Меняем успокоитель цепи ваз 2106

Самостоятельно меняем успокоитель цепи ГРМ на ВАЗ 2106

Если владелец ВАЗ 2106 вдруг во время движения начинает слышать странный скрежет из-под капота, это не сулит ничего хорошего. Причин появления странных шумов много, но наиболее вероятная проблема — изношенный демпфер цепи ГРМ. Давайте узнаем, можно ли поменять это устройство своими руками и что для этого нужно.

Назначение успокоителя цепи ГРМ на ВАЗ 2106

Назначение успокоителя цепи ГРМ легко догадаться из названия. Задача этого приспособления — не допустить слишком сильного колебания цепи ГРМ, так как при сильных вибрациях цепь ГРМ может слететь с направляющих колес. Возможен и второй вариант: цепь, основательно разболтавшись без успокоителя, просто порвется.

Если успокоитель не будет сдерживать колебания цепи ГРМ, цепь неизбежно оборвётся

Как правило, обрыв цепи ГРМ возникает, когда частота вращения коленчатого вала достигает максимальных значений. В такой ситуации водитель просто не успевает среагировать на обрыв цепи и вовремя заглушить двигатель. Все происходит мгновенно. В результате повреждаются клапана и поршни двигателя, и устранить такие повреждения удается далеко не всегда.

После обрыва цепи ГРМ в первую очередь страдают клапаны. Восстановить их удаётся далеко не всегда

Иногда дела идут настолько плохо, что проще купить новую машину, чем возиться с восстановлением старой. Именно по этой причине необходимо тщательно следить за состоянием успокоителя цепи ГРМ.

Читать так же:  Расчет трехфазной цепи постоянного тока

Устройство успокоителя цепи ГРМ

Успокоитель цепи ГРМ — это металлическая пластина из высокопрочной стали. На пластине имеется пара крепёжных проушин с отверстиями для болтов.

Успокоители цепи на «классике» всегда выполнены из высокопрочной стали и могут служить годами

Рядом с демпфером находится другая часть этой системы — башмак натяжителя. Это изогнутая пластина, непосредственно контактирующая с цепью ГРМ. Для предотвращения преждевременного износа поверхность обуви покрыта прочным полимерным материалом.

Вторая часть системы успокоения цепи ГРМ — башмак натяжителя. Без неё успокоитель цепи не будет работать

Демпфер цепи расположен с правой стороны двигателя, под крышкой ГРМ, между шестернями коленчатого вала и зубчатым валом. Поэтому для замены демпфера автовладелец должен снять крышку ГРМ и немного ослабить цепь.

Принцип работы успокоителя цепи ГРМ

Как только владелец ВАЗ 2106 запускает двигатель своего автомобиля, коленчатый вал и вал ГРМ начинают вращаться. Однако эти валы не всегда начинают вращаться одновременно. Шестерни валов соединены цепью ГРМ, которая со временем начинает немного провисать из-за естественного износа. Кроме того, со временем изнашиваются и зубья на шестернях осей, что только увеличивает провисание.

Из-за износа зубцов на звёздочке ГРМ цепь провисает сильнее, и в конце концов может оборваться

В результате возникает ситуация, когда коленчатый вал уже успел провернуться на четверть оборота, а вал ГРМ только начал вращаться. В такой ситуации прогиб цепи ГРМ резко увеличивается, и для устранения этого прогиба к работе подключается гидронатяжитель.

С одной стороны находится башмак натяжителя, а с другой — успокоитель, являющийся второй частью системы успокоения

Башмак прикручен к масляному штуцеру, который, в свою очередь, соединяется с маслопроводом с датчиком давления масла. Как только цепь опускается, датчик фиксирует резкое снижение давления масла в магистрали, после чего в магистраль подается дополнительная порция смазки. Под давлением натяжной башмак вытягивается и давит на цепь привода ГРМ, тем самым компенсируя возникающий пиление.

Все это происходит очень внезапно, и в результате цепь ГРМ начинает сильно раскачиваться, причем не со стороны натяжного башмака (наверное там цепь прижата), а с противоположной стороны. Для гашения этих колебаний используется еще одно устройство – демпфер цепи ГРМ. В отличие от башмака натяжителя, в демпфере нет движущихся частей. По сути, это пластина из высокопрочной стали, о которую ударяется цепь ГРМ после ее прижатия натяжным башмаком. Но если в этой системе нет демпфера, зубья валов и цепь ГРМ будут изнашиваться гораздо быстрее, что неминуемо приведет к полному выходу двигателя из строя.

Признаки износа успокоителя цепи ГРМ

Существует ряд вполне конкретных признаков, при появлении которых владельцу ВАЗ 2106 следует насторожиться. Вот они:

  • Сразу после запуска двигателя из-под капота доносится громкий хлопок. Их лучше всего слышно при холодном двигателе. Но в целом громкость этих ударов напрямую зависит от степени перепиливания цепи ГРМ: чем сильнее расшатывается цепь, тем меньше на нее действует демпфер, и тем громче удары;
  • Пропадание мощности, происходящее сразу после начала поездки. Это связано с износом демпфера. Износ приводит к несинхронному вращению вала ГРМ и коленчатого вала, что приводит к выходу из строя цилиндров. Эти неисправности вызывают заметные перебои в подаче электроэнергии и плохую реакцию автомобиля на нажатие педали акселератора.

Причины поломки успокоителя

Успокоитель цепи ГРМ, как и любая другая деталь двигателя, может выйти из строя. Вот основные причины, по которым это происходит:

  • ослабьте крепления. Направляющая цепи работает при очень динамичных знакопеременных нагрузках: цепь все время ударяет по ней. В результате болты, на которых держится заслонка, начинают потихоньку ослабевать, заслонка начинает все больше и больше болтаться, и при очередном взмахе цепи болты крепления просто рвутся; Крепежные болты на затворе синхронизации могут со временем ослабнуть и сломаться
    Крепёжные болты на успокоителе ГРМ со временем могут ослабнуть и сломаться
  • усталостная недостаточность. Как упоминалось выше, пластина демпфера подвергается сильным ударным нагрузкам. Это идеальные условия для усталостного разрушения металла. В какой-то момент на поверхности демпфера появляется микротрещина, которую невозможно увидеть невооруженным глазом. Эта трещина может оставаться стабильной годами, но однажды, когда цепь снова ударяется о гаситель, она начинает расползаться, и скорость ее распространения в металле превышает скорость звука. В результате мгновенно ломается демпфер, и двигатель ВАЗ 2106 моментально блокируется. Демпфер цепи ГРМ сломался из-за внутренних усталостных напряжений
    Успокоитель цепи ГРМ сломался из-за внутренних усталостных напряжений

Замена успокоителя цепи ГРМ на ВАЗ 2106

Прежде чем описать последовательность замены успокоителя цепи ГРМ на ВАЗ 2106, давайте определимся с расходными материалами и инструментом. Вот что нам понадобится для работы:

  • комплект накидных ключей;
  • комплект рожковых ключей;
  • плоская отвёртка;
  • отрезок стальной проволоки диаметром 2 мм и длиной 30 см;
  • новый успокоитель цепи ГРМ для ВАЗ 2106 (в настоящий момент его стоимость составляет около 400 рублей).

Последовательность операций

Сразу следует отметить, что перед началом работы с заслонкой водитель должен снять воздушный фильтр ВАЗ 2106, который удерживается на месте четырьмя болтами крепления. Откручиваются они ключом на 12. Без этой первоначальной операции до заслонки не добраться.

  1. После снятия фильтра открывается доступ к ГБЦ. Он закрыт крышкой, которую необходимо снять (удобнее всего это сделать с помощью 14-контактного разъема с трещоткой).
  2. Натяжитель цепи ГРМ в наличии. Он крепится к корпусу ГРМ накидной гайкой, которую следует ослабить ключом на 13. Накидную гайку ГРМ удобнее всего откручивать ключом на 13
    Колпачковую гайку ГРМ удобнее всего ослаблять накидным ключом на 13
  3. Используйте отвертку с плоским лезвием и осторожно подденьте башмак натяжителя. Отвертка, используемая для извлечения башмака ГРМ, должна быть длинной, но тонкой
    Отвёртка, применяемая для отжатия башмака ГРМ, должна быть длинной, но при этом тонкой
  4. Теперь, удерживая башмак в отжатом состоянии, необходимо затянуть ранее ослабленную колпачковую гайку на натяжителе.
  5. Из куска стальной проволоки следует сделать небольшой крючок. Этот крючок зацепляется за верхнюю проушину направляющей цепи привода ГРМ. Проволочный крючок аккуратно зацепляется за верхнюю проушину направляющей
    Проволочный крючок аккуратно зацепляется за верхнюю проушину успокоителя
  6. Теперь откручена пара болтов крепления демпфера (при откручивании этих болтов демпфер надо держать крюком, чтобы он не упал в двигатель) У демпфера всего два болта крепления, но он не так просто до них добраться ключом
    Крепёжных болтов у успокоителя всего два, но дотянуться до них ключом не так-то просто
  7. После того, как вы открутили крепежные болты, необходимо с помощью накидного ключа провернуть вал ГРМ по часовой стрелке. Когда вал прошел около четверти оборота, следует осторожно вытянуть изношенный демпфер из двигателя с помощью проволочного крюка.Чтобы снять демпфер цепи ГРМ, вал ГРМ необходимо повернуть на четверть оборота
    Чтобы извлечь успокоитель цепи ГРМ, вал ГРМ придётся провернуть ключом на четверть оборота
  8. Старый успокоитель заменяется новым, после чего производится обратная сборка системы ГРМ.

Видео: меняем успокоитель цепи ГРМ на «классике»

Итак, замена демпфера цепи ГРМ на ВАЗ 2106 не является сложной задачей, даже начинающий автолюбитель может обойтись без помощи квалифицированного автослесаря, сэкономив до 900 рублей. Именно столько стоит в среднем замена амортизатора в автосервисе.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение