Механизм тормоза цепи бензопилы

Зачем нужен тормоз на бензопиле: виды, конструкция, принцип работы и ремонт

Бензопила относится к категории инструментов повышенной опасности. Несоблюдение требований техники безопасности может привести к получению пильщиком тяжелых травм. Именно поэтому при работе бензопилой, необходимо пользоваться специальной защитной экипировкой. Кроме того, конструкцией инструмента предусмотрен такой механизм, который называется тормозом. Основная его задача заключается в том, чтобы обеспечить мгновенную остановку перемещающейся цепи. Это делается для того, чтобы не допустить получения травм пильщиком. Тормоз бензопилы имеет простую конструкцию, но при этом достаточно надежную. Именно о том, какие виды механизмов бывают, чем они отличаются, как работают и особенности устранения их поломок, рассмотрим более детально.

Виды тормозных механизмов на бензопилах

Принцип работы тормозных механизмов на бензопилах всех производителей является идентичным. Отличия могут быть в конструкции, а точнее типе используемых деталей. Основные элементы, из которых состоит тормоза: подвижная рукоятка (экран) и зажимная скоба (лента). Ниже на фото показаны эти элементы в конструкции.

Тормоз цепи бензопилы подразделяют на два вида в зависимости от принципа срабатывания. Он бывает:

  1. Контактный — срабатывает он после умышленного воздействия на рукоятку рукой пильщика. Смещение ее вперед способствует тому, что зажимная скоба (лента) воздействует на вращающуюся муфту, обеспечивая ее остановку. Вместе с муфтой останавливается ведущая звездочка, и цепь соответственно. Используется контактный способ остановки цепи бензопилы умышленно, когда необходимо передать инструмент другому человеку (не глуша при этом мотор), или в случае необходимости поправления бревен при их распиливании.
  2. Инерционный — он срабатывает в отличие от контактного метода автоматически. Ситуация, провоцирующая необходимость срабатывания тормоза — обратный удар, при котором бензопилу отбрасывает обратно (то есть к пильщику) или в сторону. При таком эффекте также включается тормоз. Причем его срабатывание осуществляется за счет инерционного груза (находится в теле рычага), приводящего в движение курок.
Читать так же:  Что такое неразветвленная цепь постоянного тока

Примитивная конструкция тормозного механизма является достаточно надежной и эффективной, что подтверждают многочисленные исследования.

Конструкция и принцип функционирования тормоза цепи бензопилы

Для начала вернемся к конструкции механизма, и изучим его более детально. На бензопилах марки Штиль 180 используется тормоз, который имеет следующее устройство, как на фото ниже.

На фото ниже показан тормоз, который используется на бензопилах производителя Хускварна 240 и других.

Составляющими элементами устройства, характерными для бензопил Штиль, являются следующие детали:

  1. Тормозная лента — 10.
  2. Пружина растяжения или тормоза – 13.
  3. Рычаг тормозной ленты — 4.
  4. Крышка – 18.

В списке представлены основные детали, а полная конструкция тормозного механизма изображена на схеме ниже.

И также рассмотрим конструкцию тормозного механизма бензопил Хускварна. Кстати, именно этот вариант устройств получил большее распространение по сравнению с предыдущим, и применяется на большинстве бензопил других производителей (в том числе и на китайских бензопилах). Он состоит из следующих элементов:

  1. Тормозная лента — 14.
  2. Колено тормоза – 4 (состоит из курка и рычага скольжения).
  3. Возвратная пружина – 13.
  4. Пружина – 5.
  5. Крышка – 16.

Теперь можно поговорить о том, как же работают эти механизмы. Принцип у них одинаковый, поэтому рассмотрим особенности функционирования в общем.

  1. В обычном положении рукоятка тормоза или экран зафиксирована возвратной пружиной 13 на схеме выше.
  2. Когда срабатывает экран (рукоять перемещается вперед), происходит перемещение курка.
  3. В нормальном положении курок сжимает пружину, а при срабатывании разжимает ее, фиксируя стопорной защелкой или фиксатором.
  4. Внутри разжатой пружины находится рычаг скольжения, соединенный с лентой. При его перемещении осуществляется уменьшение в диаметре ленты, что приводит к зажатию барабана сцепления. При этом барабан, соединенный с ведущей звездой, останавливается, и прекращает перемещаться цепь.
  5. Коленчатый вал при этом продолжает вращаться, и двигатель не глохнет.

Ниже предлагается фото внутреннего устройства тормоза бензопилы. На нем видны основные составные элементы механизма.

Аналогичным образом работает и механизм, который используется на бензопилах марки Штиль. При воздействии на рукоятку (экран), происходит перемещение тормозного колена, один конец которого соединен с лентой, а второй с фиксирующей пружиной. Воздействие на ленту приводит к уменьшению ее диаметра и, следовательно, происходит торможение барабана. Цепь останавливается мгновенно.

Имея представление о том, как работают тормозные механизмы разных конструкций на бензопилах, не составит труда произвести диагностику, и определить наличие неисправностей.

Что значит неправильная эксплуатация и особенности ремонта тормоза цепи бензопилы

Знаете ли вы, что тормоз бензопилы является достаточно надежным устройством. Однако и этот механизм нередко выходит из строя. Основные причины выхода деталей из строя следующие:

  1. Низкое качество.
  2. Естественная выработка.
  3. Неправильная эксплуатация.

Если с первыми двумя пунктами все предельно понятно, то вот третьему необходимо уделить особое внимание. Тормоз цепи бензопилы можно эксплуатировать неправильно, и это действительно так. Многие пильщики допускают грубейшую ошибку. При включении тормоза, они начинают газовать, чего делать категорически нельзя. Ведь такие действия приводят к тому, что на ленту воздействуют значительные усилия. Ведь при прогазовывании барабан посредством муфты стремится провернуться. Пружина не позволяет этого сделать, но если продолжить газовать, то не исключено, что она попросту может лопнуть, что приведет к выходу механизма из строя. Кроме того, что выходит из строя лента тормоза, изнашивается и барабан (образуется характерный буртик). Если длительное время газовать на тормозе, то может оплавиться даже крышка. Соответствующий дефект показан на фото ниже.

Не всегда вышеописанные действия происходят умышленно. Иногда при распиливании древесины срабатывает тормоз автоматически, но пильщик этого не замечает, и забывает о нем. Пытаясь восстановить подвижность цепи, он вручную дергает ее. Категорически противопоказано газовать бензопилой, если включен тормоз. Использовать тормоз можно только на холостом ходу.

Если в ходе эксплуатации бензопилы происходит выход из строя тормоза, то следует обязательно восстановить его исправность. Эксплуатация инструмента без этого элемента противопоказана. Однако некоторые пильщики прибегают к следующим способам решения проблемы в виде выхода из строя тормоза на бензопиле:

  1. Удаление дефектной зажимной скобы, которая мешает нормальному функционированию бензопилы. Далее инструмент используется без тормоза. Это крайне опасно даже для опытных пильщиков, не говоря уже о новичках.
  2. Вместо дефектной ленты устанавливается аналогичная деталь от стартера или других устройств. Однако самодельные изделия не способны обеспечить необходимой надежности, поэтому прибегать к такому методу также не рекомендуется.

Запчасти для ремонта тормоза бензопилы имеются в продаже. Они подбираются по модели инструмента или по соответствию в зависимости от размеров. Для этого возьмите неисправную деталь с собой в магазин. Замена вышедших из строя деталей не вызывает трудностей. В процессе ремонта могут возникнуть лишь некоторые трудности, а именно:

  • понадобится переключить курок, что требуется для отвода привода. Для реализации процесса рекомендуется сделать ключ, представленный на фото ниже. Это обычный баллонный ключ, у которого вырезаны части граней.
  • для установки пружины понадобится плоская отвертка с большим жалом.

Имея представление не только о принципе работе, но и конструкции тормоза бензопилы, можно обеспечить его правильное применение. Не забывайте о том, что этот механизм служит для того, чтобы безопасно транспортировать работающую бензопилу. Не пренебрегайте рекомендациями, и тормозной механизм вашего инструмента будет служить долго и эффективно.

Источник

Устройство бензопилы: основные механизмы, узлы инструмента

Бензопила (мотопила) значительно облегчает заготовку древесины, валку и раскряжевку деревьев, уход за садовым участком, строительные работы.

Несмотря на многочисленность производителей (STIHL, Foresta, Makita, Чемпион и др.) и виды (любительские, профессиональные, полупрофессиональные), у всех инструментов схожая конструкция и принцип действия. Их отличия состоят лишь в качественных характеристиках.

Длительный срок эксплуатации обусловлен простым строением инструмента, а его обслуживание доступно даже неопытному человеку.

Перечень основных деталей бензопил

Любая бензиновая пила состоит из следующих основных деталей:

задней рукоятки – опоры, позволяющей удерживать человеку инструмент. Благодаря располагающемуся на ней курку газа открывается дроссельная заслонка;

топливного бака – емкости для залития приготовленной топливной бензо-масляной смеси, предназначенной для работы двухтактных двигателей;

системы зажигания — необходимой для своевременного воспламенения горючего в цилиндре путем создания электрического разряда, пробивающего пространство между электродами свечей;

ручки стартера – позволяющей запустить двигатель внутреннего сгорания в ручном режиме. Для запуска мотора необходимо, чтобы коленчатый вал, соединенный со стартером, совершил несколько оборотов;

масляного бака – емкости для залития цепного масла, предназначенного для смазки режущей части механизма (цепь, шина, звездочки);

передней рукоятки – главной ручки для удержания инструмента в процессе работы;

тормоза цепи – блокиратора, для моментальной остановки цепи при неконтролируемом, резком движении инструмента назад, чреватого для оператора серьезными увечьями;

направляющей шины (пильного полотна) – неподвижного направляющего полотна, по которому движется цепь;

пильной цепи – главного элемента, обеспечивающего полноценную работу инструмента.

Ознакомление с основными составляющими бензопилы и их функциональными особенностями необходимо для новичков перед началом работ. Как правило, все технические неполадки обусловлены поломками внутренних механизмов.

Работа бензопилы: общие принципы

Бензопилы (мотопилы) – ручные цепные пилы, снабженные двигателем внутреннего сгорания. По своей сути – это вращающиеся цепи, на поверхности которых располагаются режущие зубья, имеющие специфическую форму.

От расположение зубьев, цепи мотопил разделяют на:

полного комплекта – с разделением режущих зубьев двумя приводными звеньями;

полного пропуска – режущие зубья чередуются с тремя приводными звеньями.

Частое расположение зубьев позволяет делать срезы более гладкими и аккуратными. При этом требуется большая приводная мощность из-за увеличения трения между режущей частью инструмента и обрабатываемым материалом.

При соприкосновении зубьев инструмента с обрабатываемой поверхностью происходит перерезка волокон дерева.

В зависимости от мощности двигателя, цепь вращается с большей или меньшей скоростью. При более быстром вращении появляются чистые и быстрые срезы. Крутящим моментом двигателя определяется возможность распила твердых пород дерева. Для работы с толстыми бревнами необходим мощный двигатель и длинная цепь.

Подетальное устройство и принцип работы бензопилы

Перед началом применения инструмента, следует ознакомиться с устройством и принципом работы наиболее важных деталей.

Стартер

Стартер относится к важнейшим узлам мотопил, от которого зависит скорость запуска мотора с последующей эксплуатацией инструмента при любой погоде. Это катушка с рукояткой, тросик и каркас с возвратной пружиной. Все элементы закрыты защитной крышкой.

Узел начинает функционировать, когда натягивается веревка (оператору необходимо дернуть шнур). Выдергивание ручки раскручивает маховик, что приводит к началу работы коленчатого вала и запуску мотора.

При отпускании ручки натяжение снижается, и стартер возвращается в прежнее положение посредством возвратной пружины.

Чтобы запустить двигатель, необходимо вытягивать запускающий тросик уверенными, резкими и неоднократными движениями. Обычно необходимо совершить 3-4 рывка.

Чтобы облегчить и ускорить процедуру в современных бензопилах предусмотрены вспомогательные элементы. Это воздушная заслонка для обогащения топливной смеси, декомпрессионный клапан для снижения давления и облегчения прокрутки вала. Некоторые модели оснащены дополнительной пружиной, которая продолжает вращаться даже при целиком вытянутом тросике.

Система зажигания

Система зажигания мотопил – элементы, предназначенные для своевременного воспламенения горючего в цилиндре посредством генерации электрического разряда. Без нее невозможна полноценная, эффективная и длительная работа инструмента.

маховика (маховичного генератора) с магнитами;

модуля зажигания (коммутатора), состоящего из электронной платы;

высоковольтного провода – специального кабеля, по которому передается высокое напряжение к свече;

свечи зажигания – расходной детали, участвующей в создании искры.

Вращение маховика приводит к возникновению электродвижущей силы (напряжения), которую усиливает электронная плата. Затем, посредством высоковольтного провода происходит передача электрического импульса на свечу. Результат данного процесса – создание искры, необходимой для воспламенения топливной смеси.

Ранее бензиновые пилы производились с контактной системой зажигания, предусматривающей наличие размыкающихся контактов. В задачу пользователя входила их периодическая чистка и регулирование зазоров между деталями. Современные модели инструментов оснащены бесконтактными электронными системами, которые не требуют подобных действий.

Топливная система

Топливная система встроена непосредственно в бензопилу. В ней хранится горючее, также она необходима для фильтрации и удобной подачи топлива. Состоит из:

топливопровода (шланга) через который поступает бензино-масляная смесь к карбюратору;

Чем больше мощность двигателя инструмента, тем объемнее его бензобак. При этом производство емкостей с объемами от 0,8 л нецелесообразно. Они значительно увеличивают вес изделия, что затрудняет работу. Полная заправка позволяет использовать бензиновую пилу в течение 45-50 мин. Максимальная нагрузка (толстые бревна и пр.) требует более частой дозаправки.

Функция сапуна – нормализация давления в баке путем предупреждения создания вакуума, препятствующего вытеканию топлива. Небольшой клапан играет важную роль для исправной работы инструмента. Если отверстие засорено, закачка топливной смеси и запуск инструмента невозможны. Его очистка не требует помощи специалистов и может производиться непосредственно пользователем.

Перед попаданием в карбюратор, топливная смесь очищается от частиц грязи и ржавчины посредством фильтра, который подключен к шлангу. Деталь внешним видом напоминает бочонок цилиндрической формы и со временем может засоряться. Фильтрующий элемент чистят или меняют на новый. При интенсивном использовании пилы, замена производится каждые 3-4 месяца.

Карбюратор

Карбюратор – узел, в котором подготавливается легковоспламеняемый состав из подаваемого топлива и входящего воздуха. Отвечает за количество оборотов двигателя и расход топлива. Состоит из:

трубки для порционной подачи воздуха посредством открытия, закрытия заслонки;

диффузора – через него происходит подача топлива, а также ускорение воздушного потока;

распылителя – впрыскивает топливо в воздушный поток;

поплавковой камеры – полости, поддерживающей горючую смесь на одном уровне.

В процессе работы мотопилы происходит открытие заслонки карбюраторного узла, прохождение воздуха в трубку и активация поплавковой системы. По мере прохождение воздуха через диффузор он смешивается с топливом и распыляется. Затем, по впускному каналу, полученная смесь направляется в цилиндро-поршневую группу.

На мотопилах устанавливаются мембранные карбюраторные узлы, в функцию которых входит не только подготовка легковоспламеняющего состава, но и самостоятельная закачка бензино-масляной смеси из бака посредством мембраны (насос).

Конструкция имеет литой корпус с 2-3 регулировочными винтами, позволяющими настроить обороты и подачу топлива.

Некоторые модели карбюраторов оснащены ручными насосами (праймерами). С данным подкачивающим устройством бензопилы заводятся быстрее и легче.

Двигатель

Практически во всех бензопилах устанавливаются двухтактные двигатели внутреннего сгорания.

Место расположения двигателя – задняя часть инструмента. Он состоит из:

цилиндра – корпуса с круглым отверстием для перемещения поршня. Именно в нем происходит преобразование энергии сгорания топлива в энергию движения, необходимую для вращения коленчатого вала;

поршня – детали, которая при движении вверх, вниз перемещает коленчатый вал;

шатуна – соединяющего коленвал с поршнем;

коленчатого вала – детали, необходимой для создания полезной работы.

Функция двигателя внутреннего сгорания заключается в преобразовании теплоты сгорания топлива в механическую работу. В ходе одного рабочего цикла: цилиндр заполняется топливной смесью, которая сжимается и воспламеняется. Далее расширяются газы с последующей очисткой от них цилиндра.

Под тактом в работе двигателя понимается движения поршня в одном направлении. За время одного оборота коленвала совершатся два такта.

В некоторых моделях двигатели отличаются внушительными показателями скорости, но не более 13500 оборотов в течение одной минуты. Для обеспечения эффективности и увеличения срока эксплуатации инструмента, цилиндр, поршень, кривошип необходимо систематически обрабатывать качественными смазывающими средствами.

Современные двигатели оснащены выхлопной системой в виде специальных глушителей. Они необходимы для минимизации шумового эффекта в процессе работы. Кроме того, глушители изменяют направление движения выхлопных газов, дробят их, уменьшают в объеме, скорость, температуру, отводят в другую сторону от оператора.

Система очистки воздуха

Для полноценного функционирования двигателя необходима не только смесь бензина и масла, а воздушно-топливный состав, образуемый в карбюраторном узле. Воздух собирается из окружающего пространства и содержит мелкие частицы, песчинки, опилки, загрязнения, водяные пары. Это опасно уменьшением срока эксплуатации инструмента, понижением его эффективности, поломками и сбоями в работе.

Очистка воздуха достигается посредством специальных очистительных элементов – фильтров. На разных моделях они отличатся размерами и формами.

В некоторых случаях предусмотрена установка дополнительных фильтров, например, защищающих карбюраторный узел от попадания жидкостей.

Большинство фильтров состоят из пластикового каркаса, на который натянута нейлоновая сетка, и уплотнительного кольца. Не всегда фильтрующий элемент производится из нейлона, возможна его замена ватой, поролоном или другим пористым материалом. Не исключается комбинированное решение.

Систематическая эксплуатация инструмента со временем приводит к засорению фильтров и нарушению работы пилы. Периодически требуется замена, очистка, продувка или промывка фильтрующего элемента.

Сцепление

Сцепление – механизм, предназначенный для обеспечения непрерывной связи двигателя и режущей частью бензопилы.

барабана – передаточного механизма, соединенного со звездочкой для передачи вращательного усилия на цепь;

фрикционных накладок (разновесов), перемещающихся в радиальном направлении, если увеличивается центробежная сила;

пружин различных видов, прижимающих фрикционные накладки к моторному валу.

Центробежное сцепление обеспечивает надежность и повышенный рабочий ресурс механизма.

Холостые обороты не вызывают движение цепи, необходимо наличие центробежной силы. Она начинает развиваться, по мере увеличения оборотов.

Активизация сцепления происходит в автоматическом режиме, когда количество оборотов достигает 2 700 за одну минуту. При этом пружины прижимаются к внутренним стенкам барабана и приводят его в действие. В это же время вращается звездочка, отвечающая за движение режущей части.

У разных моделей сцепление различается своим внешним видом, количеством фрикционных накладок (две или три), типами пружин (иногда они заменены скобами), разборным или литым барабаном. Всех их объединяет единый принцип функционирования.

Для предупреждения поломок, необходимо:

регулярно смазывать детали;

своевременно очищать механизм от загрязнений;

следить за исправностью шины;

в процессе работы избегать контакта режущей гарнитуры с твердыми металлическими предметами.

Поломка или износ механизма требует его замены.

Пильная шина

Шины (пильные полотна) – неотъемлемый атрибут инструмента, неподвижное направляющее полотно, по которому движется цепь. Содержит две стальные пластины и установленную между ними звездочку. Надежность конструкции достигается путем объединения всех компонентов усиленными заклепками.

Края шины – своеобразные пазы, для погружения в них хвостовика цепи. Они не только направляют цепь в процессе работы, но и предназначены для подачи на нее смазки.

Для производства шин используется износостойкая упругая сталь, так как в процессе эксплуатации деталь подвергается повышенным нагрузкам, может застрять или согнуться.

Шины характеризуются следующими основными параметрами:

длиной шины – не полной, а режущей части. Мера измерения – дюймы или сантиметры;

шириной направляющего паза. Она должна совпадать с толщиной ведущего звена.

шагом цепи. Необходимо совпадение с шагом цепи и ведущей звездочкой.

Установочные отверстия должны быть определенных размеров и позволять закрепить шину на инструмент.

Шины – расходный материал, со временем требуют замены.

Цепь является сегментным режущим элементом, предназначенным для выполнения главной функции бензопил – распила дерева.

Содержит повторяющиеся элементы:

Движения цепи обеспечиваются ведущими звеньями при помощи цепной звездочки барабана сцепления. По левой и правой стороне механизма расположены режущие звенья, соединенные посредством соединительных звеньев.

В процессе движения цепи, происходит взаимодействие режущих звеньев с древесиной и непосредственно ее распил. Все звенья соединены заклепками и формируют шарнирные соединения, которые подвергаются наибольшему трению. От количества звеньев зависит длина цепей и максимальная глубина распила.

шагом цепи – мера измерения – дюймы. Наиболее распространены параметры 0,325, 3/8;

толщиной хвостовика. Величина колеблется 1,1-2,0 мм;

высотой режущих зубьев, в зависимости от чего цепи бывают низко-, высокопрофильными;

формой режущих зубьев — закругленные, полудолотообразные, долотообразные.

Механизм натяжения цепи

Простейший механизм инструмента, позволяющий настроить и регулировать нахождение шины и расположенной на ней цепи. Содержит штифт, соединенный с винтом. Регулировка производится обычной отверткой или шестигранным ключом. Вместе с вращением винта перемещается штифт, в результате чего смещается шина, натягивается или отпускается цепь.

Натяжение цепи требует регулярного контроля. Сильная затяжка повышает нагрузку, затрудняет работу инструмента и опасно разрывом цепи. При ослаблении, цепь может соскочить с шины.

Маслонасос

Масляный насос – компактная, но важная деталь инструмента. Он предназначен для смазки цепи в процессе работы, охлаждения металлических деталей (шина и цепь) и снижения трения цепи об шину. Данная функция увеличивает срок эксплуатации бензопилы и предупреждает поломки.

Смазка подается автоматически, только когда двигатель работает. Холостые обороты или полное отключение инструмента приводят к прекращению подачи масла.

Мотопилы оснащены плунжерными масляными насосами (поршневые), состоящими из:

корпуса – пластикового или алюминиевого;

плунжера – цилиндрической детали для перекачивания смазки, содержащего червячную передачу;

подающего и выпускного каналов, соединенных с маслопроводом.

Вращение зубчатой шестерни приводит в действие плунжер. В результате, масло поступает в насос, который соединен с баком. Из него масло подается на цепь через маслопровод.

При возникновении технических проблем, масляные насосы ремонтируются или заменяются на новые.

Ручной тормоз

Ручной тормоз не относится к механизмам, участвующим в главном рабочем процессе. Его функция – обеспечить безопасность пользователя в момент отдачи – неконтролируемого, резкого движения инструмента назад. При этом, вращающейся цепью оператору могут быть нанесены тяжелые телесные повреждения.

Быстрая остановка тормоза бывает:

контактной, путем легкого нажатия, приводящего к моментальному стягиванию металлического хомута на барабане сцепления и прекращению работы инструменты;

автоматической (инерционной) — резкий удар по шине инерционно воздействует на тормозную систему и останавливает бензопилу.

Цепной тормоз срабатывает примерно за 0,12 секунды, что достаточно для предотвращения травм.

«Эверест сервис» — сервисный центр в Краснодаре!

Выполняем ремонт садовой техники, работаем с любыми неисправностями. Обладаем всеми необходимыми навыками и опытом более 10 лет. Оказываем сервисное обслуживание в кратчайшие сроки.

гарантийный сервисный центр

Официальный Дилер:
Husqvarna, Partner, Stihl, Champion, Mustang, Masalta, Samsan, Caiman, MasterYard, Murray, Oleo-Mac, Remington, Rubert

Источник

Оцените статью
Всё о бурение