Маркировка якорной цепи проводится через сколько метров

Маркировка якорной цепи

Для чего необходима маркировка

При постановке судна на якорь, либо при иных манёврах, связанных с отдачей якоря, нужно знать длину вытравленной цепи. Как правило, пост управления брашпилем современных судов оборудуются счётным механизмом, который определяет длину вытравленной за борт якорь-цепи по количеству её звеньев. Однако, далеко не все малые суда имеют такой механизм. Но даже на тех из них, что оборудованы счётчиком, в обязательном порядке производится маркировка якорь-цепи. Это делается в целях дублирования работы счётного механизма, а там где он отсутствует — по прямому назначению, для отсчёта количества отданных за борт смычек. Это необходимо по нескольким причинам. Дело в том, что при работе с якорем необходимо учитывать глубину. При большой глубине, превышающей пятидесяти метров, не рекомендуется отдавать якорь сразу — иначе якорь и звенья первой (якорной) смычки могут получить повреждения при ударе о дно. Во избежание этого, вычислив размер вытравленной цепи, останавливают якорь на высоте приблизительно в половину смычки (12 — 15 м) над уровнем грунта и начинают медленно травить её дальше с применением стопора, пока якорь не ляжет. Конечно, данные меры предосторожности относятся в первую очередь к большим судам с многотонными якорями и массивными якорными цепями большого калибра. Но, морские правила одинаковы для всех — как для гигантских супертанкеров и авианосцев, так и для лёгких спортивных яхт. Поэтому необходимо маркировать якорь-цепь любого калибра, на любом судне.

Касаемо же конкретно яхты, необходимость в маркировке не менее важна. Согласно рекомендациям опытных яхтсменов, при постановке на якорь, во избежание дрейфа, следует вытравливать цепь на длину как минимум в четыре — шесть раз превышающую глубину. В этом случае можно быть более или менее уверенным в надёжной постановке на якорь. Однако же в случае надвигающегося шторма нужно всегда быть уверенным, что у вас имеется достаточный запас якорь-цепи. Всё дело в том, что при шторме яхта может начать дрейфовать. А при недостаточно стравленной якорь-цепи возникает опасность того, что лежащий внатяжку якорь будет сорван с места под напором шквала. Движение сорванного с места якоря может постепенно ускоряться, после чего он начнёт галопировать по дну под действием рывков натянутой цепи. В этом случае якорь просто не сможет хорошо забрать грунт, и остановить дрейф яхты.

Читать так же:  Что сделать чтобы цепь велосипеда не слетала

Когда яхта стоит у причала, на групповой стоянке, профессионалы советую стравливать якорь-цепь не менее чем на две глубины. При этом гораздо меньше шансов, что ваша яхта в шторм будет сорвана с якоря. Кроме того, если соседняя с вами яхта вдруг лишится якоря и начнёт дрейфовать в вашем направлении, при наличии свободной цепи у вас будет возможность либо смягчить удар, либо совсем избежать его. Другой случай, когда необходимо знать длину вытравленной цепи — это движение в шторм. В данном случае достаточно просто отдать якорь в половину глубины, чтобы уменьшить скорость движения. Ещё этот приём помогает избежать рыскливости яхты, улучшить управление. Именно поэтому при работе с якорем на яхте необходимо знать, сколько цепи уже вытравлено и сколько ещё осталось в запасе. Иначе подобная неосведомлённость грозит серьёзными последствиями.

Способы маркировки цепи на яхте
В случае, если вы взяли яхту в чартер, необходимо осмотреть якорную цепь и убедиться в том, что на ней нанесена разметка. Бывает так, что цепь была когда-то маркирована, но окраска рабочей части цепи (обычно 50 — 80 м со стороны якоря) истёрлась. Это происходит в результате трения звеньев о песок при стоянке. В этом случае, если при отдаче якоря вы не хотите считать каждое звено, перевесившись за борт, будет нелишне заранее промаркировать цепь. Сделать это можно будет с помощью пластиковых цветных зажимов, что применяют электромонтёры, собирая провода в один пучок. С помощью этих приспособлений (так называемых «тай-рэпов»). Это весьма практичное приспособление отлично подойдёт для маркировки якорь-цепи. Во-первых, стоят они сущие копейки; во-вторых — достаточно заметны благодаря своим «хвостикам»; в-третьих, они довольно устойчивы к истиранию о бушприт или грунт. Технология маркировки цепи с помощью «тай-рэпов» достаточно проста — растягиваем якорь-цепь на палубе и крепим пластиковые зажимы через определённое расстояние: 10 м — один зажим, 20 м — два зажима и т.д. Можно метить длину и зажимами разных цветов, тут главное самому не запутаться в этих обозначениях. Также промаркировать цепь можно с помощью краски, при этом на частной яхте вполне можно сделать отступления от сводов морских правил и использовать для маркировки различные краски и условные обозначения.

Читать так же:  Как правильно установить длину цепи


Стандарты маркировки
В случае, если на якорной цепи всё-таки обнаруживаются некие остатки маркировки, то не лишне будет знать стандарты, по которым обычно маркируют цепи. С помощью этого вы, возможно, сможете разобраться в следах маркировки. Отраслевой стандарт, в котором сформулированы все требования к окраске и маркировке якорь-цепей был разработан и принят ещё во времена Советского Союза, но продолжает действовать до сих пор. В аннотации к этому официальному документу ясно сказано: «Данный стандарт распространяется на все типы и классы надводных судов. Несоблюдение стандарта маркировки преследуется по закону». Возможно, законы с тех пор стали немного мягче, но это не повод для их несоблюдения. Итак, что же гласит сей суровый документ относительно порядка маркировки якорь-цепи?
Маркировка цепи зависит в первую очередь от её калибра, а также от предназначения судна. Все якорные цепи разделяются на три класса:

Калибром менее 19 мм.
Калибром более 19 мм, установленные на кораблях Военно-морского флота.
Калибром более 19 мм, установленные на гражданских судах.

Для маркировки якорь-цепей гражданских судов и плавсредств применяется следующий порядок:

Используется только белая краска;
Окрашиваются смежные звенья в следующем порядке.

1 и 2 смычки — по одному звену.
2 и 3 смычки — по два смежных звена и т.д. до пяти звеньев.

При этом на контрфорсы окрашенных звеньев наносятся марки для более точного определения сегмента промаркированной цепи.

Источник

Маркировка якорной цепи

Смычки якорь-цепи маркируют, что дает возможность вытравлять необходимое количество якорь-цепи или следить за ходом подпитки цепи при снятии с якоря.

Для этого определенные звенья цепи окрашивают в белый цвет и на их контрофорсы накладывают марки из отожженной проволоки.

По обе стороны от скобы, соединяющей первую (якорную) и вторую (промежуточную) смычки окрашивают по одному звену.

По обе стороны от скобы, соединяющей вторую и третью смычки, окрашивают по два звена, в конце третьей и начале четвертой смычки окрашивают по три звена и т.д. до пятой смычки. С шестой и одиннадцатой смычки маркировку начинают сначала.

Проволочные марки накладывают только на последние окрашенные звенья каждой смычки.

Якорь Холла по способу уборки – втяжной, по конструкции – с поворотными лапами. Состоит из веретена и коробки, отлитой заодно с лапами.

В передней части коробки имеется сквозное овальное отверстие для утолщенной части веретена и для ограничения угла разворота лап якоря относительно веретена до 45 гр. Веретено к коробке присоединяется с помощью валика.

Выпаданию веретена из коробки препятствуют два штыря, вставленные в поперечные сквозные отверстия в коробке.

Техника безопасности при работе с якорным устройством

При постановке судна на якорь или при съемке с якоря в районе брашпиля должны находиться только лица, обслуживающие якорное устройство (согласно расписанию).

При проверке брашпиля на холостом ходу запрещается пускать его, не убедившись предварительно в разобщении цепного барабана.

Запрещается отдавать винтовые и цепные стопоры, а также разобщать цепные барабаны брашпиля, не удостоверившись предварительно в закреплении их ленточными стопорами.

Запрещается нахождение людей в цепном ящике при движении якорной цепи.

Все работы с якорной цепью в цепном ящике надлежит производить торлько при помощи специальных крючьев – абгалдеров.

Лицу, управляющему работающим брашпилем, запрещается отходить от поста управления.

Запрещается находиться на линии натяжения якорь-цепи во время отдачи и подъема якоря.

При стоянке у причала и на ходу судна якоря должны быть взяты на стопор. Оставлять якоря только на ленточных стопорах запрещается.

Крупнотоннажные суда неограниченного плавания должны иметь не менее трех становых якорей (третий запаянный).

Длина каждой цепи судов неограниченного плавания должна быть не менее 200 м, а для судов ограниченного плавания – 100 м.

Швартовое устройство, его назначение и составные части

Швартовое устройство представляет собой комплекс изделий и механизмов, предназначенных для закрепления судна к береговым и плавучим причальным сооружениям и другим судам.

С его помощью можно осуществить небольшие перетяжки судна вдоль причала при неработающих двигателях.

Суда снабжаются элементами швартового устройства по Правилам Регистра СССР в зависимости от размеров и назначения судна.

Швартовы – это гибкие канаты, служащие для крепления судна к причалу.

Применяют растительные, синтетические и стальные.

Растительные швартовы – пеньковые, сизальские, манильские.

Применяют в основном на судах перевозящих нефтепродукты и другие взрывоопасные грузы, т.к. при трении они не образуют искр. Длина окружности 115-125 мм.

Синтетические швартовы — капрон, нейлон, пропилен.

Окружность синтетических швартовых достигает 175 мм.

Стальные швартовы свивают из оцинкованной или алюминиевой проволоки, имеют органические сердечники диаметром 35 мм.

Длина швартового конца должна быть на 100% больше длины судна, но не более 200 м.

Все швартовые концы имеют на ходовом конце петлю – огон.

Кормовой продольный (назначение)

К средства крепления швартовых концов, предохранения их от перетирания и для придания швартовому тросу направления служат:

Кнехты, клюзы, киповые планки и роульсы.

Кнехты: одиночные (битенг), парные, крестовые.

Клюзы: бортовой, панамский, центральный.

Закрытая вьюшка – барабан установленный на станине – служат для хранения синтетических и стальных тросов.

Растительные тросы хранятся в банкетках — деревянных или металлических корзинах, установленных на станинах и покрытых чехлами.

Бросательные концы изготовляют из пенькового или сизальского троса 25 мм в окружности или из плетеного капронового шнура длиной 35-40 м с легостью (оплетенный мешочек с песком).

Кранцевая защита служит для предохранения корпуса судна и смягчения ударов при швартовках.

Противокрысиные щитки служат защитой от проникновения на борт грызунов – круглые металлические диски, прикрепленные к швартовому тросу.

Швартовые механизмы — шпили, брашпили, лебедки.

На более современных судах применяется автоматическая лебедка, которая выполняет одновременно функции вьюшки, лебедки и кнехта.

Техника безопасности при работе со швартовым устройством

Лицам, не занятым работами по швартовке, во время производства этой операции запрещается находиться в районе производства швартовых работ.

Никто не должен находиться в непосредственной близости от работающих кнехтов и швартовых тросов, если это не вызвано производственной необходимостью.

При работе со швартовами на швартовый барабан накладывают при стальном тросе четыре, синтетическом – пять, с растительными – три шлаги.

К работе со швартовым устройством допускается л/с прошедший необходимую подготовку. Работают только в рукавицах, предохранительных касках и в спасательных средствах.

Работать с неисправными швартовыми устройствами.

Использовать швартовы с колышками.

Находиться вблизи движущегося швартова внутри бухт или шлагов.

Накладывать дополнительные шлаги на барабан при вращении шпиля.

Стоять впереди по натяжению стопора ближе 1 метра.

При работе шпилем держать за трос не менее 1,5-2,0 м от швартового барабана.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение