Натяжение цепи цепной передачи

5. Монтаж цепных передач

От качественного монтажа зависит надежность и долговечность работы цепной передачи. Излишнее натяжение цепи вызывает нагрузки, которые могут значительно превысить рабочее натяжение. Неточности монтажа приводят к распрессовке пластин цепи, возможно прокручивание валиков и втулок в проушинах пластин, увеличение износа шарниров цепи и зубьев звездочек.

Чрезмерное провисание (f более 0,1α) холостой ветви, может вызвать соскакивание цепи со звездочек. Цепь, устанавливаемая на звездочках, должна быть отрегулирована на натяжение.

Натяжение считается нормальным, если при межцентровом расстоянии звездочек α =1000 мм стрела провисания ведомой цепи составляет f=40±10 мм при приложении силы 160±10 Н. При увеличении или уменьшении межцентрового расстояния на каждые 100мм стрела провисания соответственно увеличивается или уменьшается на 4±1 мм. Для наклонных передач более 45° принимается нижняя граница указанных величин.

При монтаже цепной передачи: непараллельность валов и смещение венцов звездочек (отклонение от плоскостности) не более 0,2 мм на каждые 100 мм длины. Звездочки цепных передач по радиальному и осевому биению должны отвечать требованиям ГОСТ 591—89, ГОСТ 592-82: радиальное биение звездочек не более 0,3 мм.

На монтажном чертеже в курсовом проекте должны быть перечислены требования к монтажу цепной передачи:

Радиальное биение звездочек на валах

Неплоскостность звездочек (0,15 мм на каждые 100 мм межосевого расстояния)

Допуск на межосевое расстояние

Допускаемая величина стрелы провисания

6. Способы натяжения цепей.

1. Перемещение опор ведущей звездочки (наиболее распространено) с помощью винтового натяжного устройства

2. Удаление двух звеньев (обязательно четное число т.к. цепь имеет замок) применяется при сильном вытягивании нерегулируемой цепи

3. Натяжная дополнительная подпружиненная звездочка.

4. Дополнительная плавающая звездочка.

Звёздочка из эластичного материала вставляется между ветвями цепи.

Смазка цепных передач.

Наиболее распространенная – периодическая смазка, применяется в основном для тихоходных передач при скоростях до 1,5 м/с, для смазки используются: литол, консталин (цилиндровое масло, загущенное натриевыми мылами жирных кислот касторового масла). Смазка осуществляется погружением демонтированной цепи в нагретое масло для лучшего проникновения смазки внутрь шарниров. Картерная смазка применяется реже, только для скоростных передач (масло – индустриальное 20, 30, 50). Капельная смазка — при скорости до 7,5 м/с, в масляной ванне — при скорости до 12 м/с, циркуляционная смазка — при скорости свыше 12 м/с.

Неравномерность движения и колебания цепи.

Скорость цепи на прохождении одного шага изменяется по косинусоидальному закону пропорционально радиусу — вектору.

( ).

Это изменение тем больше, чем крупнее шаг цепи. Изменение скорости (ускорение) создает силы инерции и связанные с ними поперечные колебания ветвей цепи и удары шарниров цепи о зубья звездочки. Колебания и удары в свою очередь также вызывают дополнительные динамические нагрузки. спо­собствующие износу шарниров и шуму. Для уменьшения влияния этого явления следует стремиться применять, по возможности, мелкозвенчатые цепи (в том числе двухрядные и многорядные). При равных тяговых способностях зубчатые цепи имеют гораздо меньший шаг и поэтому работают более спокойно и бесшумно. При большинстве режимов работы цепных передач резонансные колебания не наблюдаются, так как частота возмущающих импульсов больше частоты собственных колебаний. Кроме того, амплитуды колебаний уменьшаются вследствие демпфирующих свойств цепи.

Для приближенной оценки критической частоты вращения можно использовать формулу

где F1 — натяжение ведущей ветви

q — масса 1 м длины цепи, кг/м;

Число зубьев ведущей звездочки z1

Предельные частоты вращения ведущей звездочки n1пред, мин -1 , при шаге цепи t, мм

Источник

8.2. Натяжение цепей

Цепь при зацепление со звездочками должна иметь некоторое натяжение. В горизонтальных и наклонных передачах зацепление обеспечивается начальным натяжением от силы тяжести (собственного веса) цепи. Оптимальное натяжение устанавливают по стреле провисания:

-для передачи с углом наклона до 45° к горизонту f≈0,02a;

-для передачи с большим углом и, близких к вертикальным, f≈(0,01…0,015)a.

При работе передачи, вследствие неизбежного износа шарниров, цепь удлиняется, стрела провисания увеличивается, при большом провисании происходит захлестывание и пробуксовка цепи с последующим ее сходом со звездочек.

Поэтому для сохранения предварительного натяжения и провисания цепи в процессе эксплуатации, необходимо периодически проводить регулировку или поднастройку натяжения. Она осуществляется либо перемещением вала одной из звездочек, либо с помощью устройств, имеющих натяжные или оттяжные звездочки или гладкие ролики.

Натяжные звездочки и ролики обычно устанавливают на ведомой ветви цепи в месте ее наибольшего провисания, причем ролики имеют преимущественное применение в передачах вертикахных или, близких к ним. Число зубьев регулирующей звездочки рекомендуется принимать не менее числа зубьев малой (ведущей) звездочки передачи.

Натяжные устройства любой конструкции должны, по возможности, компенсировать удлинение цепи в пределах двух звеньев с последующим их удалением в случае большего удлинения цепи.

Существуют передачи и без применения натяжных устройств. Необходимое начальное провисание ветвей цепи этих передач обеспечивают при их монтаже уменьшением межосевого расстояния на величину (0,002-0,004)·a. В дальнейшем, при эксплуатации передачи, необходимое провисание обеспечивают удаление одного или нескольких звеньев цепи по мере износа ее шарниров.

Следует отметить, что натяжением цепей регулируемых и нерегулируемых передач не компенсируется увеличение шага, возникающего из-за износа шарниров.

Со временем шаг увеличивается настолько, что цепь теряет способность к правильному зацеплению со звездочками и соскакивают с них. Увеличение среднего шага цепи по условию ее зацепления со звездочками допускается до трех процентов. Ресурс роликовых цепей в этом случае при оптимальных условиях эксплуатация составляет около 10 тыс. часов, и зависит, в первую очередь, от эффективности смазвапния цепи.

8.3. Расчет цепной передачи между электродвигателем и стойкой

— частота вращения ведущей звездочки n1=1000 об/мин;

— мощность, передаваемая ведущей звездочке P=4 кВт;

— вращающий момент на валу ведущей звездочки М=40 Нм.

Две соединенные между собой стойки схематично изображены на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Схематичное изображение пары стоек подъемника

5 – Цепная передача между электромотором и правой стойкой;

6 – Цепная передача между правой и левой стойками;

7 – цпорно-радиальный подшипник.

8.3.1. Выбор типа цепи

В приводах общего назначения наибольшее применение получили приводные роликовые цепи типа ПР или 2ПР. Во всех случаях предпочтение отдается однорядным роликовым цепям ПР. Исключение составляют быстроходные цепи в передачах, расположенных между двигателем и редуктором, шаг которых лимитируется предельно допустимой частотой вращения меньшей звездочки, а также цепи тихоходных передач при вращающем моменте на валу ведущей звездочки свыше 1500 Нм.

Применение трехрядных (3ПР) и четырехрядных (4ПР) приводных роликовых цепей возможно при эффективной смазке в герметичном корпусе и высокой точности изготовления звездочек. Однако стоимость таких передач резко возрастает.

При передаче больших нагрузок (свыше 2000 Нм), с реверсированием или частыми ударами и скорости до 5 м/с оправдано применение роликовых цепей типа ПРИ.

Источник

Натяжение и смазывание цепи. КПД цепных передач

Натяжение цепи.По мере изнашивания шарниров цепь вытягивает­ся, стрела провисания f ведомой ветви увеличивается (см. рис. 26.8), что вызывает захлестывание звездочки цепью. Для передач с углом Θ е При Θ > 60′ на ведомую ветвь в местах наибольшего провисания цепи устанавливают оттяжную звездочку.

Диаметр оттяжной звездочки выполняют больше диаметра мень­шей звездочки передачи, она должна входить в зацепление не менее чем с тремя звеньями цепи.

4. Поскольку цепь в поперечном сечении не обладает гибкостью,! 8 валы цепной передачи должны быть параллельными, а звездочки установ­лены в одной плоскости.

5. Применение трех- и четырехрядных цепей нежелательно, так как они дороги и требуют повышенной точности изготовления звездо­чек и монтажа передачи.

1. Каковы достоинства и недостатки цепных передач по сравнению с ременными? Где применяют цепные передачи?

2. Какова конструкция роликовой и втулочной цепей?

3. В каких случаях применяют многорядные роликовые цепи?

4. Почему при высоких скоростях рекомендуется применять цепи с малым шагом?

5. Чем вызвана неравномерность движения приводных цепей и почему она возра­стает с увеличением шага?

6. Чем обусловлены ограничения минимального числа зубьев малой звездочки и мак­симального числа зубьев большой звездочки?

7. Почему при определении длины цепи рекомендуется принимать четное число звеньев цепи?

8. Что является основным критерием работоспособности цепных передач? Как про­водится проверка цепи по этому критерию?

9. Что такое коэффициент эксплуатации, от чего он зависит?

10.Чем вызвана необходимость в применении натяжных устройств в цепных пере­дачах? Каковы способы натяжения цепи?

11.Какие способы смазывания применяют в цепных передачах?

Дата добавления: 2020-05-20 ; просмотров: 384 ;

Источник

Читать так же:  Цепи противоскольжения зил 131
Оцените статью
Всё о бурение