- FAQ по цепям для мотоцикла
- Ответы на самые популярные вопросы по мотоцепям
- Из чего состоит цепь?
- Какие цепи используются в мотоцикле?
- В чем разница между цепями Z-Ring и X-Ring?
- Как работает цепь мотоцикла?
- Универсальны ли мотоциклетные цепи?
- Важно ли направление при установке цепи?
- В каком направлении ставить зажим master link?
- Сколько служит мотоциклетная цепь
- Что произойдет, если цепь порвется во время движения?
- Какие параметры важны в цепи для мотоцикла
- Что означает номер цепи
- В чем разница между цепями 520, 525 и 530?
- Чем отличаются цепи 420 и 428?
- Могу ли я использовать звездочку 520 с цепью 525?
- Соответствует ли цепь 40 звездочке 420?
- Как узнать размер цепи
- Как измерить цепь мотоцикла
- Когда нужно проверять цепь?
- Когда и как нужно чистить цепь?
- Можно ли использовать обезжириватель и WD-40 для очистки?
- Через сколько км смазывать цепь?
- Нужно ли смазывать сальниковые цепи?
- Можно ли использовать моторное масло для цепи мотоцикла?
- Как натягивать цепь?
- Как проверить, что цепь стоит ровно?
- Какая цепь самая прочная?
- Чем золотые цепи лучше обычных?
FAQ по цепям для мотоцикла
Ответы на самые популярные вопросы по мотоцепям
Мы собрали самые частые вопросы о цепях для мотоцикла и дали на них полные и развернутые ответы.
Из чего состоит цепь?
Роликовая цепь состоит из пяти частей:
- валик;
- втулка;
- ролик;
- внутренняя пластина;
- внешняя пластина.
В сальниковых цепях также используются уплотнители с разными сечениями (O-Ring, X-Ring, Z-Ring), а для соединения цепи применяют специальные звенья с зажимными пластинами, штифтами или валиками под расклеп.
Какие цепи используются в мотоцикле?
В большинстве мотоциклов используется роликовая цепь, которая передает крутящий момент от коробки передач на заднее колесо. Размер и параметры зависят от типа и мощности мотоцикла, а по конструкции цепи делятся на два основных вида: сальниковые и бессальниковые.
Более точно можно разделить мотоциклетные цепи на пять категорий:
- обычные или «простые» бессальниковые цепи;
- усиленные бессальниковые цепи для мощных мотоциклов;
- сальниковые с обычными уплотнительными кольцами O-Ring;
- с уплотнительными кольцами X-Ring;
- с уплотнительными кольцами Z-Ring.
В обычных цепях нет уплотнителей — они легкие и доступные, но изнашиваются быстрее, чем сальниковые цепи, в которых смазка герметично запечатана в шарнире. Тяжелые усиленные модели более долговечны и предназначены для мощных мотоциклов. От формы уплотнителя в сальниковых цепях зависит срок службы — например, X-Ring работает дольше, чем O-Ring.
В чем разница между цепями Z-Ring и X-Ring?
Отличие — в форме сечения уплотнителя. Считается, что Z-Ring — более «продвинутая» версия X-Ring, которая дольше служит и еще лучше удерживает смазку.
Как работает цепь мотоцикла?
Каждый мотоцикл с цепным приводом оснащен двумя звездочками, вокруг которых натянута цепь. Первая звездочка приводится в движение валом коробки передач, а вторая жестко зафиксирована на заднем колесе. Цепь входит в зацепление с передней звездочкой и передает движение на заднюю.
Универсальны ли мотоциклетные цепи?
Да, цепи для мотоциклов универсальны, но бывают разных размеров и подходят только для определенных звездочек. Например, если на мотоцикле стоит цепь 525 — значит для него подойдет любая цепь 525 с правильным количеством звеньев. Но нельзя заменить цепь 525 на модели 428 или 530, так как они не будут соответствовать звездочкам. Цепи выбирают не по модели мотоцикла, а по звездочкам.
Важно ли направление при установке цепи?
Мотоциклетные цепи одинаково работают в любую сторону и теоретически можно их ставить как угодно. Но если вы используете соединительное звено с зажимом — закрытый конец клипсы должен быть направлен в сторону движения цепи. Так меньше вероятность, что зажим сдвинется во время движения.
В каком направлении ставить зажим master link?
Закрытый конец зажима соединительного звена всегда должен быть повернут в сторону направления вращения.
Сколько служит мотоциклетная цепь
При правильном обслуживании и уходе цепь может прослужить 30-40 тысяч километров, но это только приблизительные цифры. Срок службы зависит от качества цепи, производительности мотоцикла, условий езды. Если мотоцикл мощный, ездит с перегрузками, бывает на бездорожье — цепь может износиться уже при пробеге 12-15 тысяч километров.
Что произойдет, если цепь порвется во время движения?
Когда цепь разрывается, прекращается соединение между двигателем и задним колесом. Если это произошло во время движения, мотоцикл сразу прекращает набирать и поддерживать скорость, катится по инерции. А в худшем случае цепь может обмотаться вокруг заднего колеса или звездочки и заблокировать колесо.
Какие параметры важны в цепи для мотоцикла
Главные параметры, на которые нужно опираться при выборе и покупке мотоциклетной цепи:
- Шаг. Это расстояние между центрами штифтов.
- Внутренняя ширина. Это расстояние между двумя внутренними пластинами.
- Количество звеньев.
Кроме того, необходимо учитывать условия эксплуатации, мощность мотоцикла.
Когда дело доходит до размеров, появляется много путаницы. Все из-за того, что производители выпускают цепи по двум стандартам: американский ANSI и европейский ISO. Кроме того, есть еще российский ГОСТ, но его используют только отечественные производители.
В обоих стандартах размеры указываются в дюймах, но маркировки отличаются. Например:
- По стандарту ANSI — 25, 35, 40, 43 и т. д.
- По ISO — 415, 420, 520, 525, 530, 630.
Требования к производству, размеры и номинальная нагрузка по этим стандартам отличаются, поэтому обычно не рекомендуется использовать цепи ISO вместо ANSI и наоборот.
Что означает номер цепи
Номер — это маркировка, по которой можно определить основные размеры. Первая цифра указывает шаг. Числа указаны в восьмых долях дюйма. Например:
- 4ХХ — шаг 4/8 дюйма (или 1/2);
- 5ХХ — шаг 5/8 дюйма;
- 6ХХ — шаг 6/8 дюйма (или 3/4).
Последние две цифры показывают рабочую ширину цепи — расстояние между внутренними пластинами. Например:
Но запоминать точные значения не обязательно — размеры по маркировке каждой модели можно уточнить по таблице:
Размер цепи | Шаг (в дюймах) | Внутренняя ширина (в дюймах) | Стандарт |
25 | 1/4 | 1/8 | ANSI |
35 | 3/8 | 3/16 | ANSI |
40 | 1/2 | 5/16 | ANSI |
41 | 1/2 | 1/4 | ANSI |
50 | 5/8 | 3/8 | ANSI |
415 | 1/2 | 3/16 | ISO |
420 | 1/2 | 1/4 | ISO |
428 | 1/2 | 5/16 | ISO |
520 | 5/8 | 1/4 | ISO |
525 | 5/8 | 5/16 | ISO |
530 | 5/8 | 3/8 | ISO |
630 | 3/4 | 3/8 | ISO |
В чем разница между цепями 520, 525 и 530?
Размер цепи | Шаг (в дюймах) | Внутренняя ширина (в дюймах) | Стандарт |
520 | 5/8 | 1/4 | ISO |
525 | 5/8 | 5/16 | ISO |
530 | 5/8 | 3/8 | ISO |
Из таблицы мы видим, что у цепей одинаковый шаг, но разная внутренняя ширина цепи.
Чем отличаются цепи 420 и 428?
Размер цепи | Шаг (в дюймах) | Внутренняя ширина (в дюймах) | Стандарт |
420 | 1/2 | 1/4 | ISO |
428 | 1/2 | 5/16 | ISO |
Аналогично — внутренняя ширина цепи разная, шаг одинаковый.
Могу ли я использовать звездочку 520 с цепью 525?
Нет, эта звездочка будет слишком широка и не войдет правильно в зацепление с цепью. В передаче нужно использовать цепи и звездочки с одной маркировкой.
Соответствует ли цепь 40 звездочке 420?
Нет, эта звездочка не подходит.
Как узнать размер цепи
Самый простой способ — посмотреть маркировку, которая обычно указана на звеньях. Если маркировки нет — можно узнать номер в руководстве пользователя. Там должен быть указан необходимый размер и количество звеньев. Если и это невозможно, остается только измерить цепь.
Как измерить цепь мотоцикла
Для измерения понадобится штангенциркуль — с его помощью нужно узнать расстояние между центрами двух соседних штифтов (шаг) и между двумя внутренними пластинами (ширина).
Когда нужно проверять цепь?
Проверка проводится перед каждой поездкой. Цепь нужно осмотреть на износ и повреждения, проверить натяжение. Если цепь слабо натянута или стоит неровно — нужно ее отрегулировать, чтобы избежать повреждений.
Когда и как нужно чистить цепь?
Очистку выполняют каждые 500-1000 км. Для очистки можно использовать специальные спреи, но подойдут и стандартный WD-40, а некоторые используют даже керосин. Но если это сальниковая модель, очиститель должен быть химически нейтральным — агрессивная жидкость может повредить материал уплотнителей. Кроме жидкости владельцы мотоциклов рекомендуют использовать грубую щетку для бессальниковых цепей. Сальниковые щеткой лучше не чистить.
Можно ли использовать обезжириватель и WD-40 для очистки?
Да, их можно использовать. Но не забывайте, что WD-40 — это именно очиститель, а не смазка.
Через сколько км смазывать цепь?
Смазка нужна каждые 500-1000 км. Интервал зависит от модели мотоцикла, стиля езды, условий использования.
Нужно ли смазывать сальниковые цепи?
Да, иногда смазка нужна даже сальниковым «необслуживаемым» моделям. Но в них смазывают не шарниры, а защищают поверхность от ржавчины. Смазка также требуется на поверхности роликов — она увеличивает срок службы звездочек.
Можно ли использовать моторное масло для цепи мотоцикла?
Нет, использование моторного масла не рекомендуется — оно не смазывает цепь должным образом и вызывает налипание грязи. При такой смазке передачу придется чаще обслуживать и чистить. Специальные смазки более липкие, дольше служат и лучше держатся в шарнирах.
Как натягивать цепь?
Натяжка проводится по мере необходимости. Цепь натягивают при помощи регуляторов заднего колеса на маятнике или вокруг гайки вала. Обычно они выглядят как два болта с гайками. Для натяжки нужно ослабить гайки и установить нужное натяжение. Для городских мотоциклов слабина цепи составляет 2,5-4 см.
Если мотоцикл ездит по бездорожью, отклонение может составлять 3-5 см. Точные рекомендации всегда указывают в руководстве по эксплуатации, а иногда наносят на маятник.
Как проверить, что цепь стоит ровно?
Положение проверяют со стороны задней звездочки. Поднимите цепь снизу, чтобы она полностью натянулась и проверьте верхнюю часть. Если звездочка отрегулирована правильно, цепь должна стоять ровно и на одной оси с обеими звездочками. Во время регулировки колеса одновременно меняется положение задней звездочки — это влияет на положение цепи.
Для проверки положения на маятниках некоторых мотоциклов есть метки. При регулировке заднего колеса убедитесь, что они совпадают с обеих сторон.
Какая цепь самая прочная?
Максимальную нагрузку выдерживают модели 630, а среди обычных размеров — 520 и 530.
Чем золотые цепи лучше обычных?
Золотая поверхность придает мотоциклу индивидуальность и влияет на дизайн. Еще такое покрытие лучше защищает поверхность от коррозии. По техническим характеристикам золотые модели не отличаются.
Источник