Что такое логистическая цепь распределения

Каналы и цепи в распределительной логистике

Производитель и потребитель представляют собой исходную и конечную точки движения материального потока. Эти два важнейших элемента логистических отношений связаны между собой логистическим каналом.

Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).

Множество, о котором идет речь, является частично упорядоченным до тех пор, пока не определяются конкретные участники (субъекты) и звенья (пункты трансформации) процесса продвижения материального потока от продуцента к потребителю. Когда это происходит, логистический канал принимает вид логистической цепи.

Отсюда, логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

При выборе логистического канала осуществляют выбор формы движения материального потока – складской или транзитной, а также общей структуры товародвижения.

На практике логистические каналы и цепи формируются не на основе прямых хозяйственных связей, а с участием торговых посредников, использование которых может быть не менее выгодным как для производителей продукции, работ, услуг, так и для потребителей. В этом случае им приходится контактровать с ограниченным числом деловых партнеров.

Посредниками в логистических процессах могут быть снабженческо-сбытовые организации, оптовые базы различных уровней, трансформационные (распределительные) центры, биржевые структуры, торговые дома и т.д., которые могут иметь многоуровневые системы хранения и переработки продукции, где материальные потоки трансформируются и где осуществляются процессы перевалки, хранения, подготовки продукции к производственному потреблению и т.д.

Читать так же:  Теплые полы в ленточные фундаменты

Использование посредников обусловлено следующими причинами:

Управление потоковыми процессами на основе логистической концепции требует наличия определенных финансовых, материальных, квалификационных и иных ресурсов. Чем выше требования к эффективности управления, тем больше средств и ресурсов может понадобиться.

Формирование оптимальной структуры логистических каналов и цепей, а также дальнейшее ее совершенствование предполагает наличие знаний и опыта в области конъюнктуры рынка по структуре товарных потоков, методам реализации и способам распределения.

Виды логистических каналов и цепей соответствуют видам логистических систем, только их не три, а два:

Прямые логистические каналы характеризуются управлением движения материальных потоков без участия посреднических торговых стурктур.

Использовать прямые логистические каналы и цепи целесообразно, когда:

Формируется материальный поток большой мощности (при больших объемах грузовых партий);

В логистическую систему поступили конкретные индивидуальные заказы, которые отвечают всем ее транспортно-перемещающим требованиям (нормам);

Параметры (мощность, напряженность) материального потока оправдывают затраты на его продвижение;

Число пунктов назначения (заказчиков) невелико и они поглощают все материальные потоки, генерируемые производителем;

Товарный поток является узкоспециализированным (сложное оборудование, продукция, изготовлена по индивидуальным заказам; продукция, требующая от производителя монтажных, наладочных работ и т.д.);

Материальный поток не требует складской переработки;

Производитель ПРУ располагает достаточными финансовыми возможностями для создания и эксплуатации логистической системы с прямыми связями.

Преимуществом прямых логистических каналов и цепей является возможность осуществления более концентрированных и своевременных мероприятий по корректировке потоковых процессов. Они позволяют быстро адаптироваться к требованиям потребителей и контролировать весь процесс управления материальными (товарными, грузовыми) потоками.

Эшелонированные логистические каналы характеризуются перемещением материальных потоков от производителей до потребителей через посреднические структуры. Такие каналы состоят только из эшелонированных цепей, включающих звенья торговых и транспортных предприятий, которые помогают трансформировать материальные потоки в зависимости от характера сбыта товарной продукции.

Преимуществами эшелонированных логистических систем является значительная помощь посреднических торговых и транспортных структур, которые в логиситческих каналах и цепях играют активную роль по продвижению материального потока.

На пути к потребителю материальных ценностей поток проходит через транспортно- складские звенья, представляющие конкретных торговых и транспортных субъектов. В этом смысле все посреднические субъекты обобщенно делятся на три категории.

Независимые торговые и транспортные посредники:

Они принимают на себя все риски, связанные с дальнейшим продвижением материальных (товарных) потоков. Их функциональная деятельность предполагает наличие достаточных складских мощностей, обеспечивающих хранение материальных ценностей. Беря на себя эти функции, независимые торговые и транспортные посредники позволяют существенно сократить запасы у производителя и потребителей.

Транспортно-перемещающие работы, комплекс логистических услуг, выбор дальнейшего пути продвижения материальных потоков осуществляются посредниками этой категории на основании принятия собственных решений.

Снабженческие и транспортные структуры (институциональных) потребителей.

Сбытовые и транспортные структуры производителей.

Логистические каналы, состоящие из цепей и звеньев второго и третьего типа, хорошо управляемы. В таких цепях легче реализовать совокупный потенциал всех участников и добиться получения синергического эффекта.

Обобщенно в распределительной логистике каналы и цепи можно характеризовать по числу составляющих их уровней распределения.

Уровень распределения – это любой торговый посредник – участник логистической системы, выполняющий распределительные функции, трансформируя материальные потоки в процессе их продвижения к конечному пункту назначения.

Протяженность логистических каналов и цепей обусловлена количеством имеющихся в них уровней.

Варианты логистических каналов разных уровней распределения:

а) Логистические каналы нулевого уровня распределения (характерны для логистического канала с прямыми связями)

б) Логистический канал с одним уровнем распределения

в) Логистические каналы с двумя уровнями распределения

г) Логистические каналы с тремя уровнями распределения

д) Логистические каналы с четырьмя уровнями распределения

е) Логистические каналы с пятью уровнями распределения

Создание эшелонированных (многоуровневых) логистических систем, в которых управление материальными потоками осуществляется через посреднические структуры, целесообразно в ситуациях, когда:

Товарный рынок раздроблен до такой степени, что мощности материальных потоков недостаточны, чтобы покрыть расходы на прямой сбыт;

Посреднические структуры располагают потенциальными возможностями по более качественному удовлетворению требований потребителей по вопросам закупочной (заготовительной) логистики – организация закупок, быстрой доставки, организации некоторых форм послепродажного и предпродажного обслуживания;

Товарные запасы посреднических звеньев в логиситческих каналах и цепях оказываются ближе к потребителю, чем запасы производителя материальных (товарных) потоков;

Разница между стоимостью выпускаемой изготовителем продукции и ценой продажи слишком мала, чтобы содержать собственные структуры, обеспечивающие сбыт (складские, транспортные), и создать логистическую систему с прямыми связями;

Логистические услуги посреднических звеньев помогают потребителям в большей степени сократить расходы на материально-техническое обеспечение, а также объемы обрабатываемой учетной документации;

Потребителю более удобно регулировать споры и недоразумения с посредником, который им дорожит, чем с производителем, у которого потенциальных потребителей может быть значительно больше.

Источник

Логистическая цепь: понятие, звенья, потоки

Логистическая цепь: что это такое

Виды логистических цепей

Выделяются три основных вида логистических цепей, связывающих логистические потоки между звеньями:

  • цепь снабжения – между поставщиками сырья и производителями,
  • цепь производства — связывает склады ресурсов и склады готовой продукции,
  • цепь распределения — связывает производителя готовой продукции и потребителя.

Логистическая цепь определяет взаимосвязи и последовательность логистических операций:

По масштабу деятельности логистические цепи бывают:

  • макро — транспортировка ресурсов и готовой продукции через границу государства;
  • микро — все звенья логистической цепи находятся в пределах одного предприятия;
  • мета — комплекс взаимодействия различных звеньев. К примеру, для построения логистической цепи перевозки специальных грузов с использованием различных уровней безопасности.

Логистическая цепь и цепь поставок: в чем разница

Цепь поставок— это синхронизация всех видов бизнес-процессов (от поставщика материалов до доставки готовой продукции конечному потребителю), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис.

Сегодня ключевое различие между категориями «цепь поставок» и «логистическая цепь» заключается в том, что логистическая цепь — это множество звеньев логистического процесса, в то время как цепь поставок – это множество бизнес-процессов между звеньями логистической цепи. Зачастую в практическом употреблении понятия используют в качестве синонимов, и это нельзя назвать очевидной ошибкой, так как единая теория на данный счет еще не сформировалась.

На крупных предприятиях можно встреть и иерархическую структуру, где «логистика» является составляющей структуры «цепей поставок» и имеет ограниченный контур управления складской или транспортной деятельностью.

В зависимости от места возникновения выделяются внутренние и внешние цепи поставок. Если жизненный цикл товара или услуги проходит в рамках одной компании, то цепь поставок называется внутренней, если за рамками — внешней. Чаще всего встречаются внешние цепи поставок, когда используются не только свой транспорт, но и наемный, или используются аренда места на стороннем складе.

Логистические звенья

Выделяют следующие звенья логистической цепи:

  • поставщики сырья,
  • производители,
  • склады хранения для сырья и материалов и готовой продукции,
  • конечные потребители,
  • посредники логистических слуг (транспортные компании, распределительные центры и т. д.) для распределения и транспортировки готовой продукции.

На практике не редко встречаются комбинированные звенья логистической системы, в которых указанные функции сочетаются.

Логистические потоки

Логистические потоки — это перемещения какого-либо продукта в определенном направлении и в определенное время. В логистике выделяют три категории потоков: материальные, финансовые и информационные.

Под материальным потоком понимают движение готовой продукции или ресурсов. Благодаря финансовому потоку осуществляется перемещение какого-либо количества материальных и нематериальных ценностей. Они также сопутствуют движению основных и оборотных средств.

Информационные логистические потоки протекают вместе с материальными и финансовыми потоками, это документальные или речевые обращения, или сообщения, которые служат для управления материальных потоков или их сопровождения.

Основы построения эффективной логистической цепи

Из практики построения и оптимизации логистических цепей мы сформировали ключевые принципы их построения:

  1. операции по снабжению, производству, распределению товаров необходимо напрямую связать со стратегическим планированием компании;
  2. организация перевозок и материально-технического обеспечения должна привести к созданию в компании единого подразделения, отвечающего за снабжение, транспорт, управлением запасами, складирование, распределение, информацию о закупках;
  3. необходимо проводить оценку и анализ участников цепи, включая сторонние компании (поставщики ресурсов, региональные дистрибьютеры, сторонние склады) и покупателей
  4. должна проводиться оценка работы различных подразделений, ее результат может выражаться помощью различных показателей (уровень сервиса, рост прибыли, снижение издержек и затрат, увеличение объемов реализации и производства);
  5. необходимо определить оптимальный уровень сервиса и поддерживать его;
  6. важен системный подход, проявляющийся в видении элементов системы логистики как взаимодействующих и взаимосвязанных в достижении единой цели управления. Системный подход характеризуется оптимизацией функционирования всей системы логистики, а не ее отдельных элементов;
  7. необходимо компетентное управление материальными, финансовыми и информационными потоками по всей логистической цепи;
  8. необходимо использовать информационную поддержку и моделирование;
  9. рекомендовано применять TQM — всеобщее управление качеством — обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям;
  10. логистическая цепь должна бесперебойно работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды, то есть быть устойчивой и адаптивной.

Источник

Оцените статью
Всё о бурение