Как и где отремонтировать неисправный водяной насос?

  • Дата: 23-06-2015
  • Просмотров: 426
  • Комментариев:
  • Рейтинг: 18
Оглавление: [скрыть]
  • Вибрационный погружной насос
  • Причины неисправностей
  • Дальнейшая диагностика

Водяной насос является незаменимым прибором практически на каждом дачном участке. Однако большинству дачников современные дорогостоящие насосы не по карману, а потому многие выбирают простенькие погружные насосы типа «Родничок», «Малыш», «Водолей» и т.п. Они стоят порой в 5 раз меньше, а производительность у них высокая, так как они развивают давление достаточное, чтобы прокачать воду через шланг на участке в 10-20 соток. Обычно их используют для полива.

Водяной насос

Для владельцев частный домов хорошо известно, что водяные насосы являются незаменимым устройством для подачи воды.

Однако их главный недостаток в том, что они не очень надежны. Поломки при этом могут быть разнообразные: обрыв тяги, износ клапанов, выход из строя электромагнита или его обмотки, а также короткое замыкание и обрыв и др. Если есть деньги, то в этом случае можно отремонтировать водяной насос в мастерской. Однако многие мастерские берут за ремонт почти половину стоимости самого насоса плюс завышают стоимость расходных запчастей. Кроме того, еще и ждать придется не меньше 3-4 дней.

Поэтому есть смысл посидеть и на досуге разобраться самим в устройстве насоса и в том, как его отремонтировать, тем более что иногда при поломке этого устройства не требуется никаких запчастей.

Вибрационный погружной насос

Устройство вибрационного погружного насоса

Устройство вибрационного погружного насоса.

В самом устройстве вода прокачивается за счет создания в ней колебательных процессов. Основное устройство насоса очень простое:

  • электромагнит;
  • вибратор;
  • корпус.

Электромагнит агрегата – это П-образный сердечник из листовой стали, обмотанный медным эмалированным проводом. В качестве его крепежа, изолятора и охладителя служит эпоксидный компаунд (наполнитель).

Вибратор насоса – это якорь с впрессованным в него штоком. На штоке имеется амортизатор (пружина). От качества амортизатора зависят характеристики работы насоса и его энергоэкономность.

Рядом с амортизатором на небольшом расстоянии через муфту установлена диафрагма из резины. Упор фиксирует ее в корпусе и обеспечивает ей сжатие. Сама диафрагма разделяет электрическую и гидравлическую камеры и также служит второстепенной опорой для штока, на конце которого закреплен резиновый поршень.

Схема установки вибрационного погружного насоса

Схема установки вибрационного погружного насоса.

И последней составляющей насоса является его корпус со встроенным клапаном. Между ними есть зазор в 0,6-0,8 мм, оставленный для свободного оттока воды. Обычно именно клапан является самой ненадежной деталью в насосе.

Некоторые насосы бывают снабжены термостатом от перегрева.

При включении магнита насоса якорь движется со скоростью 100 раз/сек. Соответственно, с такой же частотой работает и поршень. Между поршнем и клапаном остается определенный объем, который является гидравлической камерой. Вода, оказываясь в этой камере, под действием колебательных движений поршня начинает «пружинить», выбрасывая при этом «излишки» в выходное отверстие.

Вернуться к оглавлению

Причины неисправностей

При перегреве насоса его корпус может расширяться. При этом компаунд может потерять свои фиксирующие свойства по причине возрастающей вибрации. В результате между поршнем и магнитом исчезает зазор, необходимый для движения поршня.

Разбор водяного насоса

Для выявления причины поломки водяного насоса, необходимо его разобрать.

Диагностика: чтобы отремонтировать водяной насос, сначала нужно проверить место нахождения поломки. Для этого надо:

  • разделить насос на две части;
  • по электрической части корпуса насоса постукать молоточком, чтобы удостовериться по звуку, что внутри него отсутствует монолитность или присутствует «бряканье».

Лечение:

  1. Вынимаем магнит. Компаунд внутри насоса легко выколачивается. При желании его можно отбить и от катушки.
  2. Делаем на магните маленькие поперечные канавки глубиной не более 2 мм при помощи маленькой болгарки.
  3. Такие же канавки делаем внутри электрического корпуса насоса.
  4. Далее внутри замазываем все слоем автомобильного «стекольного» герметика (он самый прочный).
  5. Впрессовываем магнит под давлением 250-300 кПа при помощи специального пресса. Просто руками вставить не получится, так как этот герметик слишком вязкий. Вполне можно попробовать использовать другие герметики или клеевые составы.
  6. Выждать некоторое определенное время, чтобы герметик застыл.
  7. После этого можно обратно собрать насос.
Штангенциркуль

Для измерения зазора между поршнем и электромагнитом воспользуйтесь штангенциркулем.

Главное, надо соблюсти зазор в 5 мм между поршнем и электромагнитом. Измерить его можно при помощи штангенциркуля. Если сделать его меньше, то катушки будут разбиваться, а при большем зазоре гарантирован перегрев мотора.

Этот зазор можно вычислить. Для этого надо рассчитать разницу глубины утопления катушек и величины выступа железа поршня над фланцем-пружиной. Регулировать этот зазор можно при помощи шайб, которые можно добавлять или удалять при необходимости.

Затем надо проверить клапан: он должен свободно двигаться при простом дуновении. Клапан и поршень должны быть без повреждений. При этом стойку снаружи лучше будет расконтрогаить при помощи двух гаек. Гайку, которой поршень фиксируется на втулке, нужно расклепать.

Вернуться к оглавлению

Дальнейшая диагностика

Поршень водяного насоса

Если насос плохо качает, то возможно что внутри блока поршня расслабли гайки.

  1. Если водяной насос не качает, то вполне возможно, что внутри блока поршня разболтались гайки:
  • необходимо снять поршень, шайбы регулировки зазора, упорное кольцо и мембрану (но только со стороны поршня);
  • снимаем алюминиевый цилиндр и смотрим, где разболтались гайки.

Лечение: чтобы починить агрегат, прижимаем втулку поршня к фланцу-пружине, прикручиваем все гайки и собираем обратно. При этом также важно соблюсти зазор между поршнем и магнитом в 4-5 мм.

При сборке нужно обратить внимание, что выходное отверстие для воды должно быть с той же стороны, что и отверстие на фланце-пружине.

  1. +Если напор воды маленький или произошел обрыв тяги.

Диагностика:

  • разобрать насос;
  • замерить все зазоры;
  • проверить детали на исправность.

Лечение:

  • заменить неисправные детали;
  • расконтрогаить все гайки;
  • замерить зазоры;
  • собрать по новой.
  1. Если перегорела обмотка катушки.

Диагностика: разобрать мотор и удостовериться в неисправности катушки тестером.

Лечение: изготовить новую обмотку (можно с расчетом на другое напряжение, а не только на 220 В) с сохранением «ампер-витков» (мощности насоса) и переменного напряжения питания в 50 Гц. Если вам повезло и у вас есть два разных насоса с поломками в разных частях, то из них запросто можно собрать один целый рабочий насос, особо не копаясь во внутренностях.

http://youtu.be/z13bUEX9eQo

Некоторые люди, решаясь самостоятельно отремонтировать водяной насос, при разборке сталкиваются с тем, что после долгой эксплуатации этого агрегата в воде гайки сильно прикипают к корпусу, в результате чего отодрать их не представляется возможным. На этот случай есть средства типа «Жидкий ключ», ВД-40 и др. Можно попробовать скрутить их силовыми ключами, но это не вариант. Если и это не помогает, то их можно просто спилить болгаркой или ножовкой.


Комментарии

Статьи по теме