Как быстро смазать цепь велосипеда

Как смазывать цепь велосипеда

Пошаговая инструкция с фото и видео, чтобы справился даже новичок

Зачем вообще это делать?

Во-первых, ехать на велосипеде со смазанной цепью легче. Без смазки в звеньях увеличивается трение, и вы будете тратить больше сил на то, чтобы крутить педали. Кто добровольно на это согласится?

Во-вторых, смазанная цепь прослужит дольше. Меньше трения — меньше износ деталей. Чем дольше будет служить цепь, тем реже вам придется тратить деньги на ее замену. Сейчас, например, обычная девятискоростная цепь в минских магазинах стоит около 50 рублей.

В-третьих, вовремя обслуженная цепь будет чище, а значит будет меньше пачкать одежду и обувь. Очистить брюки от смеси старой смазки и дорожной пыли будет очень непросто. Зачем усложнять себе жизнь?

В-четвертых, цепь без смазки жутко шумит. Если вы стали замечать, что на вашем когда-то шустром велике ехать стало тяжелее, а из-под ног доносятся писк, скрип и стоны — цепь срочно нуждается в смазке. Из-за таких звуков на всю округу вы даже можете прослыть велокакахой! А это ужасно.

Читать так же:  Маркировка элементов цепей электрических схем

В общем, регулярно смазывать цепь нужно обязательно.

Чем смазывать?

Чтобы не углубляться в теорию, ответим коротко — смазывать велосипедную цепь нужно специально предназначенными для этого составами. Обычному городскому велосипедисту мы рекомендуем пойти в веломагазин и купить бутылочку готовой смазки для цепи.

Велосмазки для цепи бывают «сухие» (Dry) и «мокрые» (Wet). Первые рассчитаны на использование в сухую погоду и в легкий дождь. Они на водной основе, поэтому достаточно быстро смываются во время осадков, но зато меньше собирают на себя грязь и меньше пачкают одежду.

Смазки для влажной погоды более устойчивы к осадкам, но и пыли на цепи в такой смазке, а значит, и на вашей новой обуви и любимых брюках, будет оставаться больше.

В климатических условиях типичного белорусского города разумнее пользоваться «сухой» смазкой. Все-таки под дождем большинство из нас ездит значительно реже, чем в сухую погоду. Но даже если в дороге вас застанут осадки, будет проще лишний раз смазать цепь, вернувшись домой, чем переживать за чистоту одежды после каждой поездки в погожий денек.

Не покупайте раствор в виде аэрозоля — вы не сможете его точно нанести, переборщите с количеством и запачкаете все вокруг. Купите бутылочку с тонким носиком, чтобы состав выливался не струей, а медленно капал по одной капле.

Для улучшения эксплуатационных свойств производители могут добавлять в состав смазки различные компоненты, например, тефлон. Как правило, более качественный продукт будет стоит дороже, поэтому не покупайте самую дешевую смазку — одной упаковки на 100 мл большинству из нас хватит на несколько сезонов, поэтому пытаться сэкономить нет смысла. Испорченная цепь или одежда в любом случае обойдутся дороже. Ориентируйтесь на цену в 15-20 рублей.

Еще раз: просто пойдите в веломагазин и купите жидкую смазку для цепи для сухой погоды.

Конечно, если вы увлеченный велотемой человек с кучей свободного времени и любите эксперименты, то, вероятно, вы получите массу удовольствия от поиска идеального состава для смазки именно вашей велосипедной цепи.

Погрузившись в удивительный мир догадок, обрывков знаний из школьного курса химии и собственных ощущений, вы изобретете смазку с идеальными пропорциями парафина, глицерина и чего-нибудь еще. Вы будете растапливать ваш секретный парафиновый состав в кастрюльке на собственной кухне и варить в нем цепь, нашептывая заклинания. Вы будете… В общем, попробуйте, а потом приходите читать этот пост еще раз.

Как часто смазывать?

Обычно, если вы ездите в основном по городу и пользуетесь подходящей смазкой, смазывать цепь можно каждые 150-200 км пробега или около того.

Вы можете купить велокомпьютер с одометром и отслеживать пробег по нему. Вариант попроще — установить на телефон приложение, которое умеет записывать маршрут, дистанцию и продолжительность поездки. Например, Strava.

Если вам пришлось ехать в дождь, после поездки просушите цепь и смажьте еще раз, даже если по сумме пройденных километров делать это еще рано. С этого момента отсчет пробега до следующей смазки цепи начинается заново.

Возможно, со временем вы сможете определять необходимость смазки по поведению велосипеда — начнете чувствовать, что крутить педали становится тяжелее или что переключения передач уже не такие быстрые и четкие.

Если же цепь начала скрипеть, пищать или шелестеть, это верный признак того, что смазать ее нужно было еще вчера.

Как смазать цепь самому

Чтобы не получить травму, надежно закрепите велосипед перед обслуживанием цепи — прислоните его к стене или установите на специальную стойку.

В хозяйственных магазинах можно купить безворсовые салфетки для автомобиля, они отлично подойдут и для очистки велосипедной цепи.

Шаг № 1

Оберните цепь тканью и, прокручивая педали, очистите ее снаружи от пыли и старой смазки, как показано на фото и видео ниже.

Очистите звезды системы , кассету и ролики переключателя .

Если грязи на цепи и звездах слишком много, вымойте их мочалкой с моющим средством, ополосните слабым напором воды и высушите тканью. Во время мойки не переворачивайте велосипед, чтобы вода не попала в подвижные части, которые могут иметь защиту только от дождя. При обычной городской эксплуатации и регулярном уходе влажная мойка будет уже не нужна.

Если вы только что купили велосипед или установили новую цепь, до следующего обслуживания делать больше ничего не нужно. Заводской смазки хватит на 200-300 км.

Шаг № 2

Найдите замок или соединительный пин, чтобы ориентироваться, откуда вы начинали и какой участок цепи уже смазывали.

Ваша задача нанести смазку так, чтобы цепь была хорошо смазана внутри, но оставалась сухой снаружи, чтобы не собирать пыль и песок. Именно поэтому вам не подойдет состав в виде аэрозоля или бутылочка с широким носиком. Смазка должна капать, а не течь струей или разлетаться облаком.

Прокручивая педали и перемещая цепь, нанесите по одной капле смазки внутрь роликов в каждом звене. На всю длину у вас должно уйти всего 100-120 капель.

Шаг № 3

После обработки несколько минут вращайте педали, чтобы смазка равномерно распределилась внутри роликов.

Шаг № 4

Уберите излишки свежей смазки, обернув цепь тканью и вращая педали еще 1-2 минуты.

Вот и все! Всего за 5 минут вы сделали важное дело для своего велика, причем сделали это не хуже профессионального мастера в веломастерской. Цепь смазана — можно ехать.

Источник

Чем и как смазать цепь на велосипеде с многоскоростной трансмиссией

А нужно ли: зачем смазывать велосипедную цепь

Как минимум, чтобы не скрипела или, в промежуточном варианте, не стрекотала. Как максимум, капля масла в узле трения (звене) повышает его износостойкость. В результате цепка ходит дольше. К тому же вам вряд ли удастся точно выполнить настройку заднего переключателя на сухом приводе.

Если копать глубже, то ресурс велоцепи определяют не только смазывающие качества продукта нефтехимии, а и его способность отталкивать песок и грязь от металла. Поэтому совершенно небезразлично, чем вы будете смазывать велосипедную цепь в домашних условиях или на станции технического обслуживания.

К сведению. У цепки есть допустимая степень удлинения, при которой она наносит минимальный вред звездам. Чтобы определить критическое растяжение, купите калибр или воспользуйтесь штангенциркулем (настройте его на 119 мм и померяйте внутренний размер: если он более 120,6 мм – надо менять). Кассета изнашивается быстрее передних звезд и выдерживает не более 2-3 своевременных смен цепки.

Чем смазывать цепь велосипеда

Нарисуем портрет идеальной велосмазки:

  • Не притягивает пыль.
  • Сохраняет цепь чистой.
  • Проникает в мельчайшие щели, одновременно не вытекая из них.
  • Не вымывается струей воды.


Такого состава в природе нет. Есть продукты для сухой летней погоды, которые вмиг смываются дождем, и смазочные вещества для влажных условий, вымазывающие одежду и притягивающие пыль. Поэтому при выборе совершенно безразлично, какая марка велосипеда лучше и насколько высоко он стоит в рейтинге.

Фирменные велосмазки

Красочные флаконы в веломагазинах – вовсе «не разводняк». Выбирая спецобразцы, вы, в первую очередь, делаете ставку на время обслуживания цепи. Оно минимально, а интервалы – максимальны. Ну и спорный момент: на фоне экономного расхода смазки затраты выглядят пустяково (700-1000 рублей на 10 000-15 000 км).

Для сухой погоды

Подойдет бутылочка с надписью DRY, но не любая. Если в приоритете ресурс – выбирайте тефлоновые, силиконовые или графитовые велосмазки. Их общий минус – пачкают все вокруг. Тем, кто любит чистоту, лучше смазать цепь своего велосипеда восковой смазкой. Но у нее тоже есть крупный недостаток – она имеет неважные смазывающие характеристики.

Тефлоновая Практически не липнет пыль. Катастрофически быстро вымывается, интенсивно высыхает, цепь постоянно в масле. 40-50 км Силиконовая Дешевая и хорошо отталкивает песок. Смывается струей воды, требуют частого нанесения, цепок грязный. 30-40 км Графитовая Недорогая, долго держится в сочленениях звеньев, стойкая к вымыванию, не притягивает грязь. Грязная трансмиссия. 130-150 км по сухому асфальту и 70-80 км – по влажному Восковая Надолго хватает, цепь постоянно чистая, к ней не липнет пыль, нет необходимости мыть цепок перед последующими нанесениями. Дорогая, сокращает ресурс трансмиссии, быстро вымывается под дождем. 150-200 км

Совет. Не покупайте препараты в аэрозольных баллончиках. Расходуется быстро, мимо цепи улетает порядка 50% объема.

Для влажной погоды

Подойдет любой флакончик с надписью WET на этикетке. Внутри – разбавленная растворителем консистентная смазка. При попадании на цепной привод быстро рассредоточивается по зазорам, растворитель испаряется, а мы имеем густой состав между роликом и осью.

Состав не вымывается, но быстро собирает песок и пыль в сухую погоду. В дождь служит порядка 150-200 км.

Домашние рецепты: как сделать смазку для цепи своими руками

Не обязательно использовать фирменную химию. Как бы красочно не была расписана этикетка и столь же подробно разжеван состав какой-то специальной формулы, препарат вряд ли отличен от домашних аналогов.

Конечно же, может превосходство в ресурсе на 5-10 км у «фирмы» может и будет, но к чему этот разговор, если на кону сумма денег, которой с лихвой хватит на еще одну цепочку. Для бюджетного велосипеда типа Stels или Forward с дешевыми комплектующими покупать брендовые смазывающие материалы тоже не резон.

Для сухого шоссе

Альтернативу можно изготовить всем видам заводских DRY-составов. Исходя из срока их службы, имеет смысл искать заменители для смазочных продуктов на основе графита и воска.

Графитовая велосмазка

Графитовый консистентный препарат можно найти в любом автомагазине. Сам по себе состав густой и напрямую не наносится. Он служит основой для того, чтобы сделать двухкомпонентную смазку для цепи в пропорциях:

  • 50% бензина «Калоша».
  • 50% графитовой автосмазки.

Мешать удобнее прямо в шприце объемом 20 мл. По опыту специалистов-энтузиастов такого количества хватает примерно на 4 обработки.

Парафиновая смазка

Затолкать вещество в сочленения звеньев можно двумя способами:

  • Проварить цепок в расплавленном парафине.
  • Развести с керосином в пропорции 1:2 – 100 г. парафина на 200 г. керосина (лучше авиационного) и поставить отстаиваться на три дня (за это время парафиновые сгустки полностью растворятся).

Приверженцы способа добывают парафин из свечек или покупают в аптеке. Перед нанесением материал перетирают на терке. Практика показывает, что срок службы в среднем составляет порядка 500 км. По затратам значительно дешевле известного в велосипедной среде аналога Squirt.

Альтернатива жидким препаратам
  • Машинное трансмиссионное масло. Простой и дешевый аналог. На сухую хватает на 60-70 км, в дождь быстро вымывается. Изрядно цепляет пыль и цепок постоянно грязный.
  • Трехкомпонентный состав (60% солидола, 30% моторного масла, 10% графитового порошка). Старинный рецепт смеси для проварки велоцепи.
  • Трехкомпонентная смесь (85% литола, 5% мыла, 10% графитового порошка). Еще один дедовский рецепт состава для проварки.

К сведению. Графитовый порошок получают из щеток электродвигателя с помощью наждачной бумаги.

Для влажных погодных условий

Перед дождем лучше смазывать цепь на велосипеде густой консистентной смазкой. Она доставляется в жидком состоянии в зазор между пином и роликом и через некоторое время густеет. Рецепт изготовления:

  • Отыскать автомобильный состав №158 для карданных валов или «морскую» консистенцию для ступиц.
  • Смешать с бензином Калоша (альтернатива – топливо для зажигалок) в пропорции 1:1.
  • Перелить смесь в пузырек из-под капель для носа или заправить в шприц.

Можно ли смазывать цепь велосипеда…

  • Машинным моторным маслом. Не рекомендуется, оно жидковато, цепок быстро высыхает.
  • Литолом или солидолом. Напрямую наносить нельзя: в точки трения практически ничего не попадет + будет быстро собирать всю грязь с дороги.
  • WD-40. Нет, это отличный дегризер, но никак не смазочный препарат. В составе – уайт-спирит и какие-то легкие масла. Растворитель доставляет масла в закисшие точки, где они разжижают ржавчину и прочие образования. По сути, им можно только вымыть велоцепь.

Как правильно смазать цепь на велосипеде различными смазками

Цель – доставить смазочное вещество в сочленения звеньев. Внешне цепок должен быть сухим. Такой результат обслуживания считается грамотным. Чтобы он был еще и правильным, необходимо перед процедурой тщательно промыть привод.

Как чистить велоцепь

Чем бы вы не смазывали велосипедную цепь, прежде всего почистите ее. Цель этого мероприятия одна – удалить смесь грязи с маслом и абразив. В домашних условиях качественно и быстро это сделать невозможно. Но и тратить каждый раз около получаса на обслуживание вряд ли кто желает. Ознакомьтесь с двумя способами, и пользуйтесь ими поочередно.

Внимание! Не смазывайте грязный привод. Это ускорит его износ.

Быстрый способ чистки

  1. Зубная щетка, желательно, максимальной жесткости.
  2. Баллончик с дегризером (например, WD-40 или очиститель карбюратора).
  3. Ветошь.

Работа производится прямо на велосипеде:

  • Очистить цепок ветошью. Это удобнее делать на нижнем уровне (под рамой): взяться рукой, прикрытой тряпкой, за цепь, вытереть ее со всех сторон, прокрутить педали, повторить эти же действия на новом участке.
  • Пройтись зубной щеткой. Прижать ее к велоцепи в районе нижнего ролика заднего переключателя, почистить все четыре стороны и звездочки.
  • Продуть каждое сочленение дегризером, прикрыв раму, колесо и тормоза тряпкой или картоном.
  • Сделать 10-15 оборотов педалями назад.
  • Вытереть цепной привод насухо.

К сведению. Быструю чистку можно выполнить с помощью специальной машинки для мойки цепки. Под вопросом только бюджет такого метода (цена приспособления – от 1 100 рублей).

Капитальная очистка

Здесь потребуется снять цепь и пополоскать ее в любом органическом растворителе (бензине, керосине или уайт-спирите). Промывать удобно в бутылке, банке или невысоком судочке.

Совет. Чтобы не пользоваться постоянно выжимкой, установите на цепок быстросъемный замочек.

Как комбинировать способы? Чередуйте 3-4 скороспешных мойки с одной капитальной и велоцепь отслужит заложенный ресурс.

Как смазывать цепь в домашних условиях

Практически все препараты, в том числе и самодельные, наносятся путем внешней промазки каждого сочленения из флакончика, масленки или шприца. Проварку в приготовленном растворе практикуют единицы.

Экономичнее всего использовать небольшой медицинский шприц (на 5 кубиков):

  • Промазать каждый ролик (по 1 капле с обеих сторон).
  • Сделать 10-15 оборотов педалями назад.
  • Проехаться 300-500 м.
  • Вытереть цепь бумажными салфетками.
  • Окончательно пройтись влажной ветошью.
  • Если решено варить цепь в парафине, то делайте это на водяной бане, чтобы материал не пригорал. Время проварки – не более 10 минут.
  • Переход на восковую смазку лучше совместить с заменой цепки. Состав как бы консервирует сочленения звеньев, поэтому желательно, чтобы в них не было абразива.
  • При очередной обработке воскосодержащим препаратом или парафином нет необходимости капитально мыть привод. Достаточно только пройтись ветошью.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение