Как узнать когда пора менять цепь велосипеда

О горном велосипеде — Цепь и ее ресурс

Износ цепи характеризуется ее удлинением ввиду постоянной расточки пином (осями каждого из звеньев). Каждое звено по небольшой доле миллиметра растачивается и, как результат, цепь уже не ложится должным образом на звезды кассеты.

Затем начинает растачиваться профиль звезды под новые посадочные места звена. Процесс растягивания цепи продолжается, а параллельно ему, идет видоизменение звезды под новые места посадочного размера звена. Процесс растягивания цепи и подтачивания звезды заходит так далеко, что в общем эффекте цепь начинает проскальзывать, срываясь на соседнюю звезду или же просто прокручиваться.

Такая грустная история касается, в первую очередь, самой часто используемой звезды велосипеда – средней (обычно она объемом от 32 до 40 зубьев). То есть, если запоздать с заменой цепи, новая не сможет нормально функционировать, так как ее посадочное место уже расточено.

Когда нужно производить замену цепи на велосипеде
По статистике, средним ресурсом самых обычных цепей (Sram, Shimano) принято считать 1000 – 1500 километров. Примерно после преодоления данного расстояния цепь уже износилась, но не критично. Звезды системы намного дольше переносят влияние растянутой цепи, нежели звезды кассеты. Однако, нагрузки для каждого велосипедиста разные, а потому подходить к вопросу износа стоит индивидуально. Степень износа проще всего определить при помощи штангенциркуля. Необходимо выставить 119 мм, вложить звенья, чтобы узнать внутренний размер между ними. После того, как проделана вышеуказанная процедура, требуется растянуть штангенциркуль и посмотреть на результат.

Читать так же:  Можно ли смазывать цепь мотоциклов солидолом

Показатели от 120,6-120,9 мм говорят о том, что неплохо было бы заменить цепь. В случае, если значение больше 120,9 мм, растяжение цепи достигло критического уровня, когда придется покупать новую кассету.

Стратегия замены цепи
Для некоторых велосипедистов вопрос контроля износа цепи принципиален и они используют стратегию «круговой замены» цепи. Она характеризуется тем, что они производят замеры степени износа данной детали и как только замечают его наличие, цепь моментально снимается (и вешается на гвоздь), а вместо нее устанавливается новая. В классическом варианте данной стратегии необходимо использовать три цепи. После растяжения третьей цепи, которая была снята, снова ставится первая, на которой снова можно ездить до появления первых признаков более-менее ощутимого растяжения. После второй, разумеется, снова устанавливается третья.

После вышеописанного цикла смены цепей снова берется первая цепь, на которой уже ездят до появления ее критических показателей износа, а потом так же «докатываются» и остальные цепи.

Как следствие, стратегия «круговой замены» полностью себя оправдывает: данный процесс постепенно убивает три цепи и всего одну кассету. Для большинства людей такой вариант утомителен в плане постоянного контроля над цепью и ее постоянной заменой, но в экономическом плане это наиболее выгодное решение.

Менее затратный по времени вариант стратегии «круговой замены»: выбрасывать цепь после обнаружения первых признаков растяжения. В таком случае звезды кассеты и звезд будут служить невероятно долго.

Какие будут последствия, если не менять цепь
Растянутая цепь — не повод менять трансмиссию. При езде по ровному асфальту неприятных ощущений будет минимум, можно не спешить с заменой.

Тенденция растяжения цепи не остановится, кассета будет продолжать стачиваться, но трансмиссии хватит ещё надолго. Однако, злоупотреблять тоже не стоит, ведь разрыв цепи — не самое приятное дело.

Уменьшение износа цепи
Как было указано выше, растяжение цепи происходит из-за расточки пинами посадочного места. Использование смазки, которая не сильно собирает грязь — неплохой вариант. Можно легко убить новую цепь, проехав всего 500 километров по лесной дороге, потому как грязь и песок являются идеальным абразивом для ее износа. Часто люди спрашивают о возможности смазывания цепи WD40. Ответ отрицательный. WD40 не является смазкой, скорее наоборот, средство для удаления смазки. Как только испарятся все летучие элементы данного средства, цепь будет абсолютно сухой.

Лучше всего почаще обращать внимание на цепь, если катание осуществляется по местности, где много песка, глины, грязи. К примеру, при налипании большого количества грязи, необходимо снять цепь и поместить в емкость с растворителем: за ночь она должна отмокнуть и стать почти что новой.

Самое простое решение
Многие профессиональные велосипедисты дают неожиданный для новичков в этом деле совет: просто расстаться с цепями брендов Sram, Shimano. Пример: цепь Campagnolo Record прослужит до семи тысяч километров перед тем, как на ней начнут появляться первые серьезные признаки растяжения.

Опытные велосипедисты использую следующую стратегию. Приобретают Campagnolo Record (она довольно дорогая) в связке с кассетой от Sram или Shimano и проезжают на данном комплекте не менее 10 тыс. километров без особых проблем. Потом просто покупают еще один комплект, и так по новой.

Покупка данной цепи в связке с брендовой кассетой — идеальное решение для тех, кто отказывается морочить себе голову «круговой» сменой цепей. Как только износятся изначально установленные на велосипед цепь и кассета, стоит попробовать данный вариант. Своевременная замена цепи позволяет сохранить эффективность педалирования и удовольствие от езды.

Предлагаем дополнительно посмотреть видео, в котором подробно рассказывается, как нужно чистить цепь.

Источник

Износ велосипедной цепи: как измерить и когда пора менять?

  • Рекомендуем для начала ознакомиться с устройством цепи, это поможет лучше ориентироваться в терминах.

Велосипедная цепь – наиболее важный элемент трансмиссии, который отвечает за передачу мускульной силы велосипедиста на колеса. Цепь связывает между собой системы ведущих и задних звезд, любое изменение, даже самое незначительное, геометрии звена приведет к неизбежным изменениям во всей системе . Возникают не приятные моменты с проскакиванием звеньев через зубья, замена цепи уже ничего не исправит. Поэтому так важно своевременно определить износ велоцепи и заменить ее, чтобы не разоряться на сплошную замену звезд.

Все цепи подвержены износу, однако односкоростные живут намного дольше, потому что отсутствует боковой перекос – обе звезды находятся на одной линии. Многоскоростные цепи имеют более сложную конструкцию, чтобы обеспечить их работоспособность даже при значительном перекосе . Более того существуют положения цепи на звездах (передачи) на которых износ происходит интенсивнее :

На износ цепи не влияет масса велосипедиста и перевозимого груза, а только количество энергии (работы), которое передается от ног на колеса.

Отсутствие должного ухода: смазки и чистки – ЗНАЧИТЕЛЬНО сокращает срок службы и КПД велоцепи. Убить новую фирменную цепь можно буквально за пару покатушек по грязи.

Что такое износ цепи велосипеда?

Основной параметр по которому определяется износ велосипедной цепи – это изменение ее длины или растягивание . Происходит вследствие разбивания осями (пинами) своих посадочных мест в каждом звене. Изменение геометрии одного посадочного места всего на 0,05 мм в масштабе всей цепи делает элемент не пригодным к дальнейшему использованию. Внутренняя геометрия звена уже не соответствует посадочным местам на звезде: нет точного прилегания, появляются рывки и начинается подтачивание и изменение профиля каждого зубца. На этом этапе простая замена велоцепи уже не решит проблему, придется выбрасывать все звезды и менять систему.

Параметры износа велоцепи

Исчисляется в процентах и указывает на сколько увеличилась длина старой цепи по сравнению с новой:

  • До 0,52% — допустимый износ, который никак не влияет на звезды и КПД.
  • От 0,52% до 1,0% — цепь подлежит замене, также рекомендуется осмотреть на предмет повреждений наиболее популярные звезды.
  • От 1,0% до 1,04% — цепь подлежит замене, рекомендуется осмотреть все задние звезды. Возможно новая цепь по прежнему будет перескакивать звезды, тогда их следует заменить.
  • От 1,04% — вместе с цепью следует заменить и все задние звезды, т.к. новая цепь с вероятностью 99% будет перескакивать расточенные зубья.

Важно помнить — чем больше изношена цепь, тем быстрее она будет изнашиваться в дальнейшем . При проведении плановых осмотров достаточно легко упустить этот момент. Рекомендуем, при первых сигналах износа, чаще проверять состояние цепи.

Как определить износ цепи

1) На глаз . Существует несколько способов, все они носят рекомендательный характер и могут послужить сигналом к более точному инструментальному измерению износа. Подойдет для бывалых пользователей или когда есть возможность с чем-то сравнить.

  • зафиксируйте в руках отрезок цепи длиной с ладонь в том положении, в котором она находится на велосипеде, и попробуйте изогнуть в горизонтальной плоскости. Для многоскоростных цепей характерна небольшая боковая подвижность, но если звенья изогнулись слишком сильно, следует задуматься о более детальном измерении или замене цепи.
  • оберните цепь вокруг всей окружности ведущей звезды, зафиксируйте и натяните оба конца одной рукой, а другой оттяните велоцепь с противоположного края. Если расстояние от основания зубца до края звена составляет 3-5 мм, то следует задуматься о замене цепи.

2) Калибр или шаблон — специальный инструмент для измерения износа велоцепи. Инструмент изготавливается из металла и позволяет определить износ, удлинение цепи сразу в процентах. Пользоваться предельно просто – наложите шаблон на цепь и посмотрите, проваливаются ли зубчики на инструменте в звенья цепи. Возле каждого зубчика есть цифровая пометка, указывающая на износ:

  • Если зубчики калибра со стороны от 0,5 до 0,75 не помещаются в звенья цепи – то цепь соответствует по показателям новой.
  • Зубчики проваливаются со стороны от 0,5 до 0,75 – пришло время менять цепь
  • Зубчики проваливаются со стороны от 0,75 до 1,0 – вместе с цепью, скорее всего, придется менять и кассету. Если шаблон не просто проваливается но и люфтит – под замену пойдут и передние звезды.

Рекомендуем повторить процедуру на нескольких участках цепи.

Существуют более продвинутые варианты калибра, которые позволяют определить удлинение цепи сразу в миллиметрах, но такие точные инструменты применяются в основном в веломастерских.

Важно помнить – данный тип инструментов универсален и подходит для БОЛЬШИНСТВА велосипедных цепей. Шаблон измеряет расстояние от ролика до ролика с учетом среднестатистического его диаметра 7,6 мм, но существуют цепи с бОльшим значением. На таких цепях инструмент всегда будет показывать, что цепь новее новой или значительно занижать показатели. Например цепи Campagnolo или Sram Red (диаметр ролика 7,69 мм) или Sram Eagle ( диаметр ролика 7.72 мм). Большая часть 11-ти и 12-ти скоростных велоцепей также будут иметь не стандартные значения. Производители шаблонов рекомендуют менять такие цепи уже на 0,5% износа (по версии их изделия)

3) Штангенциркуль (не рекомендуем использовать бытовые линейки т.к. точность таких измерений оставит желать лучшего) – принцип действия такой же, как и в предыдущем способе – измеряется расстояние между роликами. Для стандартных цепей губки инструмента для измерения внутреннего диаметра раздвигаются на 119 мм и помещаются между роликами. Важно следить, чтобы губки размещались на самих роликах, а не проваливались в щель между роликом и внутренней пластиной. Теперь полностью раздвигаем инструмент до максимального натяжения цепи и смотрим результат:

  • До 119,7 мм – цепь новая
  • До 120,3 мм – износ 0,5%
  • До 120,6 мм – износ 0,75%
  • До 120,9 мм – износ 1% и более, под замену идет цепь и часть звезд.

Обилие производителей и моделей цепей вносит свои корректировки в данный способ: диаметр роликов может отличаться, зазор между роликом и пином (необходим для перекосов цепи) также может быть разным. Поэтому рекомендуем замерить расстояние между 11 роликами сразу на Вашей новой цепи и потом в рассчетах износа отталкиваться т этой цифры.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение