Водяной насос является незаменимым прибором практически на каждом дачном участке. Однако большинству дачников современные дорогостоящие насосы не по карману, а потому многие выбирают простенькие погружные насосы типа «Родничок», «Малыш», «Водолей» и т.п. Они стоят порой в 5 раз меньше, а производительность у них высокая, так как они развивают давление достаточное, чтобы прокачать воду через шланг на участке в 10-20 соток. Обычно их используют для полива.
Однако их главный недостаток в том, что они не очень надежны. Поломки при этом могут быть разнообразные: обрыв тяги, износ клапанов, выход из строя электромагнита или его обмотки, а также короткое замыкание и обрыв и др. Если есть деньги, то в этом случае можно отремонтировать водяной насос в мастерской. Однако многие мастерские берут за ремонт почти половину стоимости самого насоса плюс завышают стоимость расходных запчастей. Кроме того, еще и ждать придется не меньше 3-4 дней.
Поэтому есть смысл посидеть и на досуге разобраться самим в устройстве насоса и в том, как его отремонтировать, тем более что иногда при поломке этого устройства не требуется никаких запчастей.
Вибрационный погружной насос
- электромагнит;
- вибратор;
- корпус.
Электромагнит агрегата — это П-образный сердечник из листовой стали, обмотанный медным эмалированным проводом. В качестве его крепежа, изолятора и охладителя служит эпоксидный компаунд (наполнитель).
Вибратор насоса — это якорь с впрессованным в него штоком. На штоке имеется амортизатор (пружина). От качества амортизатора зависят характеристики работы насоса и его энергоэкономность.
Рядом с амортизатором на небольшом расстоянии через муфту установлена диафрагма из резины. Упор фиксирует ее в корпусе и обеспечивает ей сжатие. Сама диафрагма разделяет электрическую и гидравлическую камеры и также служит второстепенной опорой для штока, на конце которого закреплен резиновый поршень.
И последней составляющей насоса является его корпус со встроенным клапаном. Между ними есть зазор в 0,6-0,8 мм, оставленный для свободного оттока воды. Обычно именно клапан является самой ненадежной деталью в насосе.
Некоторые насосы бывают снабжены термостатом от перегрева.
При включении магнита насоса якорь движется со скоростью 100 раз/сек. Соответственно, с такой же частотой работает и поршень. Между поршнем и клапаном остается определенный объем, который является гидравлической камерой. Вода, оказываясь в этой камере, под действием колебательных движений поршня начинает «пружинить», выбрасывая при этом «излишки» в выходное отверстие.
Причины неисправностей
При перегреве насоса его корпус может расширяться. При этом компаунд может потерять свои фиксирующие свойства по причине возрастающей вибрации. В результате между поршнем и магнитом исчезает зазор, необходимый для движения поршня.
Диагностика: чтобы отремонтировать водяной насос, сначала нужно проверить место нахождения поломки. Для этого надо:
- разделить насос на две части;
- по электрической части корпуса насоса постукать молоточком, чтобы удостовериться по звуку, что внутри него отсутствует монолитность или присутствует «бряканье».
Лечение:
- Вынимаем магнит. Компаунд внутри насоса легко выколачивается. При желании его можно отбить и от катушки.
- Делаем на магните маленькие поперечные канавки глубиной не более 2 мм при помощи маленькой болгарки.
- Такие же канавки делаем внутри электрического корпуса насоса.
- Далее внутри замазываем все слоем автомобильного «стекольного» герметика (он самый прочный).
- Впрессовываем магнит под давлением 250-300 кПа при помощи специального пресса. Просто руками вставить не получится, так как этот герметик слишком вязкий. Вполне можно попробовать использовать другие герметики или клеевые составы.
- Выждать некоторое определенное время, чтобы герметик застыл.
- После этого можно обратно собрать насос.
Главное, надо соблюсти зазор в 5 мм между поршнем и электромагнитом. Измерить его можно при помощи штангенциркуля. Если сделать его меньше, то катушки будут разбиваться, а при большем зазоре гарантирован перегрев мотора.
Этот зазор можно вычислить. Для этого надо рассчитать разницу глубины утопления катушек и величины выступа железа поршня над фланцем-пружиной. Регулировать этот зазор можно при помощи шайб, которые можно добавлять или удалять при необходимости.
Затем надо проверить клапан: он должен свободно двигаться при простом дуновении. Клапан и поршень должны быть без повреждений. При этом стойку снаружи лучше будет расконтрогаить при помощи двух гаек. Гайку, которой поршень фиксируется на втулке, нужно расклепать.
Дальнейшая диагностика
- Если водяной насос не качает, то вполне возможно, что внутри блока поршня разболтались гайки:
- необходимо снять поршень, шайбы регулировки зазора, упорное кольцо и мембрану (но только со стороны поршня);
- снимаем алюминиевый цилиндр и смотрим, где разболтались гайки.
Лечение: чтобы починить агрегат, прижимаем втулку поршня к фланцу-пружине, прикручиваем все гайки и собираем обратно. При этом также важно соблюсти зазор между поршнем и магнитом в 4-5 мм.
При сборке нужно обратить внимание, что выходное отверстие для воды должно быть с той же стороны, что и отверстие на фланце-пружине.
- +Если напор воды маленький или произошел обрыв тяги.
Диагностика:
- разобрать насос;
- замерить все зазоры;
- проверить детали на исправность.
Лечение:
- заменить неисправные детали;
- расконтрогаить все гайки;
- замерить зазоры;
- собрать по новой.
- Если перегорела обмотка катушки.
Диагностика: разобрать мотор и удостовериться в неисправности катушки тестером.
Лечение: изготовить новую обмотку (можно с расчетом на другое напряжение, а не только на 220 В) с сохранением «ампер-витков» (мощности насоса) и переменного напряжения питания в 50 Гц. Если вам повезло и у вас есть два разных насоса с поломками в разных частях, то из них запросто можно собрать один целый рабочий насос, особо не копаясь во внутренностях.
Некоторые люди, решаясь самостоятельно отремонтировать водяной насос, при разборке сталкиваются с тем, что после долгой эксплуатации этого агрегата в воде гайки сильно прикипают к корпусу, в результате чего отодрать их не представляется возможным. На этот случай есть средства типа «Жидкий ключ», ВД-40 и др. Можно попробовать скрутить их силовыми ключами, но это не вариант. Если и это не помогает, то их можно просто спилить болгаркой или ножовкой.