Какие есть цепи питания по окружающему миру

Цепи питания в лесу

В лесах обитает множество животных. Среди них есть травоядные и хищники, падальщики и всеядные. Летают бабочки и жуки, птицы и летучие мыши. В траве шуршат мыши и жабы. Неизбежно одни животные поедают других. Взаимосвязи групп организмов, возникающие в процессе питания, называются пищевыми цепочками. В статье разбираются различные цепи питания, характерные для леса.

Пищевые цепи

Пищевые цепи начинаются с организмов, способных самостоятельно создавать органические вещества, то есть с растений. Выделяется два типа цепочек в зависимости от вида органического вещества.

  • В первом типе начальное звено представлено живым растением, им питается травоядное животное, которого поедает хищник.
  • Во втором типе растение отмирает, его останками питаются насекомые, черви, в водоёмах моллюски, рыбы. Завершает цепь хищник.

Пищевые цепи не существуют отдельно друг от друга. Животное из одной цепочки может быть включено в другую цепочку. Так формируется сеть питания в лесу, которая обеспечивает устойчивость природной экосистемы.

В природе в конце пищевых цепочек находятся разнообразные падальщики, которые очищают лес от мёртвых животных. Это черви, насекомые, птицы, звери и другие. Некоторые хищники также могут питаться падалью (волк).

Читать так же:  Звездочка для цепи 420

Пищевые цепи в смешанных лесах

В смешанных лесах произрастают хвойные и лиственные породы деревьев: пихта, ель, сосна, вяз, берёза, осина, рябина, ольха. Распространены грызуны (мышь, землеройка, заяц), копытные (олень, косуля, лось, кабан), хищники (лиса, волк, ласка, филин). Здесь преобладает первый тип пищевых цепей.

Первым звеном цепи являются ягоды, плоды, злаки, листья, кора деревьев, молодые ветки кустарников. Второе звено — растительноядные и всеядные животные — копытные, птицы, насекомые. Последнее звено — хищник, причём цепь может продолжаться, если хищник мелкий. Его может съесть более крупное животное.

Составим пищевую цепочку, характерную для смешанных лесов.

Начало цепочки — дуб с желудями, следующее звено — белка, поедающая жёлуди. На неё, особенно на бельчат, охотится ласка, которая становится добычей филина или лисицы.

Рис. 1. Ласка.

Пищевые цепи хвойного леса

Для хвойного леса или тайги характерны разнообразные хвойные породы деревьев с небольшой примесью лиственных в подлеске. Животные тайги — бурундук, белка, заяц, лось, лесной северный олень, соболь, рысь, росомаха, медведь и другие. Здесь наблюдаются оба вида пищевых цепей.

  • Цепь первого вида начинается кедровыми орехами, вторым звеном выступает сибирский бурундук. На него нападает хищный соболь, но сам часто он попадает на обед росомахе.

Рис. 2. Сибирский бурундук.

  • В начале цепи второго вида погибшее дерево. В древесину жук-усач откладывает яйца, где вылупляются личинки и перерабатывают мёртвое органическое вещество. Весной и летом личинки находит и добывает большой пёстрый дятел. Таёжный охотник ястреб-тетеревятник не откажется полакомиться дятлом.

Жук-усач питается пыльцой цветов, поэтому является хорошим опылителем. На жуков охотятся насекомоядные птицы.

Кратко описать цепи питания в лесу, привести примеры животных, составляющих цепи, можно на уроке по окружающему миру в 3 классе в виде доклада.

Что мы узнали?

Животные и растения в лесу связаны пищевыми цепочками. Животные могут участвовать в разных цепочках. Завершают цепочки падальщики.

Источник

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс «Кто что ест? Цепи питания»

Рабочие листы
к вашим урокам

Страны (Западной) Европы — Поиск слов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация к уроку окружающего мира
3 класс

Тема: Кто что ест?
Цепи питания

Подготовила: Пархандеева Галина Юрьевна, учитель начальных классов ЧОУ СОШ «Светлые Горы» Московской области, Красногорского района, п. Отрадное

На какие группы можно разделить животных по особенностям их питания?
Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными

2. Животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными

3. Животные, которые охотятся на других животных, это хищники.

4. Всеядные животные едят и растительную, и животную пищу.

Живые существа связаны между собой и с растениями в цепи питания
Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания:
осина – заяц – волк

Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные.
растения – растительноядные животные – насекомоядные (хищные животные)

Составьте цепь питания
мыши дуб совы

Кто как приспособлен
Тихие шаги Прекрасный слух острые зубы
Всё это помогает … охотиться.

Огромные глаза прекрасно видят ночью и днём
Бесшумный полёт
Острые когти
Сильный изогнутый клюв

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду

Животные, на которых охотятся, приспособлены, чтобы защищаться

Отгадай, кто это?
быстрые ноги, зимой белый, а летом серый цвет шубки
иголки
сбрасывает хвост
зелёный цвет

Мультфильм по сказке
В. Бианки «Сова»
«Как старик природное
равновесие нарушил»
videoplayback.mp4

Проверь себя
На какие группы делятся животные в зависимости от их питания?
Составь цепь питания.

Краткое описание документа:

Презентация составлена к уроку окружающего мира в 3 классе по теме «Кто что ест? Цепи питания» по системе «Школа России». Презентация позволяет наглядно представить информацию по теме урока и проверить усвоение материала. В презентации даётся классификация животных по типам питания, способам защиты от врагов.

XII Международный дистанционный конкурс «Старт»

Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

Дипломы и сертификаты всем

Конкурс по 16 предметам

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 99 рублей
  • 4 300+ видеолекции для каждого

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 359 174 материала в базе

Материал подходит для УМК

«Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Добавить в избранное

  • 17.03.2019 3696
  • PPTX 3.2 мбайт
  • 374 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пархандеева Галина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

Выдаём документы
установленного образца!

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей в период обучения в общеобразовательной школе

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение