Как настроить велосипедную цепь

Как натянуть и отрегулировать велосипедную цепь

5 минут Автор: Михаил Скворцов 3206

Важным элементом для работы велосипеда является цепь, срок службы которой зависит от своевременного ухода. При работе она не должна трещать и скрипеть. Это нормально, что в процессе эксплуатации она постепенно изнашивается и, как следствие, удлиняется. При правильной регулировке цепь должна провисать на 10–12 мм. При оттягивании пальцами она должна поддаться на 10-15 мм, а если эта величина больше, то её необходимо натянуть. Заметьте, что это актуально только для велосипедов или без переключателей скоростей, или с планетарным механизмом передач.

При установке новой цепи также важно отрегулировать её натяжение. Ещё важнее — после первых трёх заездов подтянуть её. Новая деталь в первое время эксплуатации очень быстро растягивается.

Регулировка натяжения на велосипеде без передач

Правильно натянутая цепь на велосипеде без скоростей должна быть немного свободной на величину провисания около 5 мм.

Чтоб натянуть цепь на обычном бесскоростном велосипеде, нужно:

  1. Положить свой транспорт вверх колесами.
  2. Ослабить гайки или эксцентрики крепления заднего колеса.
  3. Настроить правильную величину провисания цепи, передвигая колесо по наклонным пазам, которые называются дропаутами.

Закреплять заднее колесо нужно только в положении, когда его ось параллельна валу каретки.

Читать так же:  Защита цепи для велосипеда stern attack 20

При чересчур натянутой цепи вращать педали на велосипеде становится очень тяжело, детали цепной передачи быстро изнашиваются. Тогда как провисшая цепочка может соскочить со звездочек, и дальше ехать уже точно будет невозможно.

Если колесо уже уперлось в край дропаутов, его больше некуда отодвигать, а цепная лента по-прежнему болтается, тогда потребуется удалить парочку звеньев.

Регулировка на велосипеде со скоростями

Величина натяжения цепи на велосипеде с задним параллелограммным переключателем задаётся всецело силой жёсткости пружины самого переключателя. Но если цепь будет слишком длинной, то этот натяжитель не сможет скомпенсировать её провисание, и она станет бить по раме. Особенно это актуально для велосипедов с коротким задним перебрасывателем.
Слишком короткая цепочка затрудняет переключение передач. Она станет причиной ускоренного износа деталей передачи. В первую очередь это относится к двухподвесным велосипедам.

Очень часто при установке на скоростной велик новой цепи необходимо укоротить её длину, то есть убрать несколько звеньев.

Есть два способа определения того, сколько звеньев нужно убрать:

  • Установить цепь на самые большие звездочки спереди и сзади. Потянуть за неё, отводя задний переключатель до предела вперед. Теперь остается лишь добавить два звена, и оптимальная длина будет определена.
  • Перебросить цепь спереди на наибольшую звездочку, а сзади – на самую маленькую. Подтянуть цепочку до положения, при котором рамка заднего перебрасывателя будет указывать ровно вниз, точнее говоря, когда оси роликов переключателя станут в одну вертикальную линию.

На двухподвесах настраивать длину цепи правильнее будет, придавив задний маятник до позиции, когда передняя кассета звездочек максимально удалена от задней трещотки. Пометив нужную длину, лишние звенья можно удалить.

Удаление звеньев

На обычный велосипед без скоростей ставятся разборные цепи, у них на одном из звеньев имеется замок. На большинство современных байков со скоростями ставятся неразборные цепочки с одинаково хорошо заклепанными всеми звеньями. Разобрать цельную заклёпанную цепочку несложно, достаточно лишь обточить на наждаке головки штифтов на одном из её звеньев. Ещё легче и боле аккуратно можно рассоединить заклепки при помощи специального инструмента — выжимки.

Нужно заметить, что выжимка — это универсальный инструмент. С её помощью можно не только выдавить фиксирующий штифт, но и заново заклепать разобранную цепь. Многие выжимки имеют две рабочие канавки: одна нужна для выпрессовки штифта из ролика, а вторая – для запрессовки. Установочное место, расположенное дальше от давящего винта, предназначено для расклёпки штифтов цепи. Подробнее о пользовании подобным инструментом можно узнать из следующего видео.

Проскальзывание цепи

Цепь начинает проскальзывать, когда ослабевает натяжение вследствие ее сильного растяжения. А будучи чрезмерно растянутой, она, в свою очередь, быстро изнашивает звездочки. Так что, поставив новую цепочку на старую трещотку, можно ничего и не добиться. Всё равно пробуксовка на маленьких звездочках останется.

Если вы подтягиваете старую цепь же не в первый раз, готовьтесь к скорой её замене. Помните, что удалить два звена из неё можно лишь один раз. В конечном исходе, вам все равно придётся потратиться на новую деталь.

Источник

Как подтянуть цепь на велосипеде без передач

Велосипед – это удивительное средство передвижения, которое сочетает в себе спортивные возможности и удовольствие от катания. Однако многие велосипедисты не задумываются о важности хорошо подтянутой цепи.

Хотя цепь и кажется простым компонентом велосипеда, её состояние может оказать значительное влияние на производительность и безопасность во время езды. Ослабшая цепь может привести к ненужным неудобствам и даже авариям. Когда цепь не натянута должным образом, она может соскакивать с зубчатых кассет или передних звёзд, что приводит к неожиданным остановкам и нарушению баланса во время движения. Кроме того, ослабшая цепь может привести к быстрому износу других компонентов системы передачи, таких как зубчатые кассеты и звёздочки, что в дальнейшем потребует более дорогостоящего ремонта. Поэтому, регулярное и правильное подтягивание цепи — важный аспект обслуживания велосипеда, который необходимо учитывать каждому велосипедисту.

Признаки ослабшей цепи

Хотя цепь на велосипеде обычно довольно прочна, она со временем подвержена износу и растяжению. Признаки ослабшей цепи могут быть незаметны на первый взгляд, но их игнорирование может привести к серьезным проблемам во время езды. Некоторые из наиболее распространенных признаков ослабшей цепи включают:

  • Шум и скрежет: Один из первых признаков, указывающих на необходимость подтяжки цепи, — это появление странного шума или скрежета при кручении педалей. Это может происходить из-за излишнего биения или неустойчивого контакта цепи с передними звездами или зубчатой кассетой.
  • Соскальзывание цепи: Если цепь часто соскальзывает с передних или задних звезд, это является сигналом о том, что цепь ослабла и нуждается в подтяжке. Постоянное соскальзывание цепи может быть не только раздражающим, но и опасным, особенно когда оно происходит во время езды на высокой скорости.
  • Заметное изношение: Визуальный осмотр цепи может также указать на её износ. Если звенья цепи кажутся удлиненными, а промежутки между ними значительно увеличены, это говорит о том, что цепь растянулась и нуждается в регулировке или замене.

Подготовка рабочей области

Прежде чем приступить к подтягиванию цепи, важно обеспечить удобную и безопасную рабочую область. Найдите место, где можно стабильно установить велосипед и иметь достаточно места для выполнения всех необходимых операций. Убедитесь, что у вас есть хорошее освещение, чтобы видеть все детали и избежать возможных ошибок.

При подготовке рабочей области также учтите, что процесс подтягивания цепи может быть грязным делом, особенно если цепь была сильно загрязнена. Поставьте велосипед на старую газету или другую защитную поверхность, чтобы не запачкать пол или другие поверхности маслом или грязью.

Пошаговое руководство по подтягиванию цепи

Шаг 1: Подготовка велосипеда и перечень инструментов

Перед тем, как приступить к подтягиванию цепи, необходимо правильно подготовить ваш велосипед и убедиться, что у вас есть все необходимые инструменты. Вот список инструментов, которые потребуются:

  • Шестигранные ключи: для регулировки и подтягивания компонентов велосипеда.
  • Рулетка или измерительная линейка: для проверки износа цепи.
  • Щетка с мягкой щетиной или специальная щетка для цепи: для удаления грязи и масла с цепи.
  • Очиститель цепи или обезжириватель: для более тщательной очистки цепи и зубчатых кассет.
  • Ткань или тряпка: для протирки и вытирания компонентов.

Также убедитесь, что ваш велосипед установлен на стабильную поверхность, и у вас есть достаточно места для выполнения всех действий.

Шаг 2: Очистка цепи и зубчатых кассет

Перед тем, как начать подтягивание цепи, важно очистить её от грязи, пыли и старой смазки. Это поможет не только обеспечить более эффективное подтягивание, но и продлит срок службы всей системы передачи.

  • Смажьте цепь: Нанесите небольшое количество очистителя цепи или обезжиривателя на тряпку и протрите цепь, удаляя старую смазку и грязь. При необходимости, повторите процесс.
  • Чистка зубчатых кассет: С помощью той же пропитанной обезжиривателем тряпки тщательно протрите зубчатые кассеты на заднем колесе.
  • Промывка водой: Если у вас есть возможность, смойте остатки обезжиривателя водой и высушите цепь и кассеты.

Шаг 3: Проверка износа цепи

Правильная проверка износа цепи поможет определить, действительно ли необходимо её подтянуть или заменить. Примените измерительную линейку или рулетку для измерения длины 12 звеньев цепи.

  • Новая цепь: В нормальном состоянии, длина 12 звеньев должна быть приблизительно 30,2 см.
  • Изношенная цепь: Если измеренная длина превышает 30,5 см, это может указывать на износ цепи более чем на 0,5%, и требуется подтягивание или замена.

Шаг 4: Подтягивание цепи с помощью заднего колеса

Теперь, когда вы убедились в необходимости подтянуть цепь, можно приступить к процессу настройки натяжения цепи с помощью заднего колеса.

  • Подтяните заднее колесо: Ослабьте зажимы на задней втулке, позволяющие двигать заднее колесо вперед и назад.
  • Подтяните цепь: Велосипед должен быть на низкой передаче, чтобы обеспечить минимальное натяжение на цепи. Подтяните цепь, потянув заднее колесо вперед, чтобы создать правильное натяжение.
  • Проверьте выравнивание: Убедитесь, что цепь находится на передней и задней зубчатых кассетах или звездах, и она хорошо проходит через задний переключатель.
  • Затяните зажимы на задней втулке: Когда вы достигнете необходимого натяжения цепи, аккуратно затяните зажимы на задней втулке велосипеда, чтобы зафиксировать его положение.

Шаг 5: Проверка корректного натяжения

После подтягивания цепи, следует убедиться, что натяжение настроено корректно, чтобы обеспечить оптимальную производительность и безопасность во время езды.

  • Проверьте натяжение в режиме движения: Велосипед должен быть установлен на стенд или можно попросить помощника держать его вертикально. Педалируйте вперед и назад, обращая внимание на поведение цепи и звук её перемещения по зубчатым кассетам. Цепь должна работать плавно без лишних усилий или звуков.
  • Проверьте натяжение в покое: Отдохните цепь на самой маленькой звезде спереди и самой большой звезде сзади. Должен быть небольшой просвет между верхним звеном цепи и задним кареточным узлом, при этом цепь не должна облизывать задний кареточный узел слишком туго.
  • Корректировка при необходимости: Если натяжение цепи слишком слабое или слишком сильное, повторите процесс подтягивания или ослабления заднего колеса соответственно.

Заключение

Подтягивание цепи на велосипеде является важной процедурой, которая обеспечивает безопасность и комфорт при поездках. Хорошо подтянутая цепь улучшает производительность и предотвращает излишний износ компонентов. При следовании пошаговому руководству, правильной смазке и регулярному обслуживанию, вы сохраните цепь и всю систему передачи в оптимальном состоянии. Помните о значимости проверки износа цепи и замене изношенных компонентов. Однако, если цепь уже значительно изношена, замените её своевременно, чтобы избежать возможных проблем и наслаждаться плавной и безопасной ездой на велосипеде.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение