ничего не растет.
  • А вот субтропические пустынные зоны Австралии и Северной Америки, напротив, могут похвастаться довольно богатым растительным, а значит, и животным миром, насколько это возможно для такой местности.
  • На солончаке в умеренных поясах часто можно увидеть суккуленты и однолетние солянки. Обитают здесь преимущественно галофильные — живые организмы, способные приспосабливаться к соленой среде.

В целом же, условия существования в пустынях настолько суровы, что здесь можно встретить быстро передвигающиеся виды живых организмов, что обусловлено высокой температурой песчаной поверхности, постоянным риском расправы со стороны более крупных особей, а также необходимостью поиска воды для утоления жажды. Кроме того, у многих представителей местной фауны развиты роющие способности и соответствующие анатомические особенности, позволяющие погружаться глубоко в песок, сооружая таким образом некое подобие норы. Такая особенность позволяет мелким жителям пустыни укрываться от более крупных ее обитателей, и некоторые виды способны создавать целые подземные лабиринты.

Примечательно, что манера быстро передвигаться по пескам свойственна и пресмыкающимся, иначе они рискуют оказаться схваченными стервятниками и другими хищными птицами.

Во многом жизнь пустынных обитателей зависит и от их потребности во влаге, ведь если одни животные и птицы вынуждены все время искать источники, чувствуя жажду, то другие способны брать влагу из пищи или собственных жировых запасов (в качестве наглядного примера можно привести верблюдов), вследствие чего им не приходится столько времени проводить в пути, навлекая тем самым на себя дополнительную угрозу.

Схемы пищевых цепочек

Под пищевой цепочкой подразумевается взаимоотношение живых организмов в определенной природной среде, в которой, как правило, принимают участие как хищники, так и травоядные. И хоть пустынное сообщество в абсолютном большинстве случаев является довольно ограниченным в разнообразии видов и количестве их популяций, в этой области также существуют простые и сложные схемы таких взаимоотношений.

Средняя полоса, тропики и субтропики

Несмотря на то, что пустыня является очень жаркой зоной, ночью температура в ней может опускаться до критических отметок. Эти перепады также сильно усложняют существование жителей песков, в результате чего здесь остаются только самые выносливые. Это вовсе не означает, что борьба за жизнь в пустыне становится более ожесточенной, чем в самых густых джунглях, саванне, степи или на зеленых лугах, где наблюдается гораздо большее количество живых видов, что автоматически повышает их конкуренцию.

Как и в любой другой среде, пищевая цепочка в песчаных барханах представляет собой передачу энергии от одного вида к другому с постепенным ее уменьшением и окончательным рассеиванием в виде тепла. Сама схема редко когда состоит более, чем из пяти звеньев, представляя собой цепь «Растение — травоядное — плотоядное», притом что на самой верхней ступени может находиться человек.

Чтобы понять, как выглядит эта цепочка, вовсе не обязательно отправляться в научную экспедицию. Обычно такие схемы начинают составлять еще в средних классах, руководствуясь основными теоретическими моделями.

В качестве примера можно привести три классические цепочки из пустыни средней полосы:

Колючки. Ими привыкли питаться верблюды. В свою очередь, верблюд является потенциальной жертвой льва. Лев умирает и превращается в перегной, который является продуктом органического происхождения, питающего растительность, а в частности, колючки. Круг замкнулся. Саксаул (дерево семейства Амарантовых) — песчанка или любой другой мелкий грызун — ядовитая змея или паук — ястреб. Эта цепь состоит уже из четырех звеньев, показывая, что система обмена энергией может быть более сложной. Многолетняя трава — муравей — ящерица — лисица фенек — тигр. Приведенная цепочка является пятизвенной, но не конечной, ведь в итоге этот же лев может быть убит человеком, но не превратиться в перегной в процессе естественного разрушения, а пойти в промышленную переработку, что говорит об определенных особенностях современной экосистемы.

Естественно, существует огромное количество других примеров, которые к тому же можно составить самостоятельно и для наглядности нарисовать рисунок с расположенными по кругу участниками цепи, выполнив задание на все сто.

Родной край

На территории России также есть пустыни, причем как жаркие, так и холодные. Первые встречаются в восточной части Калмыцкой республики и на юге Астраханской области, тогда как вторые занимают всю прибрежную северную полосу, представляя собой огромное пространство на вечной мерзлоте, которое также обладает своей флорой и фауной.

Составить цепочку по первой схеме совсем несложно, ведь цепь питания в пустыне России в средней полосе может включать в себя довольно много разновидностей растений и животных. Хорошим тому примером является довольно простая схема, в которую входят многолетняя трава — жук-скарабей — ушастый еж.

Если же рассматривать арктическую пустыню, то и тут существует свое разнообразие, во многом обеспечиваемое непосредственной близостью океанских вод. И чаще всего речь идет о следующих схемах:

  • Водоросли в речных устьях, дельтах и поймах. Их с удовольствием поедает рачок, который входит в рацион рыбы. Эту рыбу может выловить белый медведь, если ему не удастся удачно поохотиться на тюленя или моржа.
  • В качестве альтернативы можно привести еще одну схему с участием некоторых перечисленных животных. Океанский планктон — камчатский краб — морж — белый медведь.

А так как белый медведь не брезгует птичьими яйцами, то в схему могут быть запросто включены пернатые, которые могут лакомиться тем же рачком или крабом. То есть возможные комбинации даже в суровых условиях Арктики могут достигать внушительного количества, не переставая называться биологическими цепочками.

–> –> –> –> –> –> –> –> –> –> –> Page title–> –> –> –> –> –> –> –> –> –> –> Главная сайта “Мир Животных” / Каталог животных / Млекопитающие (Плацентарные) / Отряд: Carnivora = Хищные / Семейство: Canidae = Волки / Род: Vulpes = Лисицы /

Отряд:Carnivora Bowdich, 1821 = Хищные

Семейство: Canidae Gray, 1821 = Волки (волчьи, собаки, собачьи, псовые)

Род: Vulpes Oken, 1816 = Лисицы

Вид: Vulpes corsac Linnaeus = Корсак, степная лисица

Читать дополнительно:Корсак (видовое описание)

Корсак Vulpes corsac (Carnivora, Canidae) на территории Украины.Боровик Е. М.

Впервые для Украины дается описание популяции корсака Vulpes corsac Linnaeus, 1768, насчитывающей в зависимости от сезона 10–25 особей. Эта единственная зарегистрированная популяция отмечена в непосредственной близости от отделения Луганского природного заповедника «Стрельцовская степь».

Выявлено, что лимитирующим фактором существования корсака является высота и плотность снежного покрова. В связи с сокращением подходящих для существования вида участков дальнейшие перспективы рас-пространения вида в Украине весьма неопределенны и он нуждается в незамедлительном включении в Красную книгу и проведении комплекса охранных мероприятий.

Лисица степная или коpсак (очерк1 по биоэкологии вида)

Корсак похож на обыкновенную лисицу, но заметно мельче (длина тела 50—60 см, хвоста — 25—35 см), с более крупными ушами и высокими ногами. Высота в плечах около 30 см. Вес — 4—6 кг. Морда короткая, сильно заостренная; скулы широкие; уши большие, широкие в основании, к концам приострённые.

Общая окраска светлая, серая или рыжевато-серая, встречаются оттенки красного; брюхо беловатое или жёлтоватое, кончик хвоста тёмно-бурый или чёрный, подбородок светлый. Выражен сезонный морфизм в длине меха: зимой мех длинный и пышный, летом — короткий и прилегающий. Зимой возле хребта у корсака заметен седой налёт.

От обыкновенной лисы корсак отличается тёмным концом хвоста, от афганской лисы — менее длинным хвостом и белой окраской подбородка и нижней губы.

Распространение: Корсак распространён в степях, полупустынях и отчасти в пустынях Юго-Восточной Европы и Азии наряду с рыжей лисицей. Корсак водится от северного Ирана, Казахстана, Афганистана и Средней Азии до Монголии и северо-восточного Китая.

В России встречается: на западе изредка доходит в районе Дона и на Северном Кавказе, на север — до Нижнего Поволжья, южной оконечности Урала, юга Западной Сибири; граница ареала огибает Алтай с запада и по северному склону Зайсанской котловины идет до государственной границы. Другой участок ареала в России — юг Забайкалья.

Корсак предпочитает холмистые местности с невысокой растительностью: полупустыни и сухие степи, зимой малоснежных или с уплотнённым снежным покровом. Реже встречается в лесостепной зоне и в пустынях, заходит в предгорья. Густой растительности, лесов и распаханных полей он избегает. Площадь индивидуального участка может достигать 35—40 км2; на нём имеется сеть нор, троп, места запахового мечения.

Живёт корсак в норах, что обусловлено его средой обитания — засушливыми районами с жаркими днями и холодными ночами летом и с суровыми зимами. В качестве жилья использует норы сурков, приспосабливает норы сусликов и больших песчанок, изредка занимает старые норы барсуков и лисиц. Самостоятельно норы роет редко. Иногда норы располагаются группами, но только одна из них является жилой. Нора корсака обычно неглубокая, длиной около 2,5 м и с несколькими входами.

Охотится корсак в одиночку, преимущественно в сумерках, но в неволе демонстрирует и дневную активность. Обладает хорошим обонянием, зрением и слухом. Охотясь, он медленно идёт или трусит против ветра и, почуяв добычу, скрадывает её либо стремится настичь. Человека подчас подпускает очень близко. Иногда, не имея возможности скрыться, затаивается, прикидываясь мёртвым, но при первой же возможности убегает.

Питается корсак, в основном, мелкими грызунами (полёвки, пеструшки, мыши, тушканчики), пресмыкающимися, насекомыми, птицами и их яйцами. Реже добывает сусликов, ежей, зайцев. При недостатке пищи ест падаль и всевозможные отбросы. Растительные корма почти не трогает. Подолгу может обходиться без воды. В зимнее время, из-за снижения количества пищи и трудностей, связанных с её поиском в глубоком снегу, численность корсаков может падать в десятки раз. Во многих районах корсаки по осени откочевывают к югу, иногда вслед за стадами сайгаков, которые вытаптывают снег и тем облегчают корсакам передвижение и охоту. Массовые миграции корсаков могут быть также вызваны степными пожарами, катастрофическим вымиранием грызунов и т. д. Во время таких миграций корсаки появляются далеко за пределами ареала и даже забегают в города.

Основные враги — волк и лисица. Волки охотятся на корсаков, которые, несмотря на способность развивать хорошую скорость (до 40—50 км/ч), скоро устают и сбавляют скорость. С другой стороны, корсаки часто подбирают останки сайгаков, джейранов и других животных, растерзанных волками. Что касается обычной лисицы, то она является основным пищевым конкурентом корсака.

Корсаки — моногамны; пары у них, по-видимому, сохраняются на всю жизнь. Гон наблюдается в январе — феврале, обычно по ночам, и сопровождается лаем самцов и стычками за молодых или «холостых» самок. Спаривание происходит в норе.

Продолжительность беременности, вероятно, равна 52—60 дням, так что детёныши появляются на свет в марте—апреле. В выводке бывает от 2 до 11—16 щенков, чаще всего 3—6. Новорожденные корсачата слепые, покрыты светло-бурым волосом. Их масса около 60 г, длина тела 13—14 см. Прозревают они на 14—16-й день; в месячном возрасте начинают есть мясо. В возрасте 4—5 месяцев достигают размеров взрослых особей и расселяются. Однако с наступлением холодов молодые корсаки вновь собираются вместе и зимуют в одной норе.

Половозрелость у корсаков наступает в возрасте 9—10 месяцев. Продолжительность жизни в природных условиях неизвестна; предположительно, до 6 лет.

Корсак является объектом пушного промысла (используется зимняя шкурка). Приносит пользу истреблением грызунов. Точные данные о численности корсака отсутствуют. К охраняемым видам он не относится. http://ru.wikipedia.org

Лисица степная или коpсак (очерк2 по биоэкологии вида)

Корсак, или степная лисица, водится в степях и полупустынях, иногда селится в пустыне или лесостепи. По душе ему прежде всего местность с невысокой растительностью. Подобно песцу степные лисицы не задерживаются подолгу на одном и том же месте, поэтому трудно оценить и поголовье этих животных, и зону их обитания. А обитает корсак на юге СНГ: в районе Дона, на Северном Кавказе, на берегах Каспийского моря, в Казахстане и республиках Средней Азии. (Кстати, в последние десятилетия корсаков на юге России и в Казахстане теснят лисы). Кроме того корсака можно встретить на севере Афганистана, в Монголии и северной части Китая.

Он несколько мельче песца, а вот уши у него заметно длиннее. Шерсть короткая и не очень густая. Летняя шубка окрашена в желто-серые, красновато-желто-серые или песчаные тона. Никаких контрастных вкраплений нет. Бока и живот корсака чуть светлее других частей тела. Зимняя шубка (мех ее ценится) – желтовато-серого цвета, с густой, мягкой и шелковистой шерстью; возле хребта животного в зимнюю пору заметен седой налет. Спина несколько темнее, чем бока; живот – беловатого цвета. Хвост пушистый, серо-бурый; сверху заметен черноватый налет; низ хвоста – светлый. Кончик его – темный, почти что черный. Отметим также, что у корсака довольно длинные ноги – по крайней мере это сразу бросается в глаза.

Меню нашего героя составляют мелкие грызуны (в особенности мыши-полевки), а также суслики ящерицы, птицы, насекомые и падаль. Зимой пищи встречается мало, поэтому в поисках ее корсак совершает далекие вылазки. Особенно трудно искать пищу в тех районах, где выпадает много снега. Поэтому зимой корсаки часто гибнут. После суровой зимы поголовье этих животных резко (подчас даже катастрофически) снижается. Случается, что всего за несколько лет численность степных лисиц в той или иной местности сокращается в 10, а то и в 100 раз. Нередко корсаки становятся добычей волков. Правда, корсак способен бегать почти так же быстро, как волк (40-50 км/час). Однако в отличие от волка он недолго выдерживает такой бурный темп. Уже через четверть часа он сбавляет скорость – и тогда волк настигает его. С другой стороны, волк невольно помогает корсакам трапезничать. Те подбирают останки сайгаков, джейранов и других животных, растерзанных волками. Что касается обыкновенной лисицы, то с ней корсаки заклятые враги; к тому же меню у них сходное, поэтому снежными зимами им приходится бороться друг с другом за пищу.

Живут корсаки в норах. Это легко понять, ведь они обитают в тех краях, где летом в дневное время очень жарко, а ночью – холодно; в тех краях, где зимой бушуют суровые метели. Поэтому поневоле приходится забиваться в какое-нибудь укрытие (лучше норы ничего не придумаешь). Нору себе корсак роет сам, хотя подчас не побрезгует и жилищем суслика или сурка только расширит ходы. На охоту корсак выбирается обычно в сумерки и лишь после рождения детенышей охотится также днем. Детеныши появляются на свет в марте-апреле. Беременность длится 52 дня. Рождается от 2 до 16 лисят (впрочем, чаще всего их бывает от 3 до 6). Оба родителя заботятся о малышах. Правда, папа живет отдельно от них, где-нибудь поблизости. Зачастую лисята не расстаются с матерью все лето и даже осенью все еще держатся вместе. Однако на охоту корсак выбирается в одиночку. Сообщения о том, что корсаки охотятся парами или стаями, по-видимому, ошибочны. Разве что, если поблизости обнаружится падаль, то тогда уж попировать соберется целая компания.

Корсаки издают такие же звуки, как песцы и лисицы. Когда животные воспитывают молодняк, то часто лают – так они остерегают своих детенышей. Кроме того корсаки скулят, визжат, тявкают и рычат.

Отличительной особенностью корсака являются широкие, заметно выдающиеся скулы. Количество зубов: 42. Длина туловища: 50-60 см. Длина хвоста: 25-35 см. Высота в холке: 28-30 см. Вес: около 4-6 кг. Половой диморфизм вроде бы отсутствует.

of your page –> Labrador Retrievers Labrador Retrievers Golden Retrievers Используемые источники:

Источник

Оцените статью
Всё о бурение