Как проверить растянутость цепи грм

Как определить износ цепи ГРМ и понять, что её пора менять?

Главная опасность слабого натяжения привода ГРМ – риск перескока цепи, что приведет к встрече клапанов с поршнями и дорогостоящему капитальному ремонту. Давайте рассмотрим, как определить растянутую цепь по выходу натяжителя и при помощи компьютерной диагностики. Покажем, какие коды неисправности косвенно свидетельствуют о рассинхронизации меток газораспределительного механизма (ГРМ). Упомянем методы косвенной проверки износа цепи на двигателях TSI от VAG-Group.

Признаки растянутой цепи ГРМ

  1. Треск, цоканье, звон и прочие посторонние звуки со стороны привода ГРМ. На ранних стадиях характерный шум появляется на несколько секунд после запуска на холодную. За время простоя масло из каналов ГБЦ, блока цилиндров стекает в поддон, поэтому чем больше растянута цепь ГРМ, тем дольше натяжитель взводит ее в рабочее состояние. Если растяжение цепи настолько большое, что вылета штока недостаточно для обеспечения должного натяжения, посторонние звуки будут слышны и на холодную, и на горячую.
  2. Потеря динамики, трудный запуск на холодную или горячую. Растяжение цепи ГРМ приводит к смещению фаз газораспределения. Нарушение газообмена в цилиндрах ведёт к неэффективному наполнению камеры сгоранию и нарушению сгорания топливовоздушной смеси. Как следствие, увеличивается расход топлива, снижается мощность, возникают проблемы с запуском двигателя.
  3. На приборной панели горит индикатор Check Engine. При этом актуальные ошибки в памяти неисправностей говорят о рассинхронизации, запаздывании/опережении одного из распредвалов либо о неисправности датчика распределительного/коленчатого вала.
Читать так же:  Фрагмент одной из цепей днк имеет последовательность нуклеотидов тцаггатгцатгацц определите

Как определить растянутую цепь?

Существует несколько методов проверки износа цепи ГРМ:

  • измерение вылета штока натяжителя. Для контроля растяжения на многих авто в защитной крышке газораспределительного механизма предусмотрен лючок. На натяжителе нанесены отметки, по которым рассчитывается степень выхода штока. Если сервисный лючок отсутствует, для визуального осмотра необходимо снимать защитную крышку ГРМ ибо клапанную крышку;

Информацию о максимально допустимом вылете штока вы можете найти в сервисной документации по ремонту и эксплуатации автомобиля.

  • визуальная оценка провисания цепи между звездочками распределительных валов, а также оценка люфта цепи на зубьях шестерен. Способ не обеспечивает математической точности, но при должном опыте позволяет определить сильно растянутую цепь;
  • замер рассинхронизации привода ГРМ по сигналам с датчика положения коленчатого вала (ДПРВ) и датчика скорости вращения коленчатого вала. Одновременно записанные сигналы демонстрируют фактическое положение валов относительно друг друга. Недостаток такого метода в том, что вам потребуется двухканальный осциллограф, а также эталонный образец сигнала с заведомо исправного двигателя. Огромное преимущество такого метода проверки растяжения цепи в отсутствии необходимости добираться до привода ГРМ. При наличии оборудования и понимания процесса проверка занимает не более 30-50 минут;
  • определение рассинхронизации с помощью диагностического оборудования через интерфейс OBD-II. Такая функция доступна лишь на некоторых авто, оборудованных фазовращателями. По фактическому углу поворота фазовращателя на холостом ходу можно косвенно оценить, насколько сильно растянута цепь ГРМ.

Последний способ проверки хорошо известен многим владельцам автомобилей VAG-Group. С помощью дешевого аналога дилерского прибора VCDS в 093 группе блока «01- Электроника двигателя» можно посмотреть параметр Phase Position Bank 1 Intake. Если значение в окошке близко к -3.00°, цепь необходимо менять.

Печальные последствия растяжения цепи ГРМ

  1. Повышенный износ зубчатых шестерен, башмаков и успокоителей. Растянутая цепь ГРМ сильнее поддается колебательным воздействиям, из-за чего детали привода переносят избыточные механические нагрузки. Происходит ускоренный износ зубьев шестерен, разрушение пластиковых башмаков, успокоителей. Откалывающийся пластик попадает в поддон, рискуя забить сетку маслоприемника и нарушить работу системы смазки двигателя. В особо запущенных случаях цепь может соприкасаться с защитной крышкой ГРМ;
  2. Неправильный газообмен в цилиндрах. Нарушение фаз приводит к ударным нагрузкам на детали шатунно-поршневой группы, увеличивает термическую нагрузку на детали ГБЦ и может стать причиной прогара поршней, клапанов;
  3. Перескок цепи ГРМ на 1 или несколько зубьев. При смещении на 1 зуб возможны проблемы с запуском двигателя, потеря динамики и увеличение расхода топлива. Если цепь перескакивает на 2 и более зубьев, в 95% это приведет к встрече поршней с клапанами. Последствие такого соприкосновения – загибание клапанов и повреждение поршней. Двигатели с растянутой цепью ГРМ не рекомендуется оставлять с включенной передачей на спусках и подъемах.
Читать так же:  Все цепи из аниме сердца пандоры

Наиболее опасны ситуации, когда автомобиль оставлен на задней передаче, но до момента «упора» в коробку передач еще успевает преодолеть несколько сантиметров. Аналогичные риски и в ситуации, когда авто оставлено на одной из скоростей прямого хода, но успевает откатиться на несколько сантиметров назад. В такие моменты обратное вращение двигателя даже на доли сантиметров приводит к еще большему ослабеванию растянутой цепи, поэтому при последующем запуске многократно повышается риск ее перескока.

Особенности работы цепного привода ГРМ

Цепной привод газораспределительного механизма состоит из цепи, успокоителя, зубчатых шкивов, башмака и натяжителя. Поскольку скорость вращения коленчатого вала непостоянна, цепь поддается колебательным воздействиям. Успокоитель гасит колебания, предотвращая цикличное ослабевание цепи.

Рабочее состояние цепи обеспечивается натяжителем, шток которого давит на башмак. По принципу работы натяжители делятся на механические и гидравлические.

Гидравлический натяжитель представляет собой цилиндрический корпус, в одной из частей которого установлен клапанный узел, а во второй плунжер. Между двумя полостями образуется замкнутая рабочая зона, в которую через клапан под давлением подается моторное масло. Давление масла воздействует на плунжер, перемещая его к передней части корпуса. Внутренняя часть корпуса в рабочей зоне плунжера имеет специальные насечки, под стопорное кольцо. При перемещении плунжера стопорное кольцо перемещается по насечкам, блокируя обратное перемещение плунжера при заглушенном двигателе. Благодаря этому цепь сохраняет натяжение в первые секунды запуска, когда давление масла в системе смазки может быть недостаточным.

Внутри корпуса клапана установлен подпружиненный шарик. Когда двигатель запущен, давление масла преодолевает усилие возвратной пружины, отодвигая шарик и открывая доступ маслу к рабочей полости. На заглушенном двигателе возвратная пружина прижимает шарик к посадочному месту, перекрывая масляный канал и препятствуя тем самым оттоку масла из рабочей полости.

Башмак прикреплен к блоку двигателя на подвижной оси. Толкатель плунжера давит на противоположную сторону башмака, тем самым натягивая цепь между звездочками. Выше нами описан принцип работы гидронатяжителя на основе запорного кольца и канавок. В конструкции современных двигателей нередко применяются различные вариации подобного устройства. Добавление в конструкцию перепускного дросселя или резервной полости улучшает демпфирующие свойства и повышает надежность гидронатяжителя, хоть кардинально и не изменяет принцип его работы.

Почему растягивается цепь?

При растягивании цепь оказывает меньшее давление на башмак. Сложившееся противодействие движению плунжера приводит к его перемещению под воздействие давления масла. Шток натяжителя отодвигается, компенсируя тем самым растяжение цепи.

Вылет штока гидронатяжителя фиксирован, поэтому степень компенсации растяжения цепи ограничен. Длина цепи ГРМ увеличивается из-за выработки между составными частями цепи. Из-за огромного количества таких частей даже микроскопический люфт суммарно может привести к значимому удлинению цепи.

По-прежнему основной фактор ресурса цепи ГРМ – конструкция деталей газораспределительного механизма и качество материала комплектующих.

Впору вспомнить о цепных моторах начала 90-х конца 2000-х, в которых благодаря 2-х и даже 3-х рядным цепям их ресурс нередко ограничивался несколькими сотнями тысяч километров.

Из-за особенностей компоновки и ужесточившихся требований к топливной экономичности на современные двигатели часто устанавливают однорядные цепи, ресурс которых иногда не превышает 60-100 тыс. км. Поэтому интервалы технического обслуживания, стиль езды и состояние зубчатых шестерен хоть и влияют на скорость износ цепи ГРМ, но главным фактором по-прежнему остается заложенный конструкторами запас прочности.

Видео: Как определить растянутую цепь ГРМ

Источник

Если стучит цепь ГРМ: можно ли ездить когда гремит цепь

Привод механизма газораспределения на подавляющем большинстве двигателей реализован за счет цепной или ременной передачи. При этом цепь ГРМ считается более надежным и долговечным решением, так как газораспределительный механизм не требует обслуживания на протяжении, как минимум, 80-120 тыс. км.

Сильный стук, скрежет, пропуски зажигания, сбои в работе ДВС четко указывают на то, что двигатель лучше не запускать. В такой ситуации следует доставить авто в сервис на эвакуаторе. Если цепь ГРМ сорвется, может загнуть клапана, повредить поршни и т.д. Подробнее читайте в нашей статье.

Стук цепи в двигателе: как определить

Начнем с того, что цепной привод может быть установлен как на бензиновых, так и на дизельных авто. На обоих типах силовых агрегатов верным признаком проблем с цепью можно считать появление лязгающего, металлического стука в области расположения цепи (зачастую под передней крышкой двигателя).

Цепь ГРМ стучит преимущественно в трех случаях:

  • гремит на холодном моторе и затихает с прогревом;
  • стук продолжается на «горячую», но может стать немного тише;
  • после прогрева на холостых не стучит, но есть стук цепи под нагрузкой под сброс газа.

Звук цепи обычно лучше прослушивается на холодном моторе и немного затихает или даже полностью пропадает с прогревом. В любом случае, если бензиновый мотор работает как дизель, (дизеление двигателя) приводу ГРМ нужно уделять особое внимание.

В любом случае, как для бензиновых ДВС, так и для дизельных двигателей, необходимо периодически проверять привод ГРМ в рамках прохождения плановых ТО. Опытные специалисты могут воспользоваться стетоскопом, а также отдельно изучить совокупность других признаков, после чего принимается решение о необходимости замены привода газораспределительного механизма.

Растяжение, проскакивание или обрыв цепи ГРМ: последствия

Следует отметить, что многие автолюбители часто затягивают с вопросом замены цепи ГРМ и продолжают активно ездить на машине. Причина вполне очевидна. Дело в том, что данная процедура требует определенных финансовых расходов, причем на некоторых моторах весьма серьезных.

Двигатель нужно частично разбирать (снимается крышка), выполнять замену цепи, а также параллельно требуется замена целого ряда других элементов (натяжитель, успокоитель цепи, сальники, прокладки, болты и т.д.).

При этом не все автовладельцы знают, что сбои в работе мотора могут четко указывать на механизм газораспределения и являться признаками критических проблем с цепью. В свою очередь, симптомы быстро прогрессируют. В конечном итоге цепь ГРМ проскакивает или рвется.

Последствия обрыва цепи ГРМ следующие:

  • происходит удар клапанов об поршни (гнет клапана);
  • кроме клапанов, возникают повреждения самих поршней, зеркала цилиндров;
  • в отдельных случаях блок цилиндров пробивает, появляются дефекты коленчатого вала, распределительного вала и т.д.

Кстати, на старых моторах проблема не была настолько серьезной. На поршнях выполнялись специальные проточки (так называемые «безвтыковые» поршни). В случае обрыва привода ГРМ (цепи или ремня), клапана не упирались в поршень, так как попадали в проточки без последствий для двигателя. При этом современные моторы не имеют таких проточек, так как проточки на поршне означают уменьшение степени сжатия, что также снижает и мощность двигателя.

Вполне очевидно, что за исправностью ГРМ, а также состоянием привода данного механизма, на современных моторах нужно постоянно следить. Если же появился стук или цепь стала греметь внутри, это повод для немедленного проведения диагностики двигателя.

Стучит цепь ГРМ: на что обратить внимание

С учетом достаточно высоких рисков, следует обращать внимание на малейшие признаки неисправности привода ГРМ. Как правило, на необходимость диагностики и замены цепи ГРМ указывают следующие признаки:

  • натяжитель цепи вышел более чем на 70% (проверяется визуально через заглушку путем осмотра меток на натяжителе);
  • шумная работа двигателя на холостых оборотах (когда отчетливо прослушивается металлический шум или лязг при запуске двигателя или в процессе его работы);
  • цепь ГРМ стучит и гремит на холодную и/или на горячую (явный шум, идущий со стороны крышки привода ГРМ);
  • плавают обороты двигателя на ХХ, работа мотора нестабильна, имеются проблемы с запуском, пропала мощность двигателя, горит чек двигателя и т.д.

При этом далеко не всегда в двигателе может присутствовать постоянный металлический шум. Часто бывает так, что стучит (гремит) цепь ГРМ на холодную или на горячую. В этом случае стук или лязганье цепи привода газораспределительного механизма проявляется только при определенных условиях. Также металлический шум в двигателе может и пропадать, особенно на ранних этапах, когда износ привода ГРМ только начинается.

Почему гремит цепь в двигателе

На практике, если привод ГРМ отработал более 100-150 тыс. км пробега, появляется стук в результате износа. Можно выделить как износ самого цепного привода, так и натяжителя цепи. Для лучшего понимания давайте поверхностно рассмотрим общий принцип работы системы.

На большинстве современных моторов натяжитель цепи гидравлический. Общий принцип работы сводится к тому, что из системы смазки в натяжитель попадает обычное моторное масло. Далее создается давление масла, под воздействием которого происходит выдвижение штока гидронатяжителя цепи. Указанный шток давит на башмак или воздействует на шестерню, в результате чего цепь натягивается.

Также проблемы могут возникать и с самим натяжителем. Фактически, гидронатяжитель можно считать своеобразным клапаном, который срабатывает от давления масла. Если происходит износ или загрязнение, работа натяжителя нарушается, он перестает натягивать цепь. При этом недостаточно натянутый цепной привод будет производить шум, цепь в двигателе лязгает, стучит и шумит.

Шумит цепь ГРМ на «холодную» и/или на «горячую»

Во многих случаях владельцы сталкиваются с тем, что можно услышать посторонние звуки при работе двигателя стразу после его запуска, то есть «на холодную». Также шум в двигателе может быть более сильным, когда наружная температура достаточно низкая. При этом с прогревом стуки в области привода ГРМ пропадают.

  • В этом случае проблема может заключаться как в приводе или натяжителе, так и в моторном масле и его давлении. Например, если в двигатель залито неподходящее по допускам и вязкости или неправильно подобранно по сезону моторное масло. В этом случае давления «на холодную» может быть недостаточно.

В свою очередь, натяжитель цепи нормально работать также не будет и мотор шумит. При этом цепь ГРМ перестает греметь с ростом температуры двигателя, так как масло разжижается, повышается его прокачиваемость и появляется нужное давление для полноценного срабатывания гидронатяжителя.

Также нужно подобрать наиболее подходящий для двигателя тип моторного масла (по вязкости, по сезону, с учетом износа мотора и условий его эксплуатации, а также принимая во внимание все допуски и рекомендации производителя автомобиля).

Как правило, если привод ГРМ не изношен, на неподходящем масле даже полностью исправный натяжитель может начать работать некорректно. При этом грамотно выполненная замена масла в двигателе в подобной ситуации часто решает проблему стука цепи «на холодную».

  • Теперь перейдем к стуку «на горячую». В случае, когда цепь ГРМ гремит уже на прогретом моторе, основная причина в износе привода. Выйти из строя может натяжитель или сама цепь привода механизма газораспределения.

Что касается цепи, на современных моторах, которые подвержены максимальному облегчению одновременно с высокой степенью форсирования, цепь ГРМ сильно и достаточно быстро вытягивается. Также в последние годы производители активно используют так называемые «пластинчатые» цепи вместо роликовых.

Если же установлена роликовая цепь, такое решение считается более долговечным. Однако следует помнить, что даже такая цепь растягивается, только произойдет это позже. При этом растяжение на 10-15 мм уже считается достаточно сильным, так как натяжитель уже не способен компенсировать такой износ и цепь может перескочить на шестерне. Как минимум, это приведет к сбоям в работе мотора. Если же проскакивание цепи будет слишком сильным (на несколько зубьев сразу), возникает большой риск погнуть клапана.

Стук цепи в двигателе: можно ли ездить

Если в двигателе гремит цепь ГРМ, от эксплуатации автомобиля лучше сразу отказаться. В том случае, если стук цепи незначительный и проявляется только на «холодную», при этом заменой масла решить проблему не удалось, допускается непродолжительная эксплуатация ДВС.

Еще следует помнить, что риск проскакивания на зубьях или полного обрыва цепи ГРМ существует всегда, даже если стучащий металлический звук незначительный и не усиливается.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что при возникновении любых посторонних стуков и шумов в двигателе оптимально прекратить эксплуатацию и сразу доставить автомобиль для диагностики и определения причины.

Основная причина — остаточный ресурс других деталей неизвестен. На практике, это может привести к необходимости скорой повторной разборки двигателя и замены изношенных элементов. Также в значительной степени понижается общая надежность привода ГРМ, что может в дальнейшем стать причиной серьезных поломок ДВС и сбоев в его работе в рамках активной эксплуатации автомобиля.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение