Какая линия цепи должна быть

Jambozzy

Правильная линия цепи BOOST. Взгляд Wolf Tooth.

Сделал небольшой переводик одной из страничек с сайта фирмы Wolf Tooth Components, не самой последней среди производителей компонентов трансмиссии. Довольно интересный взгляд на то, какой должна быть правильная линия цепи у трансмиссии 1Х на рамах стандарта BOOST.
Перевод содержит общеизвестные жаргонизмы и велосипедный слэнг для простоты изложения. Курсивом отмечены мои комментарии.

Стандарт Boost становится популярным и появляется на все большем числе велосипедов. Wolf Tooth хочет внести ясность для всех, что значит Boost относительно линии цепи и как подобрать подходящую звезду для трансмиссии 1Х. Обратите внимание, что есть и другие проблемы трансмиссий 2Х и 3Х связанные с более широким задним дропаутом которые хорошо освещены в статье BikeRumor и здесь не будут обсуждаться.

Для тех, кто не знаком со стандартом «Boost», скажем, что он имеет отношение к расширению осей на горных велосипедах. Со 100мм до 110 мм спереди и с 142 мм до 148 мм сзади (так же существует стандарт boost QR с шириной втулки 141мм). Расширение «только» на 6 мм (по 3 мм с каждой стороны) было выбрано в основном из-за невозможности сделать больше не увеличивая Q-factor систем. (Q-factor это расстояние между внешними плоскостями шатунов в месте где расположены педали). Помимо расширения оси кассета так же сместилась на 3мм наружу. Теперь, когда вы знаете, что такое Boost, так же знайте, что Boost используется по двум совершенно разным причинам:
1. Первое и основное это обеспечить достаточные зазоры и расстояние до цепи для «плюсовых» покрышек или для «недофэтов» с шинами шириной 2.8-3.5 дюйма
2. Повышение жесткости колес, особенно для 29″ из-за увеличения угла между спицами в колесе. Фирма TREK была первой крупной компанией кто использовал Boost и они заявляют о повышении жесткости колес на 15-20%.

Если вам нужно просто выбрать подходящую звезду то выбирайте звезду со смещением Boost если вы имеете заднюю втулку стандарта Вoost. Wolf Tooth производит «бустовые» звезды для большого числа стандартов систем шатунов.

Если вы хотите покопаться немного поглубже то продолжайте читать дальше!

Со смещением кассеты на 3мм наружу может показаться, что смещение линии цепи так же обязательно (линия цепи это расстояние от центра рамы до середины передней звезды системы). Однако, существует всего 3 ситуации, когда есть необходимость смещать на 3 мм переднюю звезду относительно «стандартного» варианта. В остальных случаях, обычная, не «бустовая» передняя звезда может работать хорошо или даже лучше. 3 причины когда вам НЕОБХОДИМО использовать Boost:
1. Если вы используете 12 скоростную трансмиссию, то цепь имеет очень маленький зазор находясь между звездочками кассеты поэтому вы ДОЛЖНЫ использовать «буст» звезду на «бустовой» раме.
Если этого не сделать, то цепь будет тикать, задевая за соседние большие звезды находясь на 2-3 последних малых звездах кассеты.

2. Для большинства байков с «плюсовыми» колесами требуется смещение передней звезды наружу на 3 мм, что бы обеспечить «стандартный» зазор в 6 мм между покрышкой и цепью. Безусловно, множество гонщиков, в том числе команда Wolf Tooth, имела меньший зазор при езде на наших фэт байках, когда цепь находилась на больших звездах кассеты, но это была вынужденная необходимость и поскольку такое не допускается на серийных байках то и мы не можем этого рекомендовать.

3. На обычных, то есть не на «плюсовых» байках когда нет возможности обеспечить достаточный зазор между передней звездой и нижним пером. Это становится все более распространенной ситуацией на современных байках (начиная примерно с 2016 года). Опять же, если вы хотите полностью обезопасить себя то покупайте «бустовую» звезду. Нам не нравится, когда зазор между пером рамы и передней звездой меньше 3мм, и вы можете связаться с производителем рамы и узнать о параметрах их рам в плане звезд и линии цепи.

Разбираясь дальше с геометрией и линией цепи вы увидите, что есть еще кое-что.

Вы можете сказать: «Минуточку. Центр 10 скоростной кассеты находится на расстоянии 45 мм от центра рамы, а 11 скоростной на 44 мм от центра рамы. Почему бы там и не сделать линию цепи? Ну ладно, для нормального переключения на трансмиссии 1х нужно сдвинуться наружу (в сторону малых звезд) как минимум на 2 мм иначе цепь будет цепляться за соседние большие звезды находясь на малых звездах кассеты, когда вы крутите педали. Таким образом идеальная линия цепи для трансмиссии 1х с точки зрения перекоса цепи на «больших» кассетах равна 46-47мм. Вы можете спросить, зачем тогда SRAM разработал специально предназначенную для 1х трансмиссию с линией цепи 49-50мм? А ответ прост: на большинстве велосипедов с линией цепи меньше такой встанет только звезда 28t при том, что самая популярная звезда для 1х это 32, причем многие райдеры хотят иметь звезды 34t и 36t. Говоря другими словами, на очень большом числе рам линия цепи меньше чем 49мм не может обеспечить необходимый разор (между звездой и нижним пером) для звезд на которых катается большинство людей.

Возвращаясь к Boost вы можете легко посчитать сами, что для 10 скоростей: центр кассеты 45мм + 2мм сдвиг к малым звездам + 3мм сдвиг фланца = 50мм. Для 11скоростей соответственно: 44 мм + 2 мм + 3 мм = 49 мм до центра кассеты на «бустовой» втулке. Идеальная «бустовая» линия цепи на самом деле 49-50мм если у вас имеется достаточный зазор от звезды до нижнего пера и вы не используете «плюсовые» колеса. Это значит, что в большинстве случаев существующие звезды Drop Stop (TM) производства Wolf Tooth превосходно подходят для байков с «бустовыми» задними втулками. Причина по которой мы не выпускаем звезды под линию цепи 46-47мм для не «бустовых» байков в том, что большинство байков не имеет достаточного зазора до нижнего пера для наиболее распространенных звезд 30t-32t при такой узкой линии цепи.

В заключении отметим, что Wolf Tooth будет так же выпускать звезды с «бустовым» смещением для рынка «плюсовых» байков и для байков которым нужен увеличенный зазор до нижнего пера.

Если вы видите ошибку, хотите что то уточнить ну или просто поругаться пишите в личку.

Источник

Линия цепи

Понятие линии цепи относится к тому, насколько ровно проходит цепь от передней до задней шестерёнки. В идеале, обе звезды должны находиться в одной плоскости, то есть без каких либо перегибов или дополнительной нагрузки на цепь. Это называется «идеальной линией цепи».

Если рассматривать случай, когда на велосипеде используются многоскоростные системы, на большинстве передач линия цепи будет не прямой. В этом случае эффективность привода снижается в зависимости от силы перекоса линии цепи.

Вопрос о том, насколько «правильная» линия цепи на велосипедах с установленными переключателями скоростей — в общем довольно спорный. Тем не менее, есть два «простых» ответа:

  • Середина заднего кластера звёзд должна лежать в одной плоскости со средней ведущей звездой (или между звёзд, если спереди установлена двухскоростная система).
  • Некоторые производители передних переключателей передач считают, что линия цепи зависит от диаметра подседельной трубы, на которую он крепится. То есть на более широких трубах передний переключатель смещён вправо, и производитель заявляет, что линия цепи также должна сместиться вправо. Это связано с тем, что главная задача производителя в данном случае — надёжность переключения, при этом оптимальное положение линии цепи для передних переключателей зависит от края подседельной трубы. Это достаточно важный момент в случае, если используется дискретная система переключения передач.

С позиции велосипедиста, линия цепи зависит прежде всего от того, как будут использоваться передачи. Например, в случае шоссейного и горного велосипеда:

  • При использовании трёхскоростной шоссейной системы, обычно используются только две больших звезды, маленькая тракторная звезда включается только в крайнем случае и скорее всего в сочетании с большой задней звездой. То есть при использовании трёхскоростных систем для шоссе лучше устанавливать большую звезду ближе к шатуну. Это повысит КПД на высоких передачах.
  • В плучае с горным велосипедом маленькая ведущая звезда используется гораздо чаще, причём зачастую в сочетании с маленькими задними звёздами — избежание использования переднего переключателя под нагрузкой. Таким образом, для горных велосипедов более предпочтительна установка большой звезды подальше от шатуна.

Измерение линии цепи

Линия цепи измеряется от центральной продольной оси рамы до центра цепи.

Можно производить замер обычной линейкой или рулеткой. Достаточно просто приложить её одним концом к центру подседельной или нижней трубы, а другим — к зубцу ведущей звезды. В случае с тремя звёздами замеряется расстояние до средней звезды, в случае с двумя — до точки, равноудалённой от них.

Чтобы измерить линию цепи сзади, проще всего вычислить расстояние от внутренней стороны дропаута (или же от внешней стороны контргайки) до центра звезды. Затем нужно умножить полученное число на 2, вычесть из ширины втулки по контргайкам (или же израсстояния между дропаутами), и полученный результат разделить пополам.

Стандарты линии цепи

Применение Размер, мм Примечание
Шоссейные 2-звёздные системы 43,5 Спецификация Shimano. Измеряется по центральной точке между звёздами. Учитывая зазор между звёзд 5 мм, внутренняя звезда располагается на расстоянии 41 мм от центральной оси рамы, внешняя — на расстоянии 46 мм.
Шоссейные 3-звёздные системы 45 Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде.
3-звёздные системы на горном велосипеде 47,5-50 Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. Обычно 47,5 мм, но у некоторых рам с увеличенным диаметром подседельной трубы размер может быть больше, поскольку в этом случае переключатель смещается вправо.
Трековые системы, односкоростные системы с ножным тормозом или большинство систем со втулкой внутреннего переключения передач 40,5-42 У старых велосипедов с зазором 110 мм размер будет наименьшим из диапазона, 40,5 мм; на более современных с зазором 120 мм — наибольшим, 42 мм.
Односкоростные системы на горном велосипеде 52 В горных велосипедах более широкий размер линии цепи необходим для обеспечения большего зазора относительно нижних перьев рамы. Это значение близко к линии цепи большой звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда.
Планетарная втулка Rohloff Speedhub 54 (58, 13 зубцов)
Односкоростные системы на горном велосипеде 47,5 Стандарт для втулок ENO компании White Industries. равен линии цепи средней звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. Также, близок к линии цепи большой звезды шоссейной 2-звёздной системы.

Фиксированные передачи и односкоростные трещотки

Мной были измерены некоторые трековые звёзды, односкоростные трещотки и втулки относительно линии цепи(в миллиметрах). В столбце «линия цепи» расстояние от заднего дропаута до центра зубца шестерёнки.

Для рассчёта реальной линии цепи для определённой комбинации, нужно сложить число в столбце «линия цепи» шестерёнки или трещотки с числом из аналогичного столбца втулки.

Фиксированные (трековые) звёзды

Модель/Тип Номинальная ширина Линия цепи (от выступа) Измеренная ширина Общая толщина Толщина резьбы
Campagnolo 3/32″ 7,0 2,0 8,0 7,8
Campagnolo 1/8″ 6,5 3,0 8,0 7,2
EAI 3/32″ 7,13 2,2 8,23 8,05
EAI 1/8″ 6,73 3,02 8,24 8,05
Miche Quick Change Splined 3/32″ 5,85/5,15 1,9 7,72 7,3
Miche Quick Change Splined 1/8″ 5,85/5,15 3,0 7,72 7,3
Phil Wood 3/32″ 5,86 2,3 7,01 7,01
Phil Wood 1/8″ 6,05 3,02 7,56 7,06
Shimano Dura-Ace 3/32″ 6,49 2,11 7,55 7,55
Shimano Dura-Ace 1/8″ 7,05 3,05 8,58 7,7
Soma 3/32″ 6,37 1,86 7,3 7,3
Soma 1/8″ 6,9 3,00 8,4 6,9
Sugino Gigas 1/8″ 7,0 3,0 8,5 7,5
Sun Tour Superbe 3/32″ 6,22 2,26 7,35 7,35
Sun Tour Superbe 1/8″ 6,93 3,05 8,46 7,5
Surly, новый (2005) 3/32 6,4 2,0 7,4 7,4
Surly, новый (2005) 1/8″ 5,9 3 7,4 7,4
Surly, старый 3/32 5,28 2,05 6,31 6,31
Surly, старый 1/8″ 5,07 2,7 6,42 6,42

Односкоростные трещотки

Тип/Модель Номинальная ширина Линия цепи (от выступа) Измеренная ширина Общая толщина
ACS 3/32″ 7,96 2,16 9,04
Shimano 3/32″ 7,89 2,08 8,92
Shimano 1/8″ 8,67 3,0 10,17
Tristar 1/8″ 7,71 2,96 9,19
White Industries 3/32″ 8,73 2,17 9,82

Односкоростные и втулки с фиксированной передачей

Модель/Тип Трек/МТБ Ширина втулки по контргайкам Настраиваемая* Линия цепи от центра к краю Левая стороны Правая сторона Отверстия
Campagnolo, 2002, , низкий фланец Трек 120 Да 36 Гладкая Фиксированная 28, 32, 36
Campagnolo C-Record, высокий фланец Трек 120 Да 35,9 Гладкая Фиксированная 28, 32, 36
Gold Tec Трек 120, 130, 135 Да 39,5 Фиксированная Фиксированная 32, 36
Miche Трек 120 Да 36,3 Гладкая Фиксированная 28, 32, 36
On-One Full Monty МТБ 135 Нет 43,3 Гладкая Свободная 32, 36
Phil Wood Track Трек 120, 126, 130 Нет 36,75 Гладкая/Фикс./Своб. Фиксированная 28, 32, 36
Phil Wood K.I.S.S. Off МТБ 135 Нет 45,35 Гладкая/Свободная Фикс./Свободная 32, 36
Shimano Dura-Ace 7700 Трек 120 Да 35,3 Фиксированная 28, 32, 36
Shimano Dura-Ace 7700, низкий фланец Трек 120 Да 35,3 Фиксированная 28, 32, 36
Shimano Dura-Ace 7600, высокий фланец Трек 120 Да 35,4 Фиксированная 28, 32, 36
Sovos Трек 112 Да 33,5 Свободная Фиксированная 36
Spot МТБ 135 Нет 47,25 Гладкая Свободная 28, 32, 36
Surly Track Трек 120 Да 36,22 Свободная Фиксированная 32
Surly 1 x 1 МТБ 135 Да 46,5 Свободная Фикс./Свободная Drillings
Suzue Basic Трек 117-120 Да 34,74 Свободная Фиксированная 28, 32, 36
Suzue Promax (картриджная) Трек 120 Да 35,0 Свободная Фиксированная 28, 32, 36
Suzue Promax NJS Трек 120 Да 35,0 Фиксированная Фиксированная 28, 32, 36
Van Dessell МТБ 135 Нет 45,9 Свободная Фиксированная 32
White Industries ENO Трек/МТБ 126, 130, 135 Нет 39,1 Свободная Фиксированная 28, 32, 36

Спасибо Джону Дэйси (John Dacey ) и Мартену Гурритсену (Marten Gerritsen) за предоставленную информацию.

*Под «настраиваемой» втулкой понимается втулка со стандартной резьбовой осью, где можно изменить расстояние по контргайкам путём добавления проставочных шайб. В том случае, если увеличить ширину за счёт проставок одинаково с обеих сторон, это не повлияет на линию цепи, поскольку она измеряется от центра к краю. Если добавить больше проставок с одной из сторон, можно изменить линию цепи. Но здесь стоит помнить о том, что в случае использования двухсторонних втулок, это неприменимо, поскольку в этом случае линия цепи будет разной в зависимости от положения втулки.

Источник

Читать так же:  Как перевязать арматуру для фундамента
Оцените статью
Всё о бурение